РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22.11.2021 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Мининой О.С.,
при секретаре Маркитановой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3879/2021 по иску ФИО1 к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 20.11.2020 г. обратилась за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, как лицо, осуществлявшее педагогическую деятельность в учреждениях для детей в Государственное Учреждение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском и Советском районах городского округа Самара. ФИО1 имеет следующие периоды работ, подлежащие включению в стаж по списку:
1991—1993 Тренер-преподаватель ДЮСШ №8
1993 тренер-преподаватель в Тольяттинском городском совете физкультурно - спортивного общества России
1993-1997 тренер-преподаватель в СПК колхоз Прогресс
1997-2002 МОУ ДОД Детский -юношеско-спортивная школа
2002- 2003 Красноярская ДЮКСШ в должности тренера -преподавателя
2003- 2006 МОУ ДОД ДООЦ СОК в должности тренера-преподавателя
2012-2020 ГБОУ СОШ Красный Яр в должности тренера-преподавателя
Во включение указанных периодов в стаж на соответствующих видах работ Управлением Пенсионного фонда было отказано, так как нет документального подтверждения. Данные объяснения истца подтверждаются тем, что вся названная работа связана работой с детьми школьного возраста. Тот факт, что в архивах не осталось подтверждающих документов не может являться основанием для отказа в трудовой пенсии. Тот факт, что часть предприятий обанкротилась, а часть реорганизовывалась не может являться основанием в отказе в пенсии. Это полностью вина работодателя, вины истца в том нет. В период работы истца с 1991 по 1993 г. действовало постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессии и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», которым предусмотрена должность «тренер-преподаватель» и поименованы внешкольные учреждения, в том числе детско-юношеские спортивные школы. Истец имеет педагогическое образование по специальности «физическое воспитание».
В соответствии со Списком, действующим в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 пунктом 2 раздела «наименование должностей», действовавшим предусмотрена должность «тренер-преподаватель Списком, утвержденным, указанным Постановлением в пункте 2 раздела «Наименование должностей» названы должности: директор (начальник, заведующий), «тренер-преподаватель», в разделе «Наименование учреждения» в числе учреждений дополнительного образования детей (внешкольных учреждений) указаны детско-юношеский центр и детско-юношеские спортивные школы всех наименований.
Согласно подпункту «в» пункта 8 Правил 2002 года работа в должности директора учреждений, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждения» засчитывается в стаж работы до 1 ноября 1999 года.
На основании пункта 4 вышеназванных Правил 2002 года периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической, учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Таким образом, период работы в должности тренера-преподавателя, по мнению истца, подлежит зачету в льготный стаж.
На основании изложенного, ФИО1, с учетом уточнений исковых требований, просит суд включить в льготный стаж ФИО1
1991 – 1993 тренер-преподаватель ДЮСШ №8;
1993 тренер-преподаватель в Тольяттинском городском совете физкультурно-спортивного общества России;
1993-1997 тренер-преподаватель в СПК колхоз Прогресс;
1997-2002 МОУ ДОД Детский – юношеско-спортивная школа;
2002-2003 Красноярская ДЮКСШ в должности тренера – преподавателя;
2003-2006 МОУ ДОД ДООЦ СОК в должности тренера-преподавателя;
2012-2020 ГБОУ СОШ Красный Яр в должности тренера-преподавателя.
Определением Октябрьского районного суда г. Самары от 25.10.2021 произведена замена ГУ – УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара его правопреемником ГУ – ОПФ РФ по Самарской области.
В судебном заседании истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные иску.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Установлено и подтверждается материалами дела, что дата ФИО1, дата года рождения, обратилась с заявлением в ГУ – УПФ РФ в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400 - ФЗ).
Управлением принято решение об отказе №... от 12.04.2021 в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Закона № 400 - ФЗ, ввиду отсутствия необходимого педагогического стажа работы 25 лет.
Страховая пенсия по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ назначается при наличии соответствующей величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее — ИПК) лицам (в 2020 году - 18,6), осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от возраста.
Согласно ч. 4 ст. 30 Закона № 400- ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации ст. 30 Закона № 400 - ФЗ Правительством РФ принято Постановление от 16 июля 2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление № 665).
Согласно пп. «м» п.1 данного постановления, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются следующие нормативно-правовые акты в пределах их временных границ:
- постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее — Список № 781);
- постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно (далее - Список № 1067);
- постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 "Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно (далее - Список № 463);
- постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 г.
Списком № 463 предусмотрено, что право на досрочное назначение пенсии по старости имеют тренеры-преподаватели, старшие тренеры-преподаватели, работающие, в числе прочего, во внешкольных учреждениях, в том числе, детско-юношеских спортивных школах.
Списком № 1067, предусматривалось, что право на досрочное пенсионное обеспечение имеют тренеры-преподаватели, старшие тренеры-преподаватели, работающие, в том числе, во дворцах спорта для детей и юношества, детско-юношеских спортивных школах (всех наименований).
Пунктом 2 Списка № 781, предусмотрено право на досрочное пенсионное обеспечение, в числе прочих, тренеров преподавателей, старших тренеров-преподавателей, работающих в учреждениях дополнительного образования детей (внешкольных учреждениях), в том числе: центрах дополнительного образования для детей, развития творчества детей и юношества, детско- юношеских, детского творчества, детских оздоровительно-образовательных (профильных); Дворцах детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств); Домах детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств); детско-юношеских спортивных школах всех наименований.
Данные списки составлены по принципу исчерпывающего перечня наименований должностей и учреждений, с учетом которого назначаются соответствующие страховые пенсии по старости, что исключает возможность их расширительного толкования органами, осуществляющими пенсионное обеспечение.
Кроме того, пункты 1 и 3 Постановления № 665 закрепляют применение ко всем периодам работы, независимо от времени их выполнения, Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее - Правила № 516), и Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 28 Федерального закона" "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее - Правила № 781).
Согласно ст. 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете специального стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета и документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а периоды работы после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При назначении досрочной страховой пенсии по старости учитываются периоды работы, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством учитывались в целях назначения досрочной пенсии, а также применяются условия и нормы законодательства, действовавшего на момент приобретения пенсионных прав (ч. 3 ст. 30 Закона № 400-ФЗ; п. 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П; Определение Верховного Суда РФ от 14.06.2006 № 87-В06-3).
Согласно Правилам № 781 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в первую очередь включаются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке. При этом:
1) работа в должностях, указанных в п. 1 раздела "Наименование должностей" Списка, должна выполняться в учреждениях, указанных в п. п. 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений";
2) работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей", - в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений". Период работы в этих должностях и соответствующих учреждениях начиная с 01.01.2001 засчитывается в стаж при наличии одновременно двух условий:
- на тот момент у работника был стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, не менее 16 лет 8 месяцев;
- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных соответственно в п. 2 раздела "Наименование должностей" и в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
В специальный педагогический стаж ФИО1 засчитан период в ДЮСШ № 18 с 18.09.1993 по 07.12.1993 в должности тренера-преподавателя. Всего: 2 месяца 20 дней.
В специальный педагогический стаж не засчитаны следующие периоды работы, так как наименование учреждений не предусмотрены Списком № 463, Списком № 1067, Списком № 781:
- в Куйбышевском облсовете ВДФСО профсоюзов «России» с 13.09.1991 по 05.01.1993 – в должности тренера-преподавателя в ДЮСШ №8.
Согласно ответу № А-12171, А-12324 от 08.12.2020 Самарского областного государственного архива документов по личному составу, № 04-38/672 от 07.12.2020 и № 04- 38/673 от 03.12.2020 Самарского областного государственного архива социально-политических историй документы на хранения в архивы не поступали.
- в Тольяттинском городском совете физкультурно-спортивного общества России с 06.01.1993 по 02.09.1993 – в должности тренера-преподавателя по настольному теннису.
Согласно ответу № 07-270 от 18.01.2021 ГУ-УПФР в Центральном районе г.о. Тольятти (межрайонное), документы за данный период работы подтвердить не представляется возможным, так как организация снята с учета 16.07.2008 в связи с ликвидацией. В Тольяттинский архив МКУ документы на хранения не поступали.
- в СПК колхозе Прогресс с 27.12.1993 по 31.10.1997 в должности тренера-преподавателя по конному спорту.
Согласно ответу по наблюдательному делу организации № 650 от 27.01.2021 ГУ-УПФР в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) подтвердить факт льготной работы не представляется возможным, так как страхователь признан банкротом. В наблюдательном деле организации в Перечнях 1998-2013 профессия «тренер-преподаватель конного спорта» не поименована.
В специальный педагогический стаж не засчитаны следующие периоды работы, так как не выполнено условие: с 01.01.2001 стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, не менее 16 лет 8 месяцев:
- в МОУ ДОД Детской — юношеской спортивной школе с 01.11.1997 по 18.02.2002 в должности тренера-преподавателя конного спорта.
Согласно ответу от 12.04.2021 ГУ-УПФР в Куйбышевском районе (межрайонное) организация снята с учета 16.01.2014 в связи с ликвидацией. Перечень льготных профессий и должностей не представлялся, на учете как предприятие, имеющее рабочие места с особыми условиями труда, не состояло. Индивидуальные сведения сданы общими условиями.
- в Красноярской ДЮКСШ с 18.02.2002 по 30.06.2003 в должности тренера- преподавателя конного спорта.
Согласно ответу № 06-567 от 15.12.2020 ГУ-УПФР в Красноглинском районе г.о. Самара (межрайонное), организация с per. № 077-043-000022 не вела финансово-хозяйственную должность, организация, per. № 077-043-003387, снята с учета 01.12.2013 в связи с ликвидацией. Как льготные организации на учете не состояли, Перечни льготных профессий не представляли, индивидуальные сведения сданы общими условиями.
- в МОУ ДОД ДООЦ «СОК» с 01.07.2003 по 16.02.2006, с 21.04.2006 по 31.12.2011 в должности тренера-преподавателя по спорту в структурном подразделении «Конно-спортивный комплекс».
Согласно ответу № 06-567 от 15.12.2020 ГУ-УПФР в Красноглинском районе г.о. Самара (межрайонное), организация, per. № 077-043-003503, снята с учета 09.04.2013, в связи с ликвидацией. Как льготные организации на учете не стояли, Перечни льготных профессий не представляли, индивидуальные сведения сданы общими условиями.
- в ГБОУ СОШ с. Красный Яр с 01.01.2012 по 19.11.2020 в должности тренера- преподавателя в СП ДОД ДЮКСШ.
Администрацией ГБОУ СОШ с. Красный Яр выдана справка № 10 от 28.12.2020, уточняющая льготный характер работы.
Управлением направлен запрос в ГУ-УПФР в Красноглинском районе (межрайонное) о проверке факта льготной работы (о правомерности выдачи льготной справки и кода льготной работы в индивидуальных сведениях).
Согласно ответу №06-605AJI от 01.04.2021 организации рекомендовано откорректировать индивидуальные сведения.
Организация направила новую справку о работе №10/1 от 28.12.2020. Особые условия труда не подтверждаются.
Таким образом, документально подтвержденный специальный стаж истца на дату обращения 20.11.2020 за назначением досрочной пенсии составляет 2 месяца 20 дней, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.
Разрешая заявленные требования, суд, принимая во внимание, что вышеуказанные организации, как льготные на учете не стояли, перечня льготных профессий не представили, индивидуальные сведения даны по общим условиям, приходит к выводу, что требования ФИО1 необоснованны и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования ФИО1 к ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 29.11.2021 года.
Судья О.С. Минина