РЕШЕНИЕ
ИФИО1
27 апреля 2022 года <адрес>
Озерский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Котовой О.А.,
при секретаре ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО2 к Министерству социального развития <адрес> в лице Озерского управления социальной защиты населения об оспаривании решений, признании права на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на детей от трех до семи лет, обязании назначить выплату на детей от трех до семи лет,
у с т а н о в и л:
истец обратилась в суд с указанным исковым заявлением и просит признать незаконными решение от ДД.ММ.ГГГГ № и решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению истцу ежемесячной денежной выплаты на ребенка (детей) в возрасте от трех до семи лет включительно. Признать за истцом право на меру социальной поддержки в виде получения социальной ежемесячной денежной выплаты на ребенка (детей) от трех до семи лет включительно на ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №. Обязать Министерство социального развития <адрес> в лице Озерского управления социальной защиты населения назначить и выплатить истцу в качестве законного представителя несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4 государственную социальную денежную выплату на ребенка (детей) от трех до семи лет включительно с момента обращения на основании поданных заявлений от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №. Взыскать с ответчика в пользу истца государственную пошлину в размере 300 рублей, расходы по составлению искового заявления в размере 5000 рублей, почтовые расходы по отправке искового заявления ответчику. В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были поданы заявления в форме электронного документа о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на детей от 3 до 7 лет: 1)ДД.ММ.ГГГГ на сына ФИО3 о продлении выплаты; 2)ДД.ММ.ГГГГ на сына ФИО4. Ответчик отказал в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на детей. В отношении сына ФИО3 в связи с наличием 2 и более автотранспортных средств. В отношении сына ФИО4 в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума на душу населения и в связи с наличием 2 и более транспортных средств. Считает отказы в назначении пособия на детей незаконными. Ответчиком, несмотря на факт не превышения дохода величины прожиточного минимума, не было принято во внимание в совокупности имущественное тяжелое положение семьи в связи с отсутствием жилого помещения в собственности в результате пожара. ФИО5 на момент обращения с заявлением числился в собственности у ФИО2 по данным ГИБДД, однако, фактически находился во владении отца ФИО7, что подтверждается договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик не принял во внимание заключение межведомственной комиссии о непригодности жилого помещения для проживания от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. не провел оценку нуждаемости в государственной социальной выплате, нарушив права, свободы и законные интересы истца и ребенка. Ответчик неверно определил размер среднедушевого дохода семьи, неправильно учел период начисления дохода и период фактического его получения. Совокупный годовой доход семьи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 648049,34 рублей, среднемесячный доход на одного человека составил 13501,02 рублей, что не превышает величины среднедушевого дохода семьи (прожиточного минимума).
Истец ФИО2 и ее представитель адвокат ФИО9 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме. Истец пояснила, что переход права собственности на транспортное средство возникает на основании сделок, а не в связи с регистрацией этого средства в органах внутренних дел. Указала, что для расчета величины прожиточного минимума малоимущей семьи необходимо учитывать социально-демографические группы граждан семьи. Пояснила, что ответчик незаконно включил в состав доходов семьи истца социальное пособие в виде государственной социальной помощи в размере 30000 рублей, вместо 24000 рублей, положенных за 6 месяцев. Пособие по государственной социальной помощи было рассчитано и назначено ответчиком на 5 человек, включая отца истца – ФИО7, проживающего совместно, но не входящего в состав членов семьи истца. 6000 рублей, приходящие на отца истца, не входят в состав дохода семьи ФИО2 Истец просит учесть в качестве размера величины прожиточного минимума семьи с учетом социально-демографической группы, сумму в размере 14259 рублей на человека, а не среднее исчисление на душу населения в размере 13580 рублей.
Представитель ответчика по доверенности ФИО10 в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Представитель ответчика по доверенности ФИО11 в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что все денежные средства, которые поступили в расчетный период, учитываются при определении дохода, независимо от периода, за который они были начислены. Вся информация для решения вопроса о назначении пособий поступает в управление социальной защиты посредством системы электронных межведомственных запросов. Сведения о наличии транспортных средств запрашиваются в органах внутренних дел.
Представитель третьего лица Министерства экономики и финансов <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО2 и ФИО6 являются родителями несовершеннолетних детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ФИО2 в Озерское управление социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> были поданы заявления в форме электронного документа о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка (детей) от 3 до 7 лет: 1) от ДД.ММ.ГГГГ на ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (о продлении выплаты); 2) от ДД.ММ.ГГГГ - на ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. посредством единого портала государственных услуг.
Решениями Министерства социального развития <адрес> в лице Озерского управления социальной защиты населения ФИО2 отказано в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка (детей) от 3 до 7 лет: от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3 решение (уведомление) № с указанием следующих оснований: наличие 2 и более автотранспортных средств; от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО4 решение (уведомление) № с указанием следующих оснований: превышение размера среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума на душу населения; наличие 2 и более транспортных средств.
Истец считает указанные решения Министерства социального развития <адрес> незаконными, просит признать за ней право на меру социальной поддержки в виде получения социальной ежемесячной денежной выплаты на детей.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» с ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, ежемесячная выплата предоставляется в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены «Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (далее по тексту – Основные требования).
В силу пункта 1 Основных требований, они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
В соответствии с пунктом 12 Основных требований, документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.
В соответствии с пунктом 14 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, территориальное подразделение Министерства социального развития <адрес> запрашивают в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы (сведения), указанные в Примерном перечне документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденном Постановлением №, в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
Согласно пункту 28 Примерного перечня, источником сведений и способом получения сведений об автотранспортных или мототранспортных средствах является МВД России (ведомственная информационная система) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 16 Основных требований, основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются: наличие зарегистрированных на заявителя или членов его семьи: 2 и более автотранспортных средств (3 и более автотранспортных средств - для многодетных семей, семей, в составе которых есть инвалид, семей, которым автотранспортное средство выдано в рамках предоставления мер социальной поддержки уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования).
Согласно подпункта 5 пункта 32 Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет от ДД.ММ.ГГГГ, решение об отказе в назначении или перерасчете ЕДВ на ребенка принимается в случае наличия зарегистрированных на заявителя или членов его семьи: 2 и более автотранспортных средств (3 и более автотранспортных средств - для многодетных семей, семей, в составе которых есть инвалид, семей, которым автотранспортное средство выдано в рамках предоставления мер социальной поддержки уполномоченным органом).
Таким образом, в соответствии с законодательством, основанием для отказа в назначении пособия на ребенка в возрасте от трех до семи лет является факт регистрации на заявителя или членов его семьи двух и более транспортных средств.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось истцом, на дату подачи заявления в отношении ФИО3, на ФИО2 и членов ее семьи было зарегистрировано два транспортных средства.
При этом, ФИО2 представлен договор дарения ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответа начальника МРЭО ГИБДД № ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован на имя ФИО7.
Доводы истца о переходе права собственности на транспортное средство в данном споре не имеют правового значения, поскольку основанием для отказа в назначении пособия является факт регистрации на заявителя или членов его семьи транспортных средств, а не факт владения транспортными средствами. Регистрация ФИО5 на имя ФИО2 на момент обращения с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в Озерское управление социальной защиты населения подтверждена полученным посредством СМЭВ ответом на запрос из МВД.
При этом суд считает, что при принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ в качестве основания для отказа в назначении пособия не могло быть указано наличие двух и более транспортных средств, поскольку на дату подачи заявления ФИО5 был перерегистрирован на ФИО7
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, установлен пунктом 18 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Государственная социальная помощь, полученная в расчетный период, подлежит включению в расчет доходов. В расчетный период истцом была получена государственная социальная помощь в размере 30000 рублей. Государственная социальная помощь была назначена ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО2 Решение о назначении государственной социальной помощи истцом не оспаривалось, денежные средства поступили на счет истца.
Следовательно, ответчиком правомерно учтено в качестве дохода полученная истцом государственная социальная помощь.
Согласно Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются все доходы, полученные заявителем и членами его семьи в расчетном периоде, поэтому ответчик правомерно при исчислении дохода ФИО2 включил полученные в расчетный период пособия на детей ФИО4 и ФИО3
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и пункту 2 Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет от ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячная денежная выплата на ребенка назначается и выплачивается одному из родителей или иному законному представителю ребенка, являющемуся гражданином Российской Федерации и имеющему место жительства в <адрес>, на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, который является гражданином Российской Федерации и имеет место жительства в <адрес>, при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленную в <адрес> на душу населения на дату обращения за назначением ЕДВ на ребенка.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 32 Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет от ДД.ММ.ГГГГ, решение об отказе в назначении или перерасчете ежемесячной денежной выплаты на ребенка принимается в случае превышения среднедушевого дохода семьи на душу населения.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права следует, что при определении нуждаемости семьи и принятии решения о назначении выплаты на ребенка принимается величина среднедушевого дохода, а не доход по социально-демографическим группам, как указывает истец.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в <адрес> на 2021 год» установлена величина прожиточного минимума на душу населения в размере 13 580 рублей.
Среднедушевой доход семьи истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 14101,11 рублей.
Наличие у истца заключения межведомственной комиссии о непригодности жилого помещения для проживания не может являться основанием для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, поскольку указанная денежная выплата назначается и выплачивается при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума, независимо от наличия или отсутствия пригодного для проживания жилого помещения.
Поскольку оснований для исключения из дохода семьи оспариваемых истцом сумм и исчислении размера дохода по социально-демографической группе не имеется, расчет доходов семьи истца произведен в соответствии с нормами права, среднедушевой доход семьи истца превышает величину прожиточного минимума, установленного <адрес> на 2021 на душу населения, решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении истцу ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет является законным и обоснованным.
Решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении истцу ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет принято ответчиком правомерно, поскольку на дату подачи заявления на истца и членов ее семьи в органах внутренних дел было зарегистрировано два транспортных средства.
Следовательно, исковые требования следует оставить без удовлетворения. Оснований для взыскания с ответчика судебных расходов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 198-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования ФИО2 к Министерству социального развития <адрес> в лице Озерского управления социальной защиты населения об оспаривании решений, признании права на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на детей от трех до семи лет, обязании назначить выплату на детей от трех до семи лет оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Озерский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна
Судья: О.А. Котова
Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Секретарь ФИО8