РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18.04.2013г. Федеральный суд Октябрьского района г.о. Самара в составе:
председательствующего судьи: Лещенко Л.А.
при секретаре судебного заседания: Лазареве Р.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2118/13 по заявлению Тулупова В.А. о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Тулупов В.А. обратился в суд с вышеуказанными требованиями, просил признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению Тулупова В.А. от дата о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: адрес; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение по заявлению Тулупова В.А. от дата В обоснование заявленных требований указал, что дата он в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ и ч. 2 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. № 94-ГД «О земле» обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: адрес, предполагаемая площадь - *** кв.м., предполагаемая цель использования - огородничество. К заявлению были приложены все
необходимые в соответствии с действующим законодательством РФ документы. Заявлению был присвоен номер №... дата в дополнение к ранее поданным документам в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) была направлена схема расположения земельного участка, заверенная геодезической фирмой. 23.01.2013 г. он подал еще одно заявление в Министерство, в котором просил сообщить о причинах нарушения срока рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, а также принять решение по данному заявлению в установленный законодательством РФ срок. Однако ответа на его заявление от 23.01.2013 года не последовало, уведомления о продлении срока рассмотрения обращения не поступало. На протяжении более чем полутора лет Министерством имущественных отношений Самарской области не принято решение по его заявлению о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
В судебном заседании представитель заявителя Корсун Р.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, что Министерство имущественных отношений Самарской области пропустило предусмотренные законом сроки вынесения решения по заявлению гражданина о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. С момента подачи Тулуповым В.А. заявления о предоставлении ему земельного участка прошло более полутора лет. Никаких писем, уведомлений об отказе Тулупову В.А. из Министерства имущественных отношений не приходило.
Представитель Министерства имущественных отношений по Самарской области Фитчина А.О., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, пояснила, что в настоящее время подготовлен проект отказа в предоставлении Тулупову В.А. испрашиваемого им земельного участка в собственность бесплатно, однако представить суду решение об отказе, заверенное уполномоченным на то лицом, в настоящее время не может.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав доказательства в их совокупности, полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 2 ст.9 Закона Самарской области «О Земле» № 94-ГД от 11.03.2005 г. (далее Закон) земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 в редакции от 13.04.2012г.
В соответствии с пунктами 2.1,2.2 Порядка предоставления земельных участков, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, для целей, не связанных со строительством, подают заявление о предоставлении земельного участка в министерство.
Судом установлено, что дата Тулупов В.А. обратился в Министерство имущественных отношений по Самарской области с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью земельного участка *** кв.м., под огородничество.
09.08.2011года Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось с запросами в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с запросами о том относится ли испрашиваемый земельный участок или его часть к территории общего пользования, имеются ли ограничения в части использования данного земельного участка, к какой территориальной зоне относится испрашиваемый земельный участок, соответствует ли его использование под огородничество видам разрешенного использования, предусмотренным для данной территориальной зоны, а также относится ли испрашиваемый земельный участок к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам).
Как следует из материалов дела, 21.09.2011года Тулуповым В.А. в Министерство имущественных отношений Самарской области был представлен проект границ земельного участка.
В соответствии с п. 2.4.- 2.5 Порядка предоставления земельных участков в редакции, действовавшей до 01.07.2012г, в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка министерством не направляется.
(п. 2.4 в ред. Постановления Правительства Самарской области от 04.03.2009 N 65)
В месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
В соответствии с п. 2.6. указанного Порядка, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В двухнедельный срок с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением земельного участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления.
В соответствии с п. 3.3. Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара не позднее месячного срока с момента поступления обращения министерства об утверждении схемы расположения земельного участка направляет утвержденную схему расположения земельного участка в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
При направлении утвержденной схемы расположения земельного участка в адрес заявителя уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, направляет уведомление об утверждении схемы расположения земельного участка в адрес министерства.
После получения утвержденной уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара схемы расположения земельного участка заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета данного земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В двухнедельный срок с момента представления заявителем кадастрового паспорта земельного участка в случае необходимости определения рыночной стоимости земельного участка либо права его аренды для последующего предоставления земельного участка министерство обеспечивает проведение оценки земельного участка либо права его аренды в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, и принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность либо в аренду.
Министерством имущественных отношений не представлено суду доказательств ведения какой-либо работы по заявлению Тулупова В.А. с 21.09.2011года, т.е. с момента предоставления им в Министерство проекта границ земельного участка. Как следует из пояснений представителя Министерства в судебном заседании, в настоящее время Министерством подготовлен проект уведомления об отказе в предоставлении Тулупову В.А. испрашиваемого земельного участка на основании того, что на испрашиваемом земельном участке расположено капитальное строение, право собственности на которое за Тулуповым В.А. не зарегистрировано. Как следует из представленной суду незаверенной копии проекта отказа в предоставлении земельного участка, осмотр земельного участка, в результате которого выявлено наличие на нем капитального строения, проводился 12.02.2013года.
Вместе с тем, как следует из пояснений представителя заявителя, Тулупов В.А. 23.01.2013года обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением, в котором просил сообщить ему о причинах нарушения срока рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, а также принять решение по данному заявлению в установленный законом срок. Ответ на данное заявление Тулупову В.А. до настоящего времени не поступил.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5, а также постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 № 2 под бездействием понимается длительное непрекращающееся невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Министерством имущественных отношений Самарской области на протяжении более чем полутора лет не принято решение по заявлению Тулупова В.А. о предоставлении ему земельного участка в собственность бесплатно.
Бездействие в принятии решения о предоставлении в собственность Тулупова В.А. земельного участка, расположенного по адресу: адрес, нарушает права заявителя, предусмотренные действующим законодательством.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области в принятии решения по заявлению Тулупова В.А., является незаконным.
На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд считает заявленные Тулуповым В.А. требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 246 - 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Заявление Тулупова В.А. – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области выразившееся в не принятии решения по заявлению Тулупова В.А. от дата о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: адрес
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в трехдневный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение по заявлению Тулупова В.А. от дата.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение месяца, со дня изготовления мотивированной части решения, с 23.04.2013 года.
В окончательной форме решение суда изготовлено 23.04.2013года.
Судья Л.А. Лещенко