Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-324/2017 от 10.07.2017

№ 12-324/17

РЕШЕНИЕ

По делу об административном правонарушении

Г. Щелково, Московской области «25» сентября 2017 года.

Судья Щелковского городского суда Московской области Стунеева Л.И. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Управляющая компания Комфорт» (далее ООО «УК Комфорт») на постановление по делу об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенное ст. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ЦФО Департамента Росприроднадзора по ЦФО, зам начальника отдела надзора за водными ресурсами – Моисеевым В.С.,

УСТАНОВИЛ:

В Щелковский городской суд Московской области поступила жалоба ООО «УК Комфорт» на постановление по делу об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное ст. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ЦФО Департамента Росприроднадзора по ЦФО, зам начальника отдела надзора за водными ресурсами – Моисеевым В.С., согласно которому ООО «УК Комфорт» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа, в размере 100 000 рублей.

В указанной жалобе, генеральный директор ООО «УК Комфорт» Дмитрюк И.С. выражает свое несогласие с вынесенным постановлением органа административной юрисдикции, полагает, что постановление подлежит отмене, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, либо за малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Также указывает, что административным органом не было учтено следующее:

Согласно Постановлению Общество до 01.02.2017 года не представило территориальному органу Росприроднадзора отчетности по форме федерального статистического наблюдения №2-ТП (отходы) за 2016 год, что является основанием для вынесения в адрес Общества предписания об устранении нарушений, но не для привлечения к административной ответственности по ст. 8.2. КоАП РФ.

Непредставление Обществом отчетности связано с учетом, а не обращением отходов.

Непредставление Обществом отчетности не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба.

При разрешении административного дела по существу не была учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П. гласящая о том, что санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

Общество не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинила вреда интересам граждан, общества и государства.

Так же, согласно общим положениям ч.1 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Непредставление Обществом в установленном порядке отчетности территориальному органу Росприроднадзора по форме федерального статистического наблюдения №2-ТП (отходы) за 2016 год не является длящимся нарушением, поскольку подлежало исполнению к установленному сроку, то есть к 1 февраля после отчетного периода. Следовательно, указанное нарушение совершено Обществом ДД.ММ.ГГГГ и на момент привлечения к административной ответственности ДД.ММ.ГГГГ установленный срок был пропущен.

Соответственно, течение двухмесячного срока, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об АП для вынесения постановления по делу об административном правонарушении, начинается с 02 февраля - со дня совершения административного правонарушения, а заканчивается ДД.ММ.ГГГГ - дата истечения двухмесячного срока, после которой закон не допускает привлечение Общества к административной ответственности и данное обстоятельство в силу п.6 ч.1 ст. 24.5 Кодекса исключает возможность производства по делу об административном правонарушении.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В связи с этим размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.

Впоследствии Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 4-П предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель ООО «УК Комфорт» Грибанов М.Н., действующий на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГг., доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ООО «УК Комфорт», судья полагает, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО «УК Комфорт» по ст. 8.2 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенное ст. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ЦФО Департамента Росприроднадзора по ЦФО, зам начальника отдела надзора за водными ресурсами – Моисеевым В.С., подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «УК Комфорт» – прекращению, по следующим основаниям.

Из материалов дела об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «УК Комфорт» усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ определением ст. государственного инспектора в области охраны окружающей среды по ЦФО Департамента Росприроднадзора по ЦФО, зам. начальника отдела надзора за водными ресурсами – Моисеева В.С. было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении неустановленного круга лиц.

В этом же определении указано, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужило обращение гражданина (вх. от ДД.ММ.ГГГГ. № ), однако данное обращение в материалах дела не содержится, суду не представлено.

Тем не менее, на основании указанных документов, было проведено административное расследование, результатом которого явилось постановление о назначении административного наказания в отношении ООО «УК Комфорт».

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.2, 26.1 КоАП РФ должностное лицо устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Между тем, при рассмотрение настоящего дела должностным лицом органа административной юрисдикции указанные требования закона выполнены не в полном объеме.

Виновное лицо установлено при проведении административного расследования, возбужденного по ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении неустановленных лиц.

Возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении неустановленных лиц не предусмотрено законодательством об административных правонарушениях.Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ)

В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Положениями Федерального закона об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Согласно статье 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, в том числе, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Исходя из положений указанных норм, обязанность по проведению инвентаризации отходов и объектов их размещения, представлению необходимой информации в области обращения с отходами, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих предприятия, здания, строения, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами, обязанность по учету образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов - на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов).

Основным видом деятельности ООО «УК Комфорт», согласно выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 25.05.2017г. является: управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе; предоставление посреднических услуг при купле-продаже, аренде недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе; предоставление консультационных услуг при купле-продаже, аренде недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе; управление эксплуатацией жилого/нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе; деятельность в области архитектуры, связанная с созданием архитектурного объекта, деятельность в области фотографии; деятельность по письменному и устному переводу; деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений прочая; деятельность по упаковыванию товаров.

При проведении расследования было установлено, что у ООО «УК Комфорт» в ходе осуществления хозяйственной деятельности в 2016 году образовались отходы производства и потребления, а именно: мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный – 5 класс опасности (0,45 т., согласно данным учета, осуществляемым ООО «УК Комфорт»), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) – 4 класс опасности.

Из материалов дела усматривается, что ООО «УК Комфорт» заключило договор о предоставлении услуг по вывозу и размещению ТБО и КГМ с ООО «Экология Подмосковья» на оказание услуг по обеспечению сбора и вывоза твердых коммунальных отходов и крупногабаритного мусора с контейнерных площадок.

В соответствии с положениями ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Постановлением о назначении административного наказания по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «УК Комфорт» установлено, что приказом федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГ утверждена отчетность – годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», которую предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления территориальному органу Росприроднадзора в субъекте РФ до 01 февраля после отчетного периода. Вопреки вышеуказанным требованиям, ООО «УК Комфорт», осуществляя деятельность в области обращения с отходами в 2016 году, до 01.02.2017г. не представило территориальному органу Росприроднадзора отчетность по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) за 2016 год.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Исходя из изложенного, нельзя согласиться с выводом органа административной юрисдикции о наличии в действиях ООО «УК Комфорт» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

П. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, то оспариваемое постановление административного органа о привлечении общества к административной ответственности подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

Также следует отметить, что ООО «УК Комфорт» вменяется не представление в установленном порядке отчетность по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) за 2016г. Данная отчетность должна была быть предоставлена территориальному органу Росприроднадзора к ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования.

Таким образом, срок привлечения ООО «УК Комфорт» к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, органом административной юрисдикции Общество привлечено к административной ответственности за пределами срока давности.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Управляющая компания Комфорт» по ст. 8.2 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенное ст. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ЦФО Департамента Росприроднадзора по ЦФО, зам начальника отдела надзора за водными ресурсами – Моисеевым В.С. отменить, производство по делу об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «УК Комфорт» - прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

Жалобу ООО «УК Комфорт» - удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд Московской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Л.И. Стунеева

12-324/2017

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ООО "УК "КОМФОРТ"
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Стунеева Л.И.
Статьи

КоАП: ст. 8.2

Дело на странице суда
shelkovo--mo.sudrf.ru
11.07.2017Материалы переданы в производство судье
28.08.2017Судебное заседание
18.09.2017Судебное заседание
25.09.2017Судебное заседание
17.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее