№2-1039/2015
Решение
Именем Российской Федерации
07 апреля 2015 года г.Саратов
Заводской районный суд г.Саратова в составе:
председательствующего судьи Московских Н.Г.,
при секретаре Михайловой Я.В.,
с участием помощника прокурора Заводского района г. Саратова Касимова В.О.,
представителя истца Задковой Е.Н.,
ответчиков Филипповой Н.А., Филиппова А.А., Следниковой С.Н., Следниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Комитета по управлению имуществом города Саратова к Филипповой Н. А., Филиппову А. А.ичу, Следниковой С. Н., Следниковой А. А., Андриановой М. А., Андриановой Я. А., Следникову А. В. о выселении,
установил:
Комитет по управлению имуществом города Саратова обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил Филиппову Н.А., Филиппова А.А. снять с регистрационного учета и выселить из жилого помещения расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес>. Кроме того, истец просил прекратить право общей долевой собственности у Филипповой Н.А. (1/2 доля), Филиппова А.А..(1/2 доля) на жилое помещение расположенное по адресу: г. Саратов, <адрес>. Признать право собственности муниципального образования «город Саратов» на жилое помещение, расположенное по адресу: г.Саратов, <адрес>.
Комитет по управлению имуществом города Саратова обратился также в суд с исковым заявлением, в котором просил Следникову С.Н., Следникову А.А., Андрианову М.А., Андрианову Я.А., Следникова А.В. снять с регистрационного учета и выселить из жилого помещения расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес>. Кроме того, истец просил прекратить право общей долевой собственности у Следниковой С.Н., Следниковой А.А. на жилое помещение расположенное по адресу: г. Саратов, <адрес>. Признать право собственности муниципального образования «город Саратов» на жилое помещение, расположенное по адресу: г.Саратов, <адрес>.
Истец обосновывал исковые требования тем, что Филиппова Н.А., Филиппов А.А. и Следникова С.Н., Следникова А.А., Андрианова М.А., Андрианова Я.А., Следников А.В. проживают в жилом помещении по адресу: г.Саратов, <адрес> г.Саратов, <адрес> соответственно.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии от <Дата> <адрес> города Саратова признан непригодным для проживания.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии от <Дата> <адрес> города Саратова признан непригодным для проживания.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) к вопросам местного самоуправления относится, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации на государство возложена обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или иных жилищных фондов, в соответствии с установленным законом нормами не только малоимущим, но и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение, а потому нуждающимся может быть признан как наниматель, так и собственник помещения.
Получение взамен аварийного благоустроенного жилого помещения не должно быть связано с конкретным правом (право собственности либо иного законного владения имуществом) человека на аварийное жилое помещение.
Согласно статье 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В связи с тем. что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые основания предоставления жилого помещения по договору социального найма собственникам жилых помещений, дома которых признаны аварийными и подлежащими сносу, при разрешении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников таких жилых помещений, исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применимы положения статей 86 - 88 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 87 ЖК РФ. если жилое помещение, занимаемое по
договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Отселение ответчика в данном случае должно быть произведено не в порядке очередности, как семье, нуждающейся в улучшении жилищным условий, а в порядке статьи 89 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в границах данного населенного пункта.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.07.2013 года № 1347 утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах», которая предусматривает приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц или в домах, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ. и (или) строительство таких домов. <адрес> 154 по <адрес> города Саратова включены в указанную программу в 1 этап переселения. Переселение граждан из указанного аварийного дома осуществляется в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В рамках исполнения программы для переселения ответчиков Филипповой Н.А., Филиппова А.А. и Следниковой С.Н., Следниковой А.А., Андриановой М.А., Андриановой Я.А., Следникова А.В. приобретено жилое помещение площадью 50,9 кв.м. по адресу: <адрес> и жилое помещение площадью 49,5 кв.м. по адресу: <адрес> соответственно.
Осознавая всю ответственность, возложенную на органы местного самоуправления перед жителями муниципального образования, администрация муниципального образования «Город Саратов» готова предоставить Филипповой Н.А., Филиппову А.А. и Следниковой С.Н., Следниковой А.А., Андриановой М.А., Андриановой Я.А., Следникову А.В. благоустроенное жилое помещение в собственность взамен аварийного. Филипповой Н.А., Филиппову А.А. выделено жилое помещение площадью 50,9 кв.м. по адресу: г<адрес>, и Следниковой С.Н., Следниковой А.А., Андриановой М.А., Андриановой Я.А., Следникову А.В. выделено жилое помещение площадью 19,5 кв.м. по адресу: <адрес>. Данные жилые помещения являются благоустроенными, площадь предоставляемого жилого помещения Филипповой Н.А., Филиппову А.А. составляет 50,9 кв.м., что существенно больше площади жилого помещения, занимаемого в настоящий момент Филипповой Н.А., Филипповым А.А., площадь предоставляемого жилого помещения Следниковой С.Н., Следниковой А.А., Андриановой М.А., Андриановой Я.А., Следникову А.В. составляет 49,5 кв.м., что существенно больше площади жилого помещения, занимаемого в настоящий момент Следниковой С.Н., Следниковой А.А., Андриановой М.А., Андриановой Я.А., Следниковым А.В.
В настоящее время <адрес> по ул. Панченко К.П. г.Саратова и <адрес> по ул. Панченко К.П. г.Саратова являются свободными, на данной жилой площади зарегистрированных лиц не имеется.
Следовательно, до настоящего времени создается угроза жизни и здоровью ответчиков, которые проживают в аварийном жилом доме.
Комитет по управлению имуществом города Саратова вынужден обратиться в суд, для выселения ответчиков из аварийного жилого помещения и предоставления ему благоустроенного жилого помещения в собственность.
Комитет по управлению имуществом города Саратова, действующий на основании Положения утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 № 25-243, является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», уполномочен осуществлять от имени муниципального образования права собственника / муниципального имущества в части и в порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы.
В судебном заседании представитель истца Задкова Е.Н. поддержала исковые требования и просила их удовлетворить в полном объеме.
Ответчики Филиппова Н.А., Филиппов А.А., Следникова С.Н., Следникова А.А. возражали против удовлетворения исковых требований, при этом указали, что не согласны с предложенным вариантом жилого помещения представляемого им взамен аварийного.
Ответчики Андрианова М.А., Андрианова Я.А., Следников А.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений не представили.
Представители третьих лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов», администрации муниципального образования «Город Саратов», о дне слушании дела извещены. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В развитие названных конституционных положений Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 32 (часть 10) указывает на то, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме (признанном аварийным и подлежащим реконструкции), суд вправе, исходя из норм части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 Кодекса об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство РФ, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч. 7 ст. 32 ЖК РФ).
В п. 8 Постановления от 02.07.2009 г. N 14 даны следующие разъяснения: при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (ст. 25 Конституции РФ, ст. ст. 1, 3 ЖК РФ). Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами (ч. 4 ст. 3 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается.
Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела Филипповой Н.А. (1/2 доля), Филиппову А.А (1/2 доля) на праве общей долевой собственности принадлежит <адрес>, расположенная по адресу: г<адрес> <адрес>.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии от 13 декабря 2011 года многоквартирный жилой дом <адрес> города Саратова признан непригодным для проживания.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.07.2013 года № 1347 утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах». <адрес> города Саратова включен в указанную программу в 1 этап переселения. Переселение граждан из указанного аварийного дома осуществляется в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В рамках исполнения программы для переселения ответчиков приобретено жилое помещение площадью 50,9 кв.м. по адресу: <адрес>.
В судебном заседании установлено, что согласия на обмен своей квартиры, на предлагаемую истцом квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, ответчики Филиппова Н.А., Филиппов А.А. не давали, то есть в установленном законом порядке соглашения об обмене квартиры достигнуто не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела Следниковой С.Н.(1/3 доля), Следниковой А.А. (1/3 доля), Следниковой М.А. (1/3 доля) на праве общей долевой собственности принадлежит <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>.
В указанной квартире зарегистрированы: Следникова С.Н., Следникова А.А., Андрианова М.А., Андрианова Я.А., Следников А.В., что подтверждается справкой о составе семьи от <Дата>.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии от <Дата> многоквартирный жилой дом <адрес> города Саратова признан непригодным для проживания.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.07.2013 года № 1347 утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах». <адрес> города Саратова включен в указанную программу в 1 этап переселения. Переселение граждан из указанного аварийного дома осуществляется в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В рамках исполнения программы для переселения ответчиков приобретено жилое помещение площадью 49,5 кв.м. по адресу: <адрес>.
В судебном заседании установлено, что согласия на обмен своей квартиры, на предлагаемую истцом квартиру, расположенную по адресу: г. <адрес>, ответчики Следникова С.Н., Следникова А.А., Андрианова М.А., Андрианова Я.А., Следников А.В. не давали, то есть в установленном законом порядке соглашения об обмене квартиры достигнуто не было.
Как установлено в судебном заседании, жилые дома ответчиков межведомственной комиссией были признаны аварийными, подлежащим сносу, ответчики при существующей реальной угрозе обрушения здания отказываются от переселения, однако постановление об изъятии земельного участка и жилых помещений, находящихся в указанном многоквартирном доме, путем выкупа для муниципальных нужд, муниципальным образованием не принято.
Порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, установлен статьей 32 Жилищного Кодекса РФ.
При этом, если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
С учетом изложенных обстоятельств, правовых оснований для принудительного выселения ответчиков, являющихся собственниками жилого помещения, находящегося в аварийном жилом доме, который подлежит сносу, с предоставлением иного жилого помещения, в отсутствии согласия ответчиков, суд не находит.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что истцом избран неправильный способ защиты права.
Согласно статье 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Частями 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса определены требования к жилому помещению, предоставляемому гражданам по договору социального найма в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса.
Таким образом, жилые помещения в порядке, установленном статьями 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляются гражданам, занимающим жилые помещения в подлежащем сносу доме по договору социального найма.
Между тем, поскольку судом установлено, что ответчики являются собственниками квартир в многоквартирных домах, признанных аварийными, постольку положения статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой руководствовался истец, предъявляя иск, к правоотношениям сторон применению не подлежат.
То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая ответчикам квартира, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 ЖК РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Комитета по управлению имуществом города Саратова к Филипповой Н. А., Филиппову А. А.ичу, Следниковой С. Н., Следниковой А. А., Андриановой М. А., Андриановой Я. А., Следникову А. В. о выселении, отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья