Дело № 2-2696/2017
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
16 ноября 2017 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи - Гавуры О.В.,
при участии секретаря - ФИО5,
с участием:
представителя истца - ФИО7,
представителя Главного управления природных ресурсов и экологии г. Севастополя, ГКУС «Севастопольское лесничество»
- ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя к ФИО1, ФИО2, третьи лица: Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Главное управление природных ресурсов и экологии г. Севастополя, Государственное казенное учреждение Севастополя «Севастопольское лесничество», о признании права отсутствующим, исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка и истребовании имущества из чужого незаконного владения,
у с т а н о в и л:
17 мая 2017 года Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Гагаринский районный суд г. Севастополя с исковым заявлением к ФИО1, ФИО2, третьи лица: Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя, о признании отсутствующим право собственности на земельный участок и истребовании имущества из чужого незаконного владения, а именно: земельного участка, площадью 938 кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Требования иска мотивированы тем, что право собственности ФИО1 на спорный земельный участок возникло на основании решения Севастопольского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приложение к решению городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № и передаче в собственность гражданам-членам ОК «ЖСТ ИЗ «Сосновый гай» земельных участков в районе <адрес> для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки)».
В соответствии с материалами, предоставленными Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество», указанный земельный участок входит в состав земель лесного фонда – Российская Федерация, г. Севастополь, Гагаринский район, Севастопольское участковое лесничество.
Вместе с тем, передача земельного участка в частную собственность членов кооператива, предоставление в постоянное пользование для нелесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относилась к полномочиям Кабинета Министра Украины в сфере лесных отношений. Законодательство Украины содержало особый порядок передачи земельных участков лесного фонда (земельных участков лесохозяйственного назначения) в пользование юридическим лицам. Уполномоченным органом согласия на изъятие земельного участка из земель лесного фонда с изменением его целевого назначения не издавалось, в связи с чем, при передаче земельного участка в собственность ответчика были нарушены положения Земельного кодекса Украины, Лесного кодекса Украины и распоряжения Кабинета Министров Украины от 10 апреля 2008 года № 610-р.
Также в иске указывается на нарушения порядка получения согласия на разработку технической документации по отводу земельного участка и её утверждения.
В судебном заседании представитель истца ФИО7 требования иска поддержал, по основаниям приведенным выше нарушений земельного законодательства, свидетельствующих о незаконности приобретения в собственность ответчиком в порядке приватизации земельного участка.
Ответчик ФИО1 о времени и месте рассмотрения извещалась в установленном порядке, неявка ответчика ФИО1 не препятствует рассмотрению дела.
Ответчик ФИО2 о времени и месте рассмотрения извещался в установленном порядке, судебная корреспонденция возвращена по истечению срока хранения в отделении почты, его представитель в судебное заседание не явился.
Представитель Главного управления природных ресурсов и экологии г. Севастополя и Государственного казенного учреждения Севастополя «Севастопольское лесничество» ФИО6 считала заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя о времени и месте рассмотрения дела извещалось в установленном порядке, своего представителя в суд не направило и причинах неявки не известило, что в силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие его представителя.
В соответствии со ст.ст. 167, 233 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке заочного производства.
Суд, протокольным определением определил рассматривать дело в порядке заочного производства.
Заслушав пояснения представителей сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. ст. 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.
Согласно положениям статьи 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект землеустройства относительно отведения земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства относительно отведения земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
С материалов дела усматривается, что решением Севастопольского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ «О даче согласия гражданам-членам ОК «ЖСТ ИЗ «Сосновый гай» на передачу в собственность земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) в районе <адрес> и разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка» дано согласие гражданам-членам ОК «ЖСТ ИЗ «Сосновый гай» на передачу в собственность земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) и разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка общей ориентировочной площадью 10,0 га в районе <адрес>.
Решением Севастопольского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приложение к решению городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № и передаче в собственность гражданам-членам ОК «ЖСТ ИЗ «Сосновый гай» земельных участков в районе <адрес> для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки)» утвержден проект землеустройства по отводу земельного участка площадью 10,8416 га, в том числе земельные участки общей площадью 7,1679 га, подлежащие передаче в собственность гражданам для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) и земельные участки площадью 1,0039 га под проездами и дорогами в районе <адрес>, переданы в собственность гражданам Украины-членов ОК «ЖСТ ИЗ «Сосновый гай» земельные участки общей площадью 7,1679 га в районе <адрес>, для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки), с отнесением этих земель к категории земель жилой общественной застройки.
На основании указанного решения в собственность ФИО1 передан земельный участок, общей площадью 938,00 кв.м, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый № (ранее присвоенный кадастровый №), целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 выдан государственный акт о праве собственности на землю.
ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи ФИО2 приобрел в собственность указанный земельный участок.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Поскольку, данные правоотношения возникли в период действия законодательства Украины, то к ним применимы нормы законодательства Украины.
В соответствии со статьёй 19 Земельного кодекса Украины земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, в частности, на земли лесного фонда.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства. Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель (статья 21 Земельного кодекса Украины).
В соответствии с частью 1 статьи 55 Земельного кодекса Украины к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства.
Исходя из положений статей 56, 57 Земельного кодекса Украины земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.
Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения.
Основной чертой земель лесного фонда является назначение этих земель именно для ведения лесного хозяйства, по смыслу статьи 63 Лесного Кодекса Украины, заключается в осуществлении комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов.
В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 164 Земельного кодекса Украины охрана земель включает в себя, в том числе, и защиту лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для иных потребностей.
Таким образом, земли лесного фонда, используются непосредственно для нужд лесного хозяйства, режим использования которых определяется законом.
Исходя из положений статьи 7 Лесного кодекса Украины леса, которые находятся в пределах территории Украины, являлись объектами права собственности украинского народа.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.
Распорядителем земель, находящихся в государственной собственности в силу статьи 13 Земельного кодекса Украины является Кабинет Министров Украины. К землям государственной собственности согласно положениям статьи 84 Земельного кодекса Украины относятся все земли Украины, за исключением земель коммунальной и частной собственности. К землям государственной собственности, которые не могут быть переданы в частную собственность, относятся, в том числе, и земли лесохозяйственного назначения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (пп. «г» ч. 4 ст. 84 Земельного кодекса Украины).
В соответствии с частью 1 статьи 56 Земельного кодекса Украины гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесохозяйственного назначения общей площадью до 5 га в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения.
В силу части 1 статьи 57 Земельного кодекса Украины земельные участки лесохозяйственного назначения по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства.
Согласно статье 27 Лесного кодекса Украины передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для не лесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений.
Статьей 19 Земельного кодекса Украины предусмотрено отнесение земель к той или иной категории.
Согласно статье 6 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города" разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". До утверждения правил землепользования и застройки и утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
В соответствии с пунктом 5 Переходных Положений Лесного кодекса Украины, до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово – картографические материалы лесоустройства.
Земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для нужд лесного хозяйства, относятся к землям лесного фонда, на которые распространяется особый режим по использованию, предоставления в пользование и передачи в собственность, который определяется нормами Конституции Украины, другими законами и нормативно-правовыми актами (ст. 55 ЗКУ).
Порядок использования земель лесного фонда определяется законом (п.2 ст. 57 ЗКУ).
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается, реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета Министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.
Согласно ст. 13 ЗКУ именно к полномочиям Кабинета Министров Украины в области земельных отношений относится распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных этим Кодексом.
Аналогичные положения закреплены и в статье 20 Земельного кодекса Украины.
Так, частью 2 статьи 20 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что изменение целевого назначения земель проводится органами исполнительной власти или органами местного управления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление, изъятии (выкупе) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.
Частью 3 статьи 57 Лесного кодекса Украины и частью 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины установлено, что изменение целевого назначения земельных лесных участков осуществляется по согласованию и с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды.
Согласно части 5 статьи 116, части 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, производится лишь после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Как усматривается с материалов дела, а также согласно заключению Главного управления природных ресурсов и экологии от ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки членов кооператива, в том числе и земельный участок, общей площадью 938,00 кв.м, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый № (ранее присвоенный кадастровый №), целевое назначение (вид разрешенного использования) земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), входит в состав земель лесного фонда – Российская Федерация, г. Севастополь, Гагаринский район, - квартал № квартал Севастопольского участкового лесничества, кадастровый №.
При рассмотрении дела установлено, что согласно технической документации и планово – графическим материалам лесоустройства, спорный земельный участок расположен в границах земельных участков лесного фонда, ранее находившихся в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово–картографических материалов лесоустройства.
Согласно распоряжению Правительства Севастополя от 21.07.2015 года № 603-РП «О внесении изменений в распоряжение Правительства Севастополя от 31.03.2015 года № 237-РП «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель лесного фонда в городе Севастополе» проведение кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса города Севастополя, закрепленные за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество» подлежит производить на основании материалов лесоустройства Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» 2001 года.
В соответствии с п. 5 Заключительных положений Лесного кодекса Украины до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли являются планово-картографические материалы лесоустройства.
Таким образом, земельные участки лесного фонда находились в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово-картографических материалов лесоустройства.
Земельный участок, выделенный ОК «ЖСТ ИЗ «Сосновый гай», был передан в постоянное пользование Севастопольскому лесхоззагу решением исполкома Севастопольского городского совета депутатов трудящихся № 25-п от 01.11.1966 «Об утверждении отчета о распределении земель по угодьям и землепользователям города Севастополя по состоянию на 01.11.1966» и решением исполкома Севастопольского городского совета народных депутатов №7/221 от 03.03.1979 «Об отводе земельного участка Севастопольскому лесхоззагу».
Решение уполномоченного органа об изъятии спорного земельного участка из пользования Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» не принималось, на момент передачи спорного земельного участка в собственность ответчика ФИО1 он входил в состав земель лесохозяйственного назначения (лесного фонда).
Следовательно принятие Севастопольским городским Советом решения о передаче спорного земельного участка в пользование ОК «ЖСТ ИЗ «Сосновый гай» не отвечает требованиям земельного и лесного законодательства Украины, поскольку распоряжение землями лесного фонда в виде единого массива площадью, которая значительно превышает 1 га, свидетельствует о превышении Севастопольским городским Советом своих полномочий. При этом решением Севастопольского городского Совета фактически изменено его целевое назначение, решение об изъятии спорного земельного участка для нелесохозяйственных нужд соответствующими органами исполнительной власти не принималось.
Кроме того, ОК «ЖСТ ИЗ «Сосновый гай» не являлось государственным и коммунальным предприятием, учреждением или организацией, в которой созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства, следовательно, земельный участок общей площадью 10,8416 га не мог быть ему передан в рамках ст. 57 ЗКУ, ст. 17 ЛКУ на основании решения Севастопольского городского Совета.
Земельный участок площадью 10,8416 га мог быть передан в пользование ОК «ЖСТ ИЗ «Сосновый гай» только на основании распоряжения Кабинета Министров Украины, однако такого распоряжения не издавалось.
В силу положений статьи 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с положениями ст. ст. 116, 118 Земельного кодекса Украины документом, который устанавливает правоотношения по приобретению, прекращению, изменению права собственности на земельный участок в соответствии с действовавшим ранее законодательством, являлось решение официального органа, который уполномочен передавать такие земельные участки в собственность.
В силу положений части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 8 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
В соответствии с пунктом 34 Приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» основанием для принятия решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости является, в том числе, несоответствие представленных документов требованиям Закона о кадастре и законодательства Российской Федерации, действовавшего во время и в месте их издания.
В силу положений Постановления Правительства Севастополя от 07.08.2014 N 202 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав» (вместе с «Перечнем документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации права») к документам, подтверждающим ранее возникшие права и необходимым для государственной регистрации прав относятся, в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 1 марта 2014 года акты органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
То есть документом, который может подтверждать ранее возникшее право собственности на спорный земельный участок, является решение Севастопольского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приложение к решению городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № и передаче в собственность гражданам-членам ОК «ЖСТ ИЗ «Сосновый гай» земельных участков в районе <адрес> для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки)».
Вместе с тем, учитывая, что решение Севастопольского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приложение к решению городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № и передаче в собственность гражданам-членам ОК «ЖСТ ИЗ «Сосновый гай» земельных участков в районе <адрес> для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки)» принято с нарушением действующего законодательства, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешёл в частную собственность вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, а также учитывая, что в настоящее время спорный земельный участок в составе земель лесного фонда передан Государственному казенному учреждению Севастополя «Севастопольское лесничество» с внесением соответствующих сведений в кадастровый план территории (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ), а также учитывая, что ФИО2 не предоставлено доказательств, свидетельствующих о фактическом освоении земельного участка, суд находит обоснованными в рассматриваемом случае требования иска Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании отсутствующим права собственности на спорный земельный участок.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
17 марта 2014 года Севастопольским городским Советом принято Решение № 7156 «О статусе города-героя Севастополя», пунктом 6 которого установлено, что собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
В соответствии со статьей 1 Закона Севастополя от 23.04.2014 № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
В силу положений подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.
В соответствии со статьей 34 Закона города Севастополя от 14.04.2014 № 1-ЗС «Устав города Севастополя» Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» Правительство в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.
В силу положений части 3 статьи 23 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя 16.06.2015 № 521-ПП, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации, каждое лицо имеет право обратиться в суд за защитой своего нарушенного права, в том числе, способом признания оспоримой сделки недействительной, восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
В силу положений статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имеет право истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Принимая во внимание, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешёл в собственность ответчика ФИО1 вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, суд приходит к выводу, что земельный участок в силу положений статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит истребованию из владения ответчика ФИО2, с исключением сведений о его границах из Единого государственного реестра недвижимости.
В порядке ст. ст. 91, 98, 103 ГПК РФ, поскольку истец освобождён от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с исковым заявлением, суд считает необходимым взыскать с ответчиков судебные расходы по делу в размере 300,00 руб. солидарно, исходя из размера государственной пошлины, установленной п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по требованиям неимущественного характера, поскольку земельный участок выбыл из государственной собственности с указанием на безоплатную приватизацию земли.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности на земельный участок, общей площадью 938,00 кв.м, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый № (ранее присвоенный кадастровый №).
Истребовать в пользу города федерального значения Севастополя из владения ФИО2 земельный участок, общей площадью 938,00 кв.м, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый № (ранее присвоенный кадастровый №).
Решение является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Взыскать с ответчиков ФИО1, ФИО2 в доход бюджета судебные расходы в размере по 300,00 руб. солидарно.
Заочное решение вступает в законную силу по истечению сроков его обжалования, предусмотренных ст. 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированный текст решения изготовлен 21.11.2017 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ О.В. Гавура
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя О.В. Гавура