Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-506/2012 ~ М-511/2012 от 16.10.2012

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                

с. Шалинское                              25 октября 2012 года    

Манский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Дозорцева Д.А.,

при секретаре Ивановой О.А.,

с участием:

представителя заявителя – заместителя прокурора Манского района Симоненко С.А.,

заинтересованного лица – Крайника В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Манского района о признании незаконным бездействия Манского районного Совета депутатов, и возложении обязанности устранить нарушение,

УСТАНОВИЛ:

    

Прокурор Манского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Манского районного Совета депутатов, выразившегося в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата Крайника В.А. в установленный законом срок – не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания, то есть в период с 10 июля по 10 октября 2012 года, и возложении обязанности на Манский районный Совет депутатов обязанности в 10-ти дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Крайника В.А.

Требования мотивировал тем, что прокуратурой Манского района проведена проверка исполнения ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ходе проведения проверки установлено следующее.

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Манского районного Совета депутатов по одномандатному округу № 1 от 15 марта 2010 года № 6/6 выборы депутатов по одномандатному избирательному округу № 1 признаны состоявшимися и действительными. Крайник В.А. признан избранным кандидатом в депутаты.

Решением окружной избирательной комиссии по выборам от 24 марта 2010 г. Крайник В.А. был зарегистрирован депутатом Манского районного Совета депутатов Красноярского края по одномандатному избирательному округу № 1.

Приговором Манского районного суда Красноярского края от 08 февраля 2012 года, вступившим в законную силу 10 июля 2012 г., Крайник В.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 318 УК РФ, и ему назначено наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы.

В соответствии с п. 3.2. ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 02.05.2012) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" не имеют права быть избранными граждане РФ осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений.

Решение о досрочном прекращении полномочий должно было быть принято не позднее, чем через 3 месяца со дня появления такого основания, то есть не позднее чем через 3 месяца после 10 июля 2012 г., то есть не позднее 10 октября 2012 года).

В соответствии с п. 1 повестки дня очередного заседания Майского районного Совета депутатов от 29 августа 2012 года вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Крайник В.А. был вынесен на заседание Совета, однако, 29 августа 2012 года решение указанного вопроса депутатами снято с повестки сессии.

После 29 августа 2012 года и по 10 октября 2012 года заседания Манского районного Совета депутатов не проводились.

Таким образом, в нарушение ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 (ред. от 10.07.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Манским районным Советом депутатов решение о досрочном прекращении полномочий депутата Крайник В.А. в установленный законом срок - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания, то есть в период с 10 июля по 10 октября 2012 года не принято.

Непринятие Манским районным Советом депутатов решения о досрочном прекращении полномочий депутата Крайник В.А. ограничивает права неопределенного круга лиц на участие в выборах, быть избранными, на осуществление местного самоуправления посредством участия в выборах, а также через выборный орган.

В судебном заседании заместитель прокурора Манского района Симоненко С.А. заявленные требования поддержал, мотивируя изложенным в заявлении.

Манский районный Совет депутатов, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направил, председатель Манского районного Совета депутатов просил рассмотреть дело в отсутствие представителя в связи с обоснованностью требований прокурора.

Согласно отзыву Манского районного Совета депутатов обвинительный приговор Манского районного суда от 08.02.2012 года в отношении депутата Крайника В.А. вступил в законную силу 10.07.2012 года, т.е. после проведения очередного заседания районного Совета депутатов от 27.06.2012 года.

Копия приговора была получена Манским районным Советом депутатов 15.08.2012 г.

Главой Манского района - председателем Манского районного Совета депутатов ФИО5 в проект повестки ближайшей сессии Манского районного Совета депутатов, состоявшейся 29 августа 2012 года, был внесен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Крайника В. А.

В соответствии со ст. 20 регламента Манского районного Совета депутатов проект повестки дня сессии формируется председателем районного Совета совместно с заместителем председателя и председателями постоянных комиссий. Затем повестка дня сессии обсуждается и утверждается районным Советом простым большинством голосов от установленного числа депутатов районного Совета, непосредственно на заседании районного Совета. Депутаты районного Совета при обсуждении повестки заседания 29.08.2012 года своим решением сняли с повестки дня вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Крайника В.А., сославшись на отсутствие докладчика.

Председателем Совета созывается сессия, как правило, на последнюю среду месяца, но не реже одного раза в три месяца. Следующая сессия районного Совета, назначена на 31 октября 2012 года. Вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Крайника В.А. будет рассмотрен на очередном заседании районного Совета 31.10.2012 года.

Заинтересованное лицо Крайник В.А. в судебном заседании, не согласившись с требованиями прокурора, представил письменный отзыв на заявление, согласно которому, по мнению Крайника В.А., действиями Совета депутатов не нарушены порядок и процедура выборов в органы местного самоуправления, не создается препятствий для прямого либо опосредованного волеизъявления граждан, поэтому основания для заявления прокурора отсутствуют.

В соответствии с положениями ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-Ф3 от 06.10.2003, речь идет лишь о сроках принятия решения представительным органом местного самоуправления. Указаний на то, что такое решение обязательно к принятию в законе не содержится.

Бездействие, выразившееся в непринятии решения нельзя признать незаконным, так как депутаты не обязаны голосовать именно за прекращение полномочий депутата Крайника В.А.Обязать депутатов принять решение невозможно.

В силу с. 11 ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен срок для принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата, - 3 месяца с момента вступления приговора в законную силу. Данный срок по мнению Крайника В.А. является «пресекательным», то есть если депутаты не приняли такое решение в указанный срок, то позже такое решение уже не может быть принято.

Выслушав мнения участников процесса, исследовав в полном объеме материалы гражданского дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п. 3.2. ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями.

Согласно п. 5 ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

В соответствии с ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В судебном заседании установлено, что решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Манского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № от 24 марта 2010 года Крайник В.А. был зарегистрирован депутатом Манского районного Совета депутатов.

Приговором Манского районного суда Красноярского края от 8 февраля 2012 года Крайник В.А. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст.318 УК РФ и ему назначено наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы с лишением, в соответствии с ч.3 ст.47 УК РФ занимать должности на государственной и муниципальной службе и выборных органах местного самоуправления сроком на 3 года. В силу ст. 73 УК РФ основное наказание в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком 3 года 6 месяцев.

Кассационным определением Красноярского краевого суда от 10.07.2012 г., приговор Манского районного суда от 8 февраля 2012 г. в отношении Крайника В.А. изменен: исключено применение дополнительного наказания, назначенного в соответствии с ч. 3 ст. 47 УК РФ, в виде лишения права занимать должности государственной и муниципальной службе и выборных органах местного самоуправления. В остальной части приговор оставлен без изменения.

Согласно ст. 15 УК РФ преступление, за которое осужден Крайник В.А., относится к категории тяжких.

Как следует из п. 9 ст. 20 Устава Манского района, порядок и организация работы Совета регулируются регламентом Совета, утверждаемым решением Совета (л.д. 72-108). Согласно ст.14, очередные сессии районного Совета созываются председателем районного Совета в соответствии с утвержденным планом работы районного Совета, но не реже одного раза в три месяца.

Согласно ст. 15 регламента Манского районного Совета депутатов, может быть проведена внеочередная сессия районного Совета депутатов. Сообщение о месте и времени проведения внеочередной сессии районного Совета доводится до депутатов не позднее, чем за 7 дней до ее открытия.

Исходя из требований ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия депутата прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда. При этом, приговор суда вступил в законную силу 10 июля 2012 года. Указанным законом установлен срок, в течение которого представительный орган муниципального образования должен вынести решение о досрочном прекращении полномочий депутата, - не позднее, чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями - не позднее, чем через три месяца со дня появления такого основания.

Таким образом, основание для досрочного прекращения полномочий депутата Крайника В.А. появилось между сессиями районного Совета, поэтому решение о досрочном прекращении полномочий должно было быть принято не позднее, чем через 3 месяца со дня появления такого основания, то есть не позднее чем через 3 месяца после 10 июля 2012 г. - не позднее 10 октября 2012 года.

Согласно отзыву Манского районного Совета на запрос суда, копия приговора Манского районного суда от 8 февраля 2012 года поступила в районный Совет 15 августа 2012 года. Последняя сессия была проведена в полном объеме в рамках одного заседания 29 августа 2012 г., на которой с повестки дня был снят вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Крайника В.А. После 29 августа 2012 года и по 10 октября 2012 года, то есть в установленный законом трехмесячный срок для принятия решения, предусмотренного ст. 40 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Манским районным Советом депутатов решение о досрочном прекращении полномочий депутата Крайника В.А. не принято.

Таким образом, решение о досрочном прекращении полномочий депутата Крайник В.А. должно было быть принято до 10 октября 2012 г.

Суд соглашается с доводами Крайник В.А. о том, что депутаты голосуют «за» или «против» решения по своему усмотрению. Вместе с тем в случае, если, в данном случае депутаты не проголосовали за лишение полномочий депутата Крайника В.А. в установленный законом трехмесячный срок с момента вступления приговора в законную силу, как этого требуют положения ст. 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", значит не выполнены требования закона, поэтому бездействие Манского районного Совета депутатов следует признать незаконным.

Доводы Крайника В.А. о том, что решение о лишении его полномочий депутата невозможно принять по истечении трехмесячного срока после вступления в законную силу, основаны на неправильном понимании закона, поэтому судом не принимается.

Довод Крайника В.А. о том, что прокурор не вправе подать данное заявление о признании незаконным бездействия Совета депутатов, неоснователен.

В силу ч. 1 ст. 3 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Нарушение закона, выразившееся в том, что полномочия осужденного депутата Крайника В.А. в установленный законом срок не прекращены, препятствует гражданам в реализации права на местное самоуправление через выборный орган местного самоуправления, так как в связи с нахождением в Манском районном Совете депутатов Крайника В.А., полномочия которого подлежат прекращению, ставится под сомнение легитимность всех решения данного органа местного самоуправления по вопросам, которые приняты с участием Крайника В.А. в голосовании. Кроме того создаются препятствия к осуществлению гражданами права быть избранными в Манский районный Совет вместо депутата, полномочия которого, согласно закону должны быть прекращены.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости признания незаконным бездействия Манского районного Совета депутатов выразившегося в непринятии в срок до 10 октября 2012 года решения о досрочном прекращении полномочий депутата Крайника Виктора Алексеевича.

В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поэтому суд считает необходимым обязать Манский районный Совет депутатов в 10-ти дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Крайник В.А.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 2012 ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 10-░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░           ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 25.10.2012 ░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.10.2012 ░.

2-506/2012 ~ М-511/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Манского района
Ответчики
Манский районный Совет депутатов Красноярского края
Другие
Крайник Виктор Алексеевич
Суд
Манский районный суд Красноярского края
Судья
Дозорцев Дмитрий Александрович
Дело на сайте суда
mansk--krk.sudrf.ru
16.10.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.10.2012Передача материалов судье
18.10.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2012Судебное заседание
30.10.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2012Дело оформлено
05.03.2013Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее