Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-14095/2021 от 26.03.2021

Судья Овдиенко В.Е. Дело № 33-14095/21

№ 2-1686/20

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 мая 2021 года г.Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Пономаревой Л.Е.

судей Ефименко Е.В., Кияшко Л.В.

по докладу судьи Ефименко Е.В.

при помощнике судьи Маркиной И.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Гидрострой» к Владимирову С.В., Владимировой И.С. о взыскании платы за жилое помещение и коммунальные услуги, по апелляционным жалобам Владимирова С.В. и Владимировой И.С. на решение Советского районного суда г.Краснодара от 21.10.2020 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

ООО «Гидрострой» обратилось в суд с иском к Владимирову С.В., Владимировой И.С. о взыскании солидарно задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.09.2012 года по 30.09.2019 года на сумму <...>, пени за нарушение сроков оплаты в размере <...> рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что управляющая организация ООО «Гидрострой» осуществляет обслуживание многоквартирного дома <Адрес...> на основании решения собственников, оформленного протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 1 от 10.12.2009 года. Во исполнение своих обязательств по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома ООО «Гидрострой» заключило договоры с ресурсоснабжающими, специализированными и подрядными организациями. Владимиров С.В. и Владимирова И.С. являются собственниками жилого помещения <№...> в указанном многоквартирном доме. Однако, ответчики не полностью исполняют свои обязательства по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, на свое усмотрение частично оплачивают жилищно-коммунальные услуги, разделяя их на отдельные квитанции, вследствие чего у них образовалась указанная выше задолженность.

Обжалуемым решением Советского районного суда г.Краснодара от 21.10.2020 года исковые требования ООО «Гидрострой» удовлетворены частично. С Владимирова С.В. и Владимировой И.С. в пользу ООО «Гидрострой» солидарно взыскана задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере <...>, пеня в размере <...> рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей, а всего <...>.

В апелляционных жалобах Владимиров С.В. и Владимирова И.С. просят решение суда первой инстанции отменить, как незаконное, указав, что, что суд при рассмотрении дела не принял во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил нормы материального и процессуального права.

Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционных жалоб, дополнения к ним, возражения на апелляционные жалобы, выслушав пояснения Владимирова С.В. и Владимировой И.С., представителя ООО «Гидрострой» по доверенности Коваленко О.М., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобах.

На основании статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что в общей долевой собственности Владимирова С.В. и Владимировой И.С. (по 1\2 доли у каждого) находится квартира № <Адрес...>

Согласно выписке из лицевого счета № 570092010, по состоянию на 30.10.2019 года по указанному по адресу прописаны и проживают Владимиров С.В. и Владимирова И.С.

Статьей 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Положениями пункта 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, плата за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома является составляющей платы за жилое помещение и обязанностью собственника такого помещения по ее внесению.

Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (часть 1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).

На лиц, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги, возлагается обязанность по уплате пени (часть 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).

Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом, например лифтом. Отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ одним из способов управления многоквартирным домом, который могут выбрать собственники помещений в многоквартирном доме, является управление управляющей организацией.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что собственниками многоквартирного дома <Адрес...> избран способ управления - управление управляющей организацией ООО «Гидрострой», что следует из протокола № 1 общего собрания собственников в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <Адрес...> от 10.12.2009 года и подтверждается имеющимися в материалах дела: договором на управление многоквартирным домом от 29.06.2009 года, Уставом ООО «Гидрострой» от 16.07.2017 года, свидетельством о государственной регистрации от 16.07.2017 года, лицензией ГЖИ от 22.05.2015 года.

Протокол № 1 общего собрания собственников в многоквартирном доме <Адрес...> от 10.12.2009 года недействительным не признан, требования о признании его таковым ответчиками не заявлялись.

В связи с чем, доводы ответчиков, изложенные в дополнениях к апелляционным жалобам, об отсутствии полномочий ООО «Гидрострой» в качестве управляющей организации многоквартирным домом <Адрес...> в связи с нарушением порядка принятия собственниками соответствующего решения и подложности представленных в материалы дела копии протокола № 1 общего собрания собственников от 10.12.2009 года и копии договора на управление многоквартирным домом несостоятельны и сводятся к несогласию с решением, принятым на общем собрании собственников.

Имеющаяся в материалах дела лицензия Государственной жилищной инспекции Краснодарского края на осуществление ООО «Гидрострой» предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № 351 от 22.05.2015 года действует на территории Краснодарского края до 11.01.2023 года. Согласно реестру лицензий Краснодарского края, на обслуживании управляющей организации ООО «Гидрострой» находится 11 домов, в том числе многоквартирный дом <Адрес...>

Пунктами 4 и 5 протокола № 1 общего собрания собственников в многоквартирном доме <Адрес...> от 10.12.2009 года установлено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения установлена на уровне платы, определяемой администрацией г. Краснодара для нанимателей муниципального жилищного фонда. Изменение платы за содержание и ремонт жилого помещения осуществляется вслед за изменением соответствующей платы для нанимателей муниципального жилищного фонда с момента вступлении в силу нормативного акта, содержащего новые тарифы.

Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 19.02.2010 года № 908 «Об установлении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения» установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда многоквартирных домов муниципального образования город Краснодар, собственники помещений в которых приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, соответственно, размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленному собственниками помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания, за исключением платы за работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 20.06.2013 года № 4352 «Об установлении размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения», вступившим в силу с 01.07.2013 года, внесено изменение в постановление администрации муниципального образования город Краснодар № 908 от 19.02.2010 года. Размер платы для домов, имеющих все виды благоустройства с мусоропроводом и лифтом, установлен в размере 19,22 рублей в месяц на 1 кв.м. общей площади.

Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 21.05.2014 года № 3200, вступившем в силу с 01.07.2014 года, изменено постановление администрации муниципального образования город Краснодар № 908 от 19.02.2010 года в редакции от 20.06.2013 года и указанная плата для домов с индивидуальным тепловым пунктом и системой горячего водоснабжения, имеющие все виды благоустройства, с мусоропроводом и лифтом, установлена в размере 23,53 рублей в месяц на 1 кв.м. общей площади.

С 01.07.2015 года постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 22.06.2015 года № 4710 изменено постановление администрации муниципального образования город Краснодар № 908 от 19.02.2010 года в редакции от 22.06.2015 года, указанная плата установлена в размере 25,54 руб. в месяц на 1 кв.м. общей площади.

С 01.07.2016 года постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 17.06.2016 года № 2511 изменено постановление администрации муниципального образования город Краснодар № 908 от 19.02.2010 года, указанная плата установлена в размере 26,91 рубль в месяц на 1 кв.м. общей площади.

С 01.07.2017 года постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 25.07.2017 года № 3130 изменено постановление администрации муниципального образования город Краснодар № 908 от 19.02.2010 года, указанная плата установлена в размере 27,99 рублей в месяц на 1 кв.м. общей площади.

С 01.07.2018 года постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 01.08.2018 года № 3223 изменено постановление администрации муниципального образования город Краснодар № 908 от 19.02.2010 года, указанная плата установлена в размере 29,11 руб. в месяц на 1 кв.м. общей площади.

Пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что в платежном документе должны быть указаны, в том числе наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг.

Денежные средства, внесенные на основании платежного документа, содержащего указание на расчетный период, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный в этом платежном документе.

В соответствии с часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Согласно пункту 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 (далее - Правила) в платежном документе, указываются: почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя); наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет; указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах); сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды и т.д.

В рассматриваемом случае платежным документом является ежемесячно выставляемая ООО «Гидрострой» счет-квитанция на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Судом при рассмотрении дела установлено, что в данных платежных поручениях ответчики указывали наименование платежа «оплата содержания и ремонта жилого помещения и коммунальных услуг за месяц и год по <Адрес...>» и при этом во время проведения платежей за каждый месяц спорного периода ответчик вносил оплату за жилищно-коммунальные услуги не в полном объеме (частично), вследствие чего у ответчиков образовалась задолженность.

Пунктом 118 вышеуказанных Правил определено, что в случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.

Судом установлено, что поскольку ответчиками не в полном объеме вносилась оплата за жилое помещение и коммунальные услуги, за период с 01.09.2012 года по 30.09.2019 года у них образовалась задолженность в размере <...> рублей и пени в размере <...> рублей.

Судом установлено, что начисления платы за жилищно-коммунальные услуги производятся УК ООО «Гидрострой» по индивидуальному присвоенному лицевому счету на каждое жилое помещение многоквартирного дома, на основании которого производится идентификация поступающих платежей. Жилому помещению № 201, принадлежащему ответчикам, присвоен номер лицевого счета «570092010» и каждый платеж поступает с указанием данного номера.

Если жилое помещение находится в общей долевой собственности нескольких лиц, то в соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый из них вправе, в зависимости от размера своей доли в праве собственности, требовать от управляющей организации заключения с ним отдельного договора на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В то же время закон не содержит запрета на внесение платы за жилое помещение, находящееся в собственности нескольких лиц, несколькими собственниками на основании одного платежного документа. Данный вывод следует из нормы статьи 247 ГК РФ, в соответствии с которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Исходя из изложенного, следует, что нахождение квартиры в долевой собственности ответчиков само по себе не обязывает управляющую компанию присваивать жилому помещению два номера лицевого счета.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.

При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения « 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.

В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта.

Согласно пункту 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.

Дома с теплообменниками относятся к нецентрализованной системе горячего водоснабжения, когда в многоквартирный дом поступает тепловая энергия и холодная вода, при этом приготовление горячей воды происходит за счет внутридомового инженерного оборудования (ИТП), входящего в состав общего имущества.

При наличии в многоквартирном доме инженерного оборудования и закрытой системы теплоснабжения - этот дом имеет нецентрализованную систему горячего водоснабжения, и расчеты за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению осуществляются на основании пункта 54 Правил.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что многоквартирный дом <Адрес...> оборудован индивидуальным тепловым пунктом, что подтверждается актом приема-передачи законченного строительством 240-квартирного жилого дома от 31.07.2009 года, следовательно, принадлежит к категории «дома с автономной системой теплоснабжения (индивидуальным тепловым пунктом) и горячего водоснабжения, имеющие все виды благоустройства, с мусоропроводом и лифтом».

Таким образом, доводы ответчиков о том, что указанный многоквартирный дом имеет центральное отоплении и центральное горячее водоснабжение, в связи с чем, расчет задолженности неверен, несостоятельны.

Представленный ответчиками расчет задолженности за пользование горячей водой произведен по формуле, применимой для расчета платы при установлении двухкомпонентного тарифа на горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), тогда как в многоквартирном доме № 20 установлена закрытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения).

Доводы жалоб ответчиков о том, что ООО «Гидрострой» не применяется установленный норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги «горячее водоснабжение» в размере 0,064 Гкал. на подогрев 1 куб.м, холодной воды несостоятельны, поскольку согласно приказу РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края № 2/2017-нп от 18.05.2017 года «О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.08.2012 года № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)» и согласно приказу РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края № 3/2017-нп от 18.05.2017 года, истец применяет данный норматив в размере 0,064 Гкал. только при проведении расчета за холодную, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества многоквартирного дома).

Доводы жалоб ответчиков о том, что на основании приказа РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края № 2/2017-тко от 05.04.2017 года с 16.04.2017 года установлен тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, и что взимание платы за коммунальную услугу «обращение с ТКО» должно было производится по утвержденному тарифу для регионального оператора с учетом норматива накопления ТКО, а истец продолжал начисление платы за вывоз мусора по известному только истцу тарифу, превышающему утвержденный тариф для регионального оператора, в связи с чем, за период с 16.04.2017 года по сентябрь 2019 года истцом было излишне начислена плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО, необоснованны ввиду следующего.

При рассмотрении дела судом установлено, что с 01.02.2015 года у ООО «Гидрострой» был заключен договор с компанией ООО «ЮгЭкоСфера», которая осуществляла вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора. Данная компания оказывала услугу по установленному ей тарифу в размере 310 руб./м.

Размер платы за вывозимый мусор рассчитывался исходя из накопленного гражданами-потребителями, проживающими в многоквартирном <Адрес...> объема мусора за месяц и вывезенного ООО «ЮгЭкоСфера» (объем вывозимых мусорных контейнеров х количество вывезенных мусорных контейнеров в день х количество дней в месяце, за который вывозился мусор х цена = сумма, выставленная ООО «ЮгЭкоСфера» к оплате за вывоз мусора).

ООО «Гидрострой» производило начисление платы за услугу за вывоз мусора для потребителей исходя из расчета стоимости за 1 кв.м. в зависимости от общей площади жилого помещения, так как установленный тариф для регионального оператора не могла применять другая компания по вывозу мусора, в том числе и компания ООО «ЮгЭкоСфера». После присвоения статуса регионального оператора АО «Мусороуборочная компания», истец провел переговоры с компанией ООО «ЮгЭкоСфера» по вопросу расторжения договора в связи с тем, что был выбран региональный оператор. В мае 2018 года истцу стало известно о том, что компания ООО «ЮгЭкоСфера» не смогла заключить договор с региональным оператором АО «Мусороуборочная компания». После чего, с 04.07.2018 года истец заключил договор с АО «Мусороуборочная компания» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и иными отходами 4-5 классов опасности, не относящимся к ТКО, изначально по одному дому, а в дальнейшем в августе и сентябре в договор включены остальные дома в том числе и <Адрес...>.

Таким образом, с 01.10.2018 года истец стал применять при начислении платы за коммунальную услугу «оказание услуг по обращению с ТКО» тариф регионального оператора и нормативы на ТКО, установленные постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 175 от 17.03.2017 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае».

Ссылка ответчиков на то обстоятельство, что истец вдвое завышал количество проживающих в жилом помещении, а также стоимость услуги по обращению с ТКО, основана на неверном толковании закона.

В соответствии с пунктом 148(34) вышеуказанных Правил, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

Согласно пункту 148(36) Правил, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Доводы жалоб ответчиков о том, что истец обязан был с 01.01.2017 года начислять плату по установленным тарифам за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке и по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, ссылаясь на приказ РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края № 3/2017-нп от 18.05.2017 года, вступивший в силу с 01.06.2017 года, а также что до указанной даты применению подлежали нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды согласно приказу РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края № 2/2012-нп от 31.08.2012 года, не могут быть приняты во внимание вижу следующего.

Приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края № 2/2012-нп от 31.08.2012 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)» утверждены нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (ОДН). По электроснабжению установлен норматив на ОДН - 0,069 кВт.ч/м2, по холодному и горячему водоснабжению установлен норматив на ОДН - 0,03 м3/м2, которые применялись до 01.06.2017 года. В дальнейшем приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края № 2/2017-нп от 18.05.2017 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае» были внесены изменения в приказ РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края № 2/2012-нп от 31.08.2012 года в части утверждения нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, но только при расчете коммунального ресурса горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края № 3/2017-нп от 18.05.2017 года «Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» утверждены нормативы потребления коммунальных ресурсов электрической энергии (1,810 кВт.ч/м2), холодной (горячей) воды (0,022 м3/м2), отведение сточных вод (0,044м3/м2) в целях содержания общего имущества в многоквартирном.

В части доводов ответчика о несоответствии платы за содержание и ремонт жилого помещения, определяемой администрацией муниципального образования город Краснодар для нанимателей муниципального жилищного фонда, изменении размера платы за содержание и ремонт с момента вступления в силу нормативного акта, содержащего новые тарифы, и тарифов на оплату в счетах-квитанциях, судом установлено следующее.

В соответствии со статьей 156 Жилищного кодекса РФ и постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 19.02.2010 года № 908 «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения за содержание и ремонт жилого помещения» с 01.07.2014 года по 31.12.2015 года при начислении услуги «содержание и ремонт жилого помещения» собственникам (нанимателям) проживающим в многоквартирном доме <Адрес...> применялся тариф, установленный постановлением администрации муниципального образования город Краснодар № 3200 от 21.05.2014 года в размере 23 руб. 53 коп.

С 01.01.2016 года по 31.12.2016 года при начислении услуги «содержание и ремонт жилого помещения» собственникам (нанимателям) проживающим в многоквартирном доме <Адрес...> применялся тариф, установленный постановлением администрации муниципального образования город Краснодар № 4710 от 22.06.2015 года в размере 25 руб. 54 коп.

С 01.01.2017 года при начислении услуги «содержание и ремонт жилого помещения» собственникам (нанимателям) проживающим в многоквартирном доме <Адрес...> применяется тариф, установленный постановлением администрации муниципального образования город Краснодар № 2511 от 17.06.2016 года в размере 26 руб. 91 коп.

С 01.01.2018 года при начислении услуги «содержание и ремонт жилого помещения» собственникам (нанимателям) проживающим в многоквартирном доме <Адрес...> применяется тариф, установленный постановлением администрации муниципального образования город Краснодар № 3130 от 25.07.2017 года в размере 27 руб. 99 коп.

С 01.01.2019 года при начислении услуги «содержание и ремонт жилого помещения» собственникам (нанимателям) проживающим в многоквартирном доме <Адрес...> применяется тариф, установленный постановлением администрации муниципального образования город Краснодар № 3223 от 01.08.2018 года в размере 29 руб. 11 коп.

В связи с тем, что с 01.07.2015 года не был изменен тариф при начислении услуги «содержание и ремонт жилого помещения» собственникам (нанимателям) проживающим в многоквартирном доме <Адрес...>, с ранее установленного с 01.07.2014 года тарифа в размере 23 руб. 53 коп., на вновь установленный с 01.07.2015 года тариф в размере 25 руб. 54 коп., руководством управляющей компании ООО «Гидрострой» было принято решение о том, что изменение тарифа производить позже на 6 месяцев, а точнее, с начала следующего года.

Таким образом, в настоящее время ООО «Гидрострой» применяет меньший тариф, чем тариф, установленный администрацией муниципального образования город Краснодар.

С 01.01.2017 года начал действовать новый порядок формирования платежей за жилищно-коммунальные услуги. Расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, были исключены из платы за коммунальные услуги и перенесены в состав платы за жилое (нежилое) помещение.

Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.

При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроэнергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома их размер определяется исходя из норматива, который был установлен по состоянию на 01.11.2016 года и для включения этих расходов в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирного дома.

Плата за содержание жилого помещения (жилищная услуга) определяется как сумма двух составляющих: - установленного в многоквартирном доме, начиная с января 2017 года размера платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме; - размера платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества, исходя из норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды и тарифов на соответствующие коммунальные ресурсы, действующие в каждом расчетном периоде, начиная с января 2017 года.

С 01.01.2017 года управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирным домом, обязаны включить в платежный документ, примерная форма которого Приказом Минстроя России от 29.12.2014 года № 924/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению», в раздел 3 в графу «содержание и ремонт жилого помещения» вышеуказанные расходы коммунальных ресурсов, используемые в целях содержания общего имущества».

В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения за содержание и ремонт жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017 года.

В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 года № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого (нежилого) помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Следовательно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды или, используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии, сточных вод в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.

Частью 9.2. статьи 156 Жилищного кодекса РФ установлено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета, исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1498 предусмотрено внесение изменений в Правила № 354, а также в «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации.

Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 01.01.2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.

С учетом изложенного, представленный истцом расчет задолженности обоснованно признан судом верным, основанным на действующих на дату его выполнения нормах, не нарушающим прав собственников многоквартирного дома.

При рассмотрении дела судом первой инстанции ответчиками было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности в части платежей и пени за период с 01.09.2012 года по 31.08.2016 года.

В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.

Срок исковой давности по требованию о взыскании неустойки (статья 330 Гражданского кодекса РФ) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу, определяемому применительно к каждому дню просрочки.

На основании пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.

Из материалов дела следует, что с исковым заявлением в Советский районной суд г.Краснодара ООО «Гидрострой» обратилось 08.11.2019 года, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно применил срок исковой давности к просроченным платежам, начисленным до ноября 2016 года, определив к взысканию задолженность в размере <...>, пеню в размере <...> рублей, с учетом положений статьи 333 Гражданского кодекса РФ, ввиду несоразмерности подлежащей взысканию пени последствиям нарушения обязательства.

На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно частично удовлетворил исковые требования ООО «Гидрострой» к Владимирову С.В., Владимировой И.С. о взыскании платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В связи с чем, суд первой инстанции обосновано взыскал с ответчиков в пользу ООО «Гидрострой» понесенные по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей.

При рассмотрении дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению. Выводы суда мотивированы и подтверждены, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.

Другие доводы апелляционных жалоб не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Краснодара от 21.10.2020 года - оставить без изменения, апелляционные жалобы Владимирова С.В. и Владимировой И.С. - без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течении трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 мая 2021 года.

Председательствующий: Л.Е.Пономарева

Судьи: Е.В.Ефименко

Л.В.Кияшко

33-14095/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО Гидрострой
Ответчики
Владимиров С.В.
Владимирова И.С.
Другие
Коваленко О.М.
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Ефименко Елена Викторовна
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
26.03.2021Передача дела судье
18.05.2021Судебное заседание
01.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее