Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1606/2018 от 30.05.2018

Судья Щербина И.С. Дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июня 2018 года <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Коротченковой И.И.,

судей Хомяковой М.Е., Ларионовой С.В.,

при секретаре Нешитой О.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Находных Анастасии Михайловны, Кабанова Максима Владимировича, Гришиной Кристины Владимировны, Савиной Ирины Евгениевны, Морозова Андрея Геннадьевича к Департаменту здравоохранения <адрес>, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании компенсационных выплат,

по апелляционной жалобе Федерального фонда обязательного медицинского страхования на решение Советского районного суда <адрес> от <дата>, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Коротченковой И.И., выслушав возражения на жалобу истцов Находных А.М., Кабанова М.В., Гришиной К.В., Савиной И.Е., Морозова А.Г., представителя ответчика Департамента здравоохранения <адрес> и третьего лица Департамента финансов <адрес> по доверенностям Морозовой Ю.А., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия

установила:

Находных А.М., Кабанов М.В., Гришина К.В., Савина И.Е., Морозов А.Г. обратились в суд с исковым заявлением к Департаменту здравоохранения <адрес>, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) о взыскании компенсационных выплат.

В обоснование заявленных требований указывали, что Находных А.М. с <дата> работает врачом – психиатром в бюджетном учреждении здравоохранения «Нарышкинская центральная районная больница» (далее – БУЗ), Кабанов М.В. с <дата> работает врачом – эндокринологом в БУЗ «Покровская центральная районная больница», Гришина К.В. с <дата> работает в БУЗ «Мценская центральная районная больница» врачом – терапевтом участковым в Высокинской врачебной амбулатории, Савина И.Е. с <дата> работает врачом – неврологом в БУЗ «Новодеревеньковская центральная районная больница», Морозов А.Г. с <дата> работает врачом – стоматологом в БУЗ «Залегощенская центральная районная больница».

<дата> между истцами, работодателем и Департаментом здравоохранения <адрес> заключены договора о предоставлении им единовременной компенсационной выплаты в размере ФИО12, как медицинским работникам с высшим образованием, прибывшим в 2016 -2017 годах на работу в сельский населенный пункт либо, поселок городского типа на территории <адрес>.

До настоящего времени указанная выплата не произведена, в связи с чем, с учетом уточненных исковых требований просили взыскать в пользу каждого из них единовременную компенсационную выплату в размере ФИО13, в том числе: с ФФОМС в размере ФИО14; с Департамента здравоохранения <адрес> за счет казны <адрес> в размере ФИО15

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены территориальный фонд обязательного медицинского страхования <адрес> (далее - ТФОМС <адрес>), БУЗ «Нарышкинская центральная районная больница», БУЗ «Покровская центральная районная больница», БУЗ «Мценская центральная районная больница», БУЗ «Залегощенская центральная районная больница», БУЗ «Новодеревеньковская центральная районная больница».

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Федерального фонда обязательного медицинского страхования ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного.

Полагает, что медицинский работник Гришина К.В. не может получить единовременной компенсационной выплаты в размере ФИО16, поскольку заключила трудовой договор с БУЗ «Мценская центральная районная больница», а в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ не предусмотрено предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам прибывшим (переехавшим) на работу в город.

Указывает на то, что ФФОМС не является стороной договора, в соответствии с которым истцам должна быть произведена компенсационная выплата, предусмотренная ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от <дата> № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от <дата> № 326-ФЗ), в связи с чем, является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Отмечает, что ФФОМС во исполнение требований п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации до ТФОМС по <адрес> в 2017 году доведены лимиты бюджетных обязательств посредством направления соответствующих уведомлений по расчетам между бюджетами по форме, установленной Минфином России на общую сумму ФИО17 (на 16 медицинских работников), в том числе из резерва ФИО18 (на 2 медицинских работника). Вместе с тем, Департаментом здравоохранения <адрес> заключены дополнительные договоры на предоставление единовременных компенсационных выплат с 18 медицинскими работниками, в том числе с Находных А.М., Кабановым М.В., Гришиной К.В., Савиной И.Е., Морозовым А.Г., и совместно с ТФОМС направлена в ФФОМС заявка на получение иных межбюджетных трансфертов сверх утвержденных бюджетных ассигнований, в чем усматривается нарушение ст. 219 БК РФ, выразившееся в принятии бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования. Таким образом, учитывая, что ФФОМС не является стороной гражданско-правового договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты между медицинским работником и Департаментом здравоохранения <адрес>, которым приняты повышенные бюджетные обязательства в связи с заключением указанных договоров, то такие обязательства должны осуществляться самостоятельно за счет средств областного бюджета.

Ссылается, что оригинал заявки на получение иных межбюджетных трансферов из бюджета ФФОМС на единовременную компенсационную выплату истцам от 13.12.2017 поступили в ФФОМС лишь в январе 2018 года.

Обращает внимание, что Федеральным законом от 05.12.2017 № 368-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» бюджетные ассигнования на осуществление единовременных компенсационных выплат в 2018 году не предусмотрены.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иным правовым актом.

В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и ФФОМС единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.

Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 472-ФЗ) в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.

Предоставление иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Правительством Российской Федерации, при условии предоставления отчетности по форме и в порядке, которые установлены Федеральным фондом (ч. 12.4 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ).

Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМС для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.

Так, в соответствии с ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, предусматривающего установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:

а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;

б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п. п. 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 81, п. п. 1, 2, 5, 6 и 7 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;

г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;

4) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением установленных настоящей статьей условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.

Правовое регулирование, установленное ч. ч. 12.1 и 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.09.2014 № 1868-О, от 27.11.2015 № 2483-О).

В целях повышения эффективности реализации государственной политики в области социальной поддержки медицинских работников в сельской местности, качества и доступности оказания медицинской помощи сельскому населению на основании приведенной нормы закона постановлением <адрес> от <дата> утверждено Положение о предоставлении в 2017 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с высшим образованием, прибывшим (переехавшим) в 2016 и 2017 годах на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа на территории <адрес> (далее - Положение), действующее на момент возникновения спорных отношений.

Согласно п. 2 Положения право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей (далее - единовременная компенсационная выплата) имеют медицинские работники в возрасте до 50 лет, имеющие высшее образование (далее - медицинские работники), прибывшие в 2016 и 2017 году на работу в бюджетные учреждения здравоохранения <адрес>, расположенные в сельских населенных пунктах либо рабочих поселках, либо поселках городского типа (далее - учреждения здравоохранения), после окончания обучения в образовательной организации высшего образования или переехавшие в указанный период на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившие с Департаментом здравоохранения <адрес> договор, предусмотренный п. 3 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от <дата> № 326-ФЗ.

Из п. п. 4, 5 Положения следует, что заявление медицинского работника с прилагаемыми к нему документами регистрируется в день поступления в Департаменте, который в течение 15 календарных дней со дня регистрации заявления рассматривает документы и принимает решение о предоставлении единовременной компенсационной выплаты либо об отказе в этом.

Пунктом 6 Положения предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты является несоблюдение условий, предусмотренных абзацами первым - четвертым пункта 2 Положения, и (или) представление неполного пакета документов, указанных в пункте 3 Положения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от <дата> -р (в редакции от <дата>) (далее - Распоряжение), утверждено распределение в 2017 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМС в целях осуществления в соответствии с ч.12.1 ст. 51 Федерального закона от <дата> № 326-ФЗ единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, согласно которому размер иных межбюджетных трансфертов, выделяемых из бюджета ФФОМС бюджету ТФОМС <адрес>, составил ФИО19

При этом, в соответствии с пунктом 2 Распоряжения, в целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам при недостатке бюджетных ассигнований, выделенных бюджетам ТФОМС, на ФФОМС возложена обязанность по предоставлению иных межбюджетных трансфертов за счет средств резерва, который в 2017 году определен в размере ФИО20

Как следует из материалов дела и установлено судом, Находных А.М. <дата> года рождения, на основании трудового договора от <дата> принята на работу в БУЗ «Нарышкинская центральная районная больница» врачом – психиатром (Т. 1 л.д. 13 – 17).

Кабанов М.В. <дата> года рождения, на основании трудового договора от <дата> принят на работу в БУЗ «Покровская центральная районная больница» врачом – эндокринологом (Т. 1 л.д. 30-36).

Морозов А.Г. <дата> года рождения, на основании трудового договора от <дата> принят на работу в БУЗ Залегощенская центральная районная больница» врачом – стоматологом (Т. 1 л.д. 47 – 54).

Гришина К.В. <дата> года рождения, на основании трудового договора от <дата> принята на работу в БУЗ Мценская центральная районная больница». Согласно п. 3 договора работник осуществляет работу в структурном подразделении работодателя, а именно врачом – терапевтом участковым в Высокинской врачебной амбулатории (Т. 1 л.д. 69 – 73).

Савина И.Е. <дата> года рождения, на основании трудового договора от <дата> принята на работу в БУЗ «Новодеревеньковская центральная районная больница» врачом – неврологом (Т. 1 л.д. 84-89).

<дата> между Находных А.М., Кабановым М.В., Гришиной К.В., Савиной И.Е., Морозовым А.Г., БУЗ «Нарышкинская центральная районная больница», БУЗ «Покровская центральная районная больница», БУЗ «Мценская центральная районная больница», БУЗ «Залегощенская центральная районная больница», БУЗ «Новодеревеньковская центральная районная больница» и Департаментом здравоохранения <адрес> были заключены договоры -м, 24/2017 – м, 23/2017 – м, 19/2017-м, 32/2017 – м о предоставлении единовременной компенсационной выплаты истцам как медицинским работникам с высшим образованием, прибывшему (переехавшему) в 2016 и 2017 годах на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа на территории <адрес> (Т. 1 л.д. 23-27, 55-59, 79-83, 41-45).

В соответствии с п. 7 данных договоров Департамент здравоохранения <адрес> обязался предоставить медицинскому работнику единовременную компенсационную выплату в течение 30 календарных дней с момента заключения настоящего договора путем перечисления на лицевой счет Учреждения здравоохранения.

Исходя из п. 9 договоров, Учреждение здравоохранения в течение 3 рабочих дней перечисляет поступившие денежные средства в бюджет <адрес> путем перечисления на лицевой счет Департамента, открытый в Управлении Федерального казначейства по <адрес>.

Согласно ответу ФФОМС от <дата> на обращение Департамента здравоохранения <адрес> исх. от <дата>, межбюджетные трансферты на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам будут направлены в случае поступления заявок от ТФОМС <адрес>.

<дата> Департаментом здравоохранения <адрес> в ТФОМС <адрес> направлена заявка на получение в 2017 году иных межбюджетных трансферов для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам на сумму ФИО21, в том числе истцам.

<дата> по защищенному каналу VipNet (сеть ) вышеуказанная заявка в электронном виде поступила в ФФОМС.

Однако межбюджетные трансферы бюджету ТФОМС <адрес> по указанной заявке не были представлены, в связи с использованием указанных в п. 2 Распоряжения средств резерва в полном объеме, что следует из письма ФФОМС от <дата> /и.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ненадлежащее исполнение уполномоченными органами возложенных на них обязанностей по предоставлению истцам единовременной компенсационной выплаты не может лишать медицинского работника права на получение данной выплаты, в связи с чем, удовлетворил иск в полном объеме.

Принимая во внимание, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.

Довод апелляционной жалобы о том, что Гришина К.В. в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ не может получить единовременную компенсационную выплату, поскольку заключила трудовой договор с БУЗ «Мценская центральная районная больница», которая расположена в городе, отклоняется судебной коллегий, как несостоятельный, поскольку из материалов дела следует, что Гришина К.В. осуществляет работу в структурном подразделении работодателя, а именно врачом – терапевтом участковым в Высокинской врачебной амбулатории, которая расположена в сельской местности.

В суде апелляционной инстанции представитель Департамента финансов <адрес> Морозова Ю.А. не отрицала факт того, что Гришина К.В. заключала трудовой договор с БУЗ «Мценская центральная районная больница», но по факту осуществляет работу в филиале работодателя в Высокинской врачебной амбулатории.

Ссылки в жалобе на то, что ФФОМС не является стороной договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты между медицинским работником и уполномоченным органом, в связи с чем, ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты должна быть возложена на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являются несостоятельными, поскольку обязанность по осуществлению единовременной компенсационной выплате из бюджета Федерального фонда прямо предусмотрена Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Не влекут отмену решения суда и ссылки в жалобе на поступление в ФФОМС оригинала заявки на получение иных межбюджетных трансферов из бюджета ФФОМС на единовременную компенсационную выплату истцу лишь в январе 2018 года, поскольку материалами дела подтверждается, что данная заявка в виде образа документа была принята ФФОМС по защищенному каналу VipNet в электронном виде <дата> и фактически рассмотрена <дата>.

Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, его выводы подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда <адрес> от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Щербина И.С. Дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июня 2018 года <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Коротченковой И.И.,

судей Хомяковой М.Е., Ларионовой С.В.,

при секретаре Нешитой О.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Находных Анастасии Михайловны, Кабанова Максима Владимировича, Гришиной Кристины Владимировны, Савиной Ирины Евгениевны, Морозова Андрея Геннадьевича к Департаменту здравоохранения <адрес>, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании компенсационных выплат,

по апелляционной жалобе Федерального фонда обязательного медицинского страхования на решение Советского районного суда <адрес> от <дата>, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Коротченковой И.И., выслушав возражения на жалобу истцов Находных А.М., Кабанова М.В., Гришиной К.В., Савиной И.Е., Морозова А.Г., представителя ответчика Департамента здравоохранения <адрес> и третьего лица Департамента финансов <адрес> по доверенностям Морозовой Ю.А., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия

установила:

Находных А.М., Кабанов М.В., Гришина К.В., Савина И.Е., Морозов А.Г. обратились в суд с исковым заявлением к Департаменту здравоохранения <адрес>, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) о взыскании компенсационных выплат.

В обоснование заявленных требований указывали, что Находных А.М. с <дата> работает врачом – психиатром в бюджетном учреждении здравоохранения «Нарышкинская центральная районная больница» (далее – БУЗ), Кабанов М.В. с <дата> работает врачом – эндокринологом в БУЗ «Покровская центральная районная больница», Гришина К.В. с <дата> работает в БУЗ «Мценская центральная районная больница» врачом – терапевтом участковым в Высокинской врачебной амбулатории, Савина И.Е. с <дата> работает врачом – неврологом в БУЗ «Новодеревеньковская центральная районная больница», Морозов А.Г. с <дата> работает врачом – стоматологом в БУЗ «Залегощенская центральная районная больница».

<дата> между истцами, работодателем и Департаментом здравоохранения <адрес> заключены договора о предоставлении им единовременной компенсационной выплаты в размере ФИО12, как медицинским работникам с высшим образованием, прибывшим в 2016 -2017 годах на работу в сельский населенный пункт либо, поселок городского типа на территории <адрес>.

До настоящего времени указанная выплата не произведена, в связи с чем, с учетом уточненных исковых требований просили взыскать в пользу каждого из них единовременную компенсационную выплату в размере ФИО13, в том числе: с ФФОМС в размере ФИО14; с Департамента здравоохранения <адрес> за счет казны <адрес> в размере ФИО15

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены территориальный фонд обязательного медицинского страхования <адрес> (далее - ТФОМС <адрес>), БУЗ «Нарышкинская центральная районная больница», БУЗ «Покровская центральная районная больница», БУЗ «Мценская центральная районная больница», БУЗ «Залегощенская центральная районная больница», БУЗ «Новодеревеньковская центральная районная больница».

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Федерального фонда обязательного медицинского страхования ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного.

Полагает, что медицинский работник Гришина К.В. не может получить единовременной компенсационной выплаты в размере ФИО16, поскольку заключила трудовой договор с БУЗ «Мценская центральная районная больница», а в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ не предусмотрено предоставление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам прибывшим (переехавшим) на работу в город.

Указывает на то, что ФФОМС не является стороной договора, в соответствии с которым истцам должна быть произведена компенсационная выплата, предусмотренная ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от <дата> № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от <дата> № 326-ФЗ), в связи с чем, является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Отмечает, что ФФОМС во исполнение требований п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации до ТФОМС по <адрес> в 2017 году доведены лимиты бюджетных обязательств посредством направления соответствующих уведомлений по расчетам между бюджетами по форме, установленной Минфином России на общую сумму ФИО17 (на 16 медицинских работников), в том числе из резерва ФИО18 (на 2 медицинских работника). Вместе с тем, Департаментом здравоохранения <адрес> заключены дополнительные договоры на предоставление единовременных компенсационных выплат с 18 медицинскими работниками, в том числе с Находных А.М., Кабановым М.В., Гришиной К.В., Савиной И.Е., Морозовым А.Г., и совместно с ТФОМС направлена в ФФОМС заявка на получение иных межбюджетных трансфертов сверх утвержденных бюджетных ассигнований, в чем усматривается нарушение ст. 219 БК РФ, выразившееся в принятии бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования. Таким образом, учитывая, что ФФОМС не является стороной гражданско-правового договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты между медицинским работником и Департаментом здравоохранения <адрес>, которым приняты повышенные бюджетные обязательства в связи с заключением указанных договоров, то такие обязательства должны осуществляться самостоятельно за счет средств областного бюджета.

Ссылается, что оригинал заявки на получение иных межбюджетных трансферов из бюджета ФФОМС на единовременную компенсационную выплату истцам от 13.12.2017 поступили в ФФОМС лишь в январе 2018 года.

Обращает внимание, что Федеральным законом от 05.12.2017 № 368-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» бюджетные ассигнования на осуществление единовременных компенсационных выплат в 2018 году не предусмотрены.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иным правовым актом.

В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и ФФОМС единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.

Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 472-ФЗ) в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.

Предоставление иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Правительством Российской Федерации, при условии предоставления отчетности по форме и в порядке, которые установлены Федеральным фондом (ч. 12.4 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ).

Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМС для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.

Так, в соответствии с ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, предусматривающего установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:

а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;

б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п. п. 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 81, п. п. 1, 2, 5, 6 и 7 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;

г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;

4) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением установленных настоящей статьей условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.

Правовое регулирование, установленное ч. ч. 12.1 и 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.09.2014 № 1868-О, от 27.11.2015 № 2483-О).

В целях повышения эффективности реализации государственной политики в области социальной поддержки медицинских работников в сельской местности, качества и доступности оказания медицинской помощи сельскому населению на основании приведенной нормы закона постановлением <адрес> от <дата> утверждено Положение о предоставлении в 2017 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с высшим образованием, прибывшим (переехавшим) в 2016 и 2017 годах на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа на территории <адрес> (далее - Положение), действующее на момент возникновения спорных отношений.

Согласно п. 2 Положения право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей (далее - единовременная компенсационная выплата) имеют медицинские работники в возрасте до 50 лет, имеющие высшее образование (далее - медицинские работники), прибывшие в 2016 и 2017 году на работу в бюджетные учреждения здравоохранения <адрес>, расположенные в сельских населенных пунктах либо рабочих поселках, либо поселках городского типа (далее - учреждения здравоохранения), после окончания обучения в образовательной организации высшего образования или переехавшие в указанный период на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившие с Департаментом здравоохранения <адрес> договор, предусмотренный п. 3 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от <дата> № 326-ФЗ.

Из п. п. 4, 5 Положения следует, что заявление медицинского работника с прилагаемыми к нему документами регистрируется в день поступления в Департаменте, который в течение 15 календарных дней со дня регистрации заявления рассматривает документы и принимает решение о предоставлении единовременной компенсационной выплаты либо об отказе в этом.

Пунктом 6 Положения предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты является несоблюдение условий, предусмотренных абзацами первым - четвертым пункта 2 Положения, и (или) представление неполного пакета документов, указанных в пункте 3 Положения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от <дата> -р (в редакции от <дата>) (далее - Распоряжение), утверждено распределение в 2017 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМС в целях осуществления в соответствии с ч.12.1 ст. 51 Федерального закона от <дата> № 326-ФЗ единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, согласно которому размер иных межбюджетных трансфертов, выделяемых из бюджета ФФОМС бюджету ТФОМС <адрес>, составил ФИО19

При этом, в соответствии с пунктом 2 Распоряжения, в целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам при недостатке бюджетных ассигнований, выделенных бюджетам ТФОМС, на ФФОМС возложена обязанность по предоставлению иных межбюджетных трансфертов за счет средств резерва, который в 2017 году определен в размере ФИО20

Как следует из материалов дела и установлено судом, Находных А.М. <дата> года рождения, на основании трудового договора от <дата> принята на работу в БУЗ «Нарышкинская центральная районная больница» врачом – психиатром (Т. 1 л.д. 13 – 17).

Кабанов М.В. <дата> года рождения, на основании трудового договора от <дата> принят на работу в БУЗ «Покровская центральная районная больница» врачом – эндокринологом (Т. 1 л.д. 30-36).

Морозов А.Г. <дата> года рождения, на основании трудового договора от <дата> принят на работу в БУЗ Залегощенская центральная районная больница» врачом – стоматологом (Т. 1 л.д. 47 – 54).

Гришина К.В. <дата> года рождения, на основании трудового договора от <дата> принята на работу в БУЗ Мценская центральная районная больница». Согласно п. 3 договора работник осуществляет работу в структурном подразделении работодателя, а именно врачом – терапевтом участковым в Высокинской врачебной амбулатории (Т. 1 л.д. 69 – 73).

Савина И.Е. <дата> года рождения, на основании трудового договора от <дата> принята на работу в БУЗ «Новодеревеньковская центральная районная больница» врачом – неврологом (Т. 1 л.д. 84-89).

<дата> между Находных А.М., Кабановым М.В., Гришиной К.В., Савиной И.Е., Морозовым А.Г., БУЗ «Нарышкинская центральная районная больница», БУЗ «Покровская центральная районная больница», БУЗ «Мценская центральная районная больница», БУЗ «Залегощенская центральная районная больница», БУЗ «Новодеревеньковская центральная районная больница» и Департаментом здравоохранения <адрес> были заключены договоры -м, 24/2017 – м, 23/2017 – м, 19/2017-м, 32/2017 – м о предоставлении единовременной компенсационной выплаты истцам как медицинским работникам с высшим образованием, прибывшему (переехавшему) в 2016 и 2017 годах на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа на территории <адрес> (Т. 1 л.д. 23-27, 55-59, 79-83, 41-45).

В соответствии с п. 7 данных договоров Департамент здравоохранения <адрес> обязался предоставить медицинскому работнику единовременную компенсационную выплату в течение 30 календарных дней с момента заключения настоящего договора путем перечисления на лицевой счет Учреждения здравоохранения.

Исходя из п. 9 договоров, Учреждение здравоохранения в течение 3 рабочих дней перечисляет поступившие денежные средства в бюджет <адрес> путем перечисления на лицевой счет Департамента, открытый в Управлении Федерального казначейства по <адрес>.

Согласно ответу ФФОМС от <дата> на обращение Департамента здравоохранения <адрес> исх. от <дата>, межбюджетные трансферты на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам будут направлены в случае поступления заявок от ТФОМС <адрес>.

<дата> Департаментом здравоохранения <адрес> в ТФОМС <адрес> направлена заявка на получение в 2017 году иных межбюджетных трансферов для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам на сумму ФИО21, в том числе истцам.

<дата> по защищенному каналу VipNet (сеть ) вышеуказанная заявка в электронном виде поступила в ФФОМС.

Однако межбюджетные трансферы бюджету ТФОМС <адрес> по указанной заявке не были представлены, в связи с использованием указанных в п. 2 Распоряжения средств резерва в полном объеме, что следует из письма ФФОМС от <дата> /и.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ненадлежащее исполнение уполномоченными органами возложенных на них обязанностей по предоставлению истцам единовременной компенсационной выплаты не может лишать медицинского работника права на получение данной выплаты, в связи с чем, удовлетворил иск в полном объеме.

Принимая во внимание, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.

Довод апелляционной жалобы о том, что Гришина К.В. в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ не может получить единовременную компенсационную выплату, поскольку заключила трудовой договор с БУЗ «Мценская центральная районная больница», которая расположена в городе, отклоняется судебной коллегий, как несостоятельный, поскольку из материалов дела следует, что Гришина К.В. осуществляет работу в структурном подразделении работодателя, а именно врачом – терапевтом участковым в Высокинской врачебной амбулатории, которая расположена в сельской местности.

В суде апелляционной инстанции представитель Департамента финансов <адрес> Морозова Ю.А. не отрицала факт того, что Гришина К.В. заключала трудовой договор с БУЗ «Мценская центральная районная больница», но по факту осуществляет работу в филиале работодателя в Высокинской врачебной амбулатории.

Ссылки в жалобе на то, что ФФОМС не является стороной договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты между медицинским работником и уполномоченным органом, в связи с чем, ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты должна быть возложена на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являются несостоятельными, поскольку обязанность по осуществлению единовременной компенсационной выплате из бюджета Федерального фонда прямо предусмотрена Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Не влекут отмену решения суда и ссылки в жалобе на поступление в ФФОМС оригинала заявки на получение иных межбюджетных трансферов из бюджета ФФОМС на единовременную компенсационную выплату истцу лишь в январе 2018 года, поскольку материалами дела подтверждается, что данная заявка в виде образа документа была принята ФФОМС по защищенному каналу VipNet в электронном виде <дата> и фактически рассмотрена <дата>.

Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, его выводы подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда <адрес> от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-1606/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Морозов Андрей Геннадьевич
Кабанов Максим Владимирович
Гришина Кристина Владимировна
Савина Ирина Евгениевна
Находных Анастасия Михайловна
Ответчики
ФФОМС
Департамент здравоохранения Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Судья
Коротченкова Ирина Ивановна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
13.06.2018Судебное заседание
19.06.2018Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее