Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-82/2021 от 12.10.2021

Дело № 12-82/2021

РЕШЕНИЕ

г. Ленинск                                              23 ноября 2021 года

Судья Ленинского районного суда Волгоградской области Бирюков А.В.,

с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, Рыжова С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – председателя СПК «Овощное» Саломатшоева Альберта Мухамаджоновича на постановление начальника Межрайонной ИФНС № 4 по Волгоградской области о назначении административного наказания № 34542111600036700004 от 24 мая 2021 года, которым Саломатшоев А.М. признан виновным в совершении административного проступка, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ,

установил:

24 мая 2021 года постановлением начальника Межрайонной ИФНС № 4 по Волгоградской области № 34542111600036700004 председатель СПК «Овощное» Саломатшоев А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, ему назначено наказание административный штраф в размере 20000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Саломатшоев А.М. обратился в суд с жалобой, в которой просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая, что при составлении административного протокола были допущены нарушения требований КоАП РФ:

представителю лица, привлекаемого к административной ответственности, не были разъяснены его права и обязанности;

не указаны признаки объективной стороны вмененного административного проступка;

не указаны обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Кроме того, вина Саломатшоева А.М. в совершении административного проступка не доказана. Иностранные граждане, работавшие в СПК «Овощное», не имели возможности покинуть места работы для открытия счетов в специальных банках ввиду наличия нормативного акта, направленного на предотвращение распространения COVID-19.

В период с 06 августа 2020 года по 02 декабря 2020 года работник СПК «Овощное», на которого была возложена финансово-хозяйственная деятельность указанного кооператива, находилась на больничном, что привело к отсутствию возможности соблюсти требования законодательства.

В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности, - председатель СПК «Овощное» Саломатшоев А.М. не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен судебной повесткой.

Защитник Рыжов С.С. в судебном заседании жалобу Саломатшоева А.М. поддержал по доводам, изложенным в ней, дополнив их тем, что в производстве суда находится несколько других административных дел в отношении Саломатшоева А.М. по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Поскольку вмененный Саломатшоеву А.М. административный проступок является длящимся, то он охватывает и действия Саломатшоева А.М. по иным, указанным выше делам и образует один административный проступок. Кроме того, Саломатшоев А.М. действовал в условиях крайней необходимости и потому его действие не образует состава административного правонарушения.

Выслушав защитника, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Из административного дела следует, что СПК «Овощное», председателем которого является Саломатшоев А.М., 02 ноября 2020 года в нарушение положений статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», минуя счета в уполномоченных банках РФ, выплатило нерезидентам ФИО4у., ФИО5, ФИО6у., ФИО7у., ФИО8у. по платежной ведомости денежные средства из кассы кооператива в размере 46301 рубль 21 копейка.

Факт совершения административного правонарушения и виновность должностного лица Саломатшоева А.М. подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от 12 мая 2021 года; трудовыми договорами с работниками ФИО4у., ФИО5, ФИО6у., ФИО7у., ФИО8у., являющимися нерезидентами; копией платежной ведомости СПК «Овощное» от 02 ноября 2020 года.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

В силу пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», далее - Закона № 173-ФЗ, валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

В силу ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Данной нормой установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами - резидентами расчетов с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Операции по выдаче кооперативом денежных средств иностранным гражданам нерезидентам наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

Согласно ст. 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

Согласно ч. 5 ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.

Работники кооператива ФИО4у., ФИО5, ФИО6у., ФИО7у., ФИО8у. являются гражданами иностранного государства, постоянно на территории России не проживают, вида на жительство не имеют, являются в силу пп. «б» п.6 ч.1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» нерезидентами.

     Реализация норм трудового права в указанных правоотношениях должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства.

Таким образом, нормы трудового законодательства не препятствовали лицу, привлекаемому к административной ответственности, в осуществлении расчетов с работниками-нерезидентами с соблюдением правил, установленных валютным законодательством.

Вопреки доводу жалобы в протоколе об административном правонарушении признаки объективной стороны вменяемого Саломатшоеву А.М. административного проступка приведены надлежащим образом.

Обстоятельств, которые могли бы препятствовать председателю СПК «Овощное» Саломатшоеву А.М. в соблюдении запретов и ограничений, предусмотренных нормами валютного законодательства Российской Федерации, и могли бы свидетельствовать о принятии исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, не имелось.

Постановление о привлечении Саломатшоева А.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание назначено председателю СПК «Овощное» Саломатшоеву А.М. минимальное, в пределах санкции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого постановления должностного лица, по делу не имеется.

     Согласно части 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трёх дней со дня составления указанного протокола.

Довод заявителя об отсутствии в протоколе об административном правонарушении от 12 мая 2021 года записи о том, что представителю СПК «Овощное» разъяснялись права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, не указывает на нарушение требований КоАП РФ и незаконность обжалуемого постановления, поскольку лицо, привлекаемое к административной ответственности, было заблаговременно уведомлено должностным лицом МИ ФНС №4 по Волгоградской области о месте и времени составления административного протокола, однако Саломатшоев А.М. не явился для его составления, и потому административный протокол был направлен Саломатшоеву А.М. почтовым отправлением. Рыжов С.С. вступил в административное производство в качестве представителя Саломатшоева А.М. 04 июня 2021 года, не только после составления протокола об административном правонарушении, но и после вынесения обжалуемого постановления. Таким образом, указанный довод не может стать основанием для отмены либо изменения обжалуемого постановления.

Довод автора жалобы о том, что работники кооператива ФИО4у., ФИО5, ФИО6у., ФИО7у., ФИО8у. в рассматриваемый период были лишены возможности покидать место своего жительства в связи с введением постановлением Губернатора Волгоградской области от 15 марта 2020 года № 179 «О введении режима повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в редакции от 31 марта 2020 года режима самоизоляции, и, следовательно, не имели возможности открыть счета в специальных банках, суд признает несостоятельным, поскольку п. 3.4 постановления Губернатора Волгоградской области от 15 марта 2020 года № 179 в редакции от 31 марта 2020 года предусмотрено, что с 00 ч. 00 мин. 01 апреля 2020 г. по 23 ч. 59 мин. 05 апреля 2020 г. следует не покидать места проживания (пребывания), за исключением случая следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим постановлением. Таким образом, постановление Губернатора Волгоградской области от 15 марта 2020 года № 179 в редакции от 31 марта 2020 года не ограничивало право нерезидентов проследовать за получением услуги - открытие счета в уполномоченном банке. При этом на изоляции должны были находиться только лица, которым это было предписано постановлением санитарных врачей об изоляции (п. 3.6 постановления Губернатора Волгоградской области от 15 марта 2020 года № 179 в редакции от 31 марта 2020 года). Автором жалобы не указано, что ФИО4у., ФИО5, ФИО6у., ФИО7у., ФИО8у. санитарными врачами предписывалась изоляция, доказательств этому суду не представлено.

Довод автора жалобы о том, что у ФИО1 отсутствовала реальная возможность соблюдения требований закона в связи с нахождением работника СПК «Овощное», занимающегося финансово-хозяйственной деятельностью, в период с 06 августа 2020 года по 02 декабря 2020 года на больничном, суд признает несостоятельным, поскольку нахождение на больничном сотрудников кооператива не предоставляет руководителю кооператива право нарушать закон, совершая административный проступок.

Довод автора жалобы о возможности применения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ не является состоятельным.

    В соответствии с ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

    Соломатшоеву А.М. вменяется выплата нерезидентам денежных средств по    платежной ведомости, без проведения этой операции через счета в уполномоченных банках. Это действие не является длящимся, образует один состав вменяемого административного проступка, и потому ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ применена быть не может.

    Саломатшоев А.М. при совершении вмененного административного проступка не действовал в условиях крайней необходимости, поскольку никаких препятствий для соблюдения требований валютного законодательства при осуществлении денежного расчета с нерезидентами у него не было.

    Нельзя согласиться с доводом жалобы о малозначительности совершенного Саломатшоевым А.М. административного проступка.

В соответствии со статьёй 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

По смыслу закона, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

В связи с чем административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Целью Закона № 173-ФЗ является реализация единой государственной валютной политики, обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества (ст. 2 и преамбула Закона № 173-ФЗ).

Пунктами 55, 58, 59, 62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683, установлено, что валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и граждан, одним из направлений которой является преодоление оттока капитала, борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой.

Таким образом, соблюдение требований валютного законодательства, в том числе требований Закона № 173-ФЗ, направлено на обеспечение суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, а также защиту внутреннего рынка.

Вменяемое заявителю правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом, что предполагает существенность угрозы для охраняемых отношений в самом факте посягательства на них и не требует наступления общественно-опасных последствий или последствий для непосредственного объекта посягательства.

При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, как должностного лица резидента к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, положения статьи 2.9 КоАП РФ, принимая во внимание, что доказательств исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, не представлено, суд не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения председателя кооператива от административной ответственности.

При таких обстоятельствах суд находит постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области № 34542111600036700004 от 24 мая 2021 года о назначении административного наказания в отношении председателя СПК «Овощное» Саломатшоева А.М. законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области № 34542111600036700004 от 24 мая 2021 года о назначении административного наказания в отношении председателя СПК «Овощное» Саломатшоева Альберта Мухамаджоновича оставить без изменения, а жалобу Саломатшоева Альберта Мухамаджоновича - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда в течение 10 суток со дня получения копии решения, в порядке статьи 30.9 КоАП РФ.

Судья Бирюков А.В.

Копия верна

Судья                      Бирюков А.В.

12-82/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Саломатшоев Альберт Мухамаджонович
Другие
Рыжов Сергей Сергеевич
Суд
Ленинский районный суд Волгоградской области
Судья
Бирюков А.В.
Статьи

ст.15.25 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
lenin--vol.sudrf.ru
12.10.2021Материалы переданы в производство судье
09.11.2021Судебное заседание
24.11.2021Судебное заседание
29.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2021Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
15.12.2021Вступило в законную силу
18.01.2022Дело оформлено
18.01.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее