Дело №2-70/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 марта 2019 года с. Красногорское
Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Елькиной С.А.,
при секретаре Бекмеметьевой А.Т.,
с участием представителя заявителя Администрации муниципального образования «<адрес>» - начальника сектора правовой экспертизы и судебного представительства отдела организационной, правовой и кадровой работы Администрации муниципального образования «<адрес>» Симонова А. Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ без права передоверия сроком на один год,
представителя заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Курьинское» - Главы муниципального образования «Курьинское» Ожмегова Н. П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации муниципального образования «<адрес>» о признании за муниципальным образованием «<адрес>» права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – водопроводные сети в деревне Большой П. К. <адрес> Удмуртской Республики,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования «<адрес>» (далее - Администрация МО «<адрес>») обратилась в суд с заявлением о признании за муниципальным образованием «<адрес>» права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – водопроводные сети в деревне Большой П. К. <адрес> Удмуртской Республики, мотивируя тем, что данный объект недвижимости был поставлен на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ, номер записи 18:15:070001:29-18/005/2017-1У. Объект был построен колхозом «Победа» хозяйственным способом, данный факт может подтвердить Глава МО «Курьинское» Ожмегов Н.П., иных письменных доказательств о строительстве и принадлежности объекта не имеется, что подтверждается справками Отдела строительства и жилищно – коммунального хозяйства Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ и архивным сектором Администрации МО «<адрес>» №С-2 от ДД.ММ.ГГГГ. Колхоз «Победа» впоследствии вошел в состав совхоза «Курья», реорганизованного затем в Товарищество с ограниченной ответственностью «Курьинское», затем в Сельскохозяйственный производственный кооператив «Курья», который прекратил деятельность в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, что подтверждается исходящим межведомственным запросом № в Федеральную налоговую службу России в отношении СПК «Курья» поступила информация о его исключении из ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ, правопреемников организации не имеется и, соответственно, иные лица не могут обратиться за установлением права собственности на объект. Ранее данный объект фактически содержался СПК «Курья» и Администрацией МО «Курьинское», то есть выделялись денежные средства для его ремонта. На сегодняшний день с целью приведения в соответствие исполняемых полномочий и содержания имущества в рамках исполнения полномочий необходимо закрепление объекта за МО «<адрес>». В соответствии с Уставом МО «<адрес>» Администрация является органом местного самоуправления «<адрес>», действует от имени МО «<адрес>», осуществляет от его имени и в его интересах имущественные и иные права и обязанности. В соответствии с п.1 ст.41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности может глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Также ст.50 Федерального закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии со статьей 15 Федерального закона №- ФЗ. Согласно частям 3 и 4 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ и учитывая статью 7.4. Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № – РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» (в редакции Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № - РЗ) к вопросам местного значения муниципального района, кроме предусмотренных статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относятся и иные вопросы, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. Установление данного факта имеет для МО «<адрес>» юридическое значение, т.к. позволяет ему реализовать свое право на оформление бесхозяйного объекта недвижимого имущества – наименование объекта недвижимости: водопроводные сети; вид объекта недвижимости: сооружение; назначение объекта недвижимости: сооружения коммунального хозяйства; адрес объекта недвижимости: Российская Федерация, Удмуртская Республика, <адрес>, д. Большой П.; кадастровый №; основная характеристика объекта и ее значение: протяженность: 993 м; год завершения строительства объекта недвижимости: 1960, в собственность и дальнейшее распоряжение им, а именно, осуществление полномочий по организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также осуществление содержания объекта (проведение капитального и текущего ремонта), решение вопросов, связанных с выделением денежных средств на вышеуказанные цели (включение расходных обязательств в бюджет муниципального образования «<адрес>»). Администрация МО «<адрес>» просит признать за муниципальным образованием «<адрес>» право собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - наименование объекта недвижимости: водопроводные сети; вид объекта недвижимости: сооружение; назначение объекта недвижимости: сооружения коммунального хозяйства; адрес объекта недвижимости: Российская Федерация, Удмуртская Республика, <адрес>, д. Большой П., - кадастровый №; основная характеристика объекта и ее значение: протяженность: 993 м; год завершения строительства объекта недвижимости: 1960.
В судебном заседании представитель заявителя Администрации МО «<адрес>» Симонов А.Н. поддержал заявленные требования, пояснив, что все основные доводы изложены в заявлении. Просил признать за МО «<адрес>» право собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества -водопроводные сети протяженностью 993 м в д. Большой П. К. <адрес> Удмуртской Республики, кадастровый №; год завершения строительства объекта недвижимости 1960. Признание права собственности на данный бесхозяйный объект недвижимого имущества необходимо Администрации МО «<адрес>» для регистрации права собственности и осуществления полномочий по содержанию указанного объекта (включение расходных обязательств в бюджет района на проведение текущего и капитального ремонта).
Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Курьинское» - Глава МО «Курьинское» Ожмегов Н.П. признал заявленные требования, пояснив, что водопроводные сети в д. Большой П. построены в 1960 году колхозом «Победа» хозяйственным способом, поэтому документов, подтверждающих право собственности на данный бесхозяйный объект, нет. Водопроводными сетями пользовался СПК «Курья», который в настоящее время ликвидирован. Водопроводные сети находятся в бесхозном состоянии и требуют определенных вложений и финансовых затрат. Денег в бюджете поселения на ремонт нет, не возражает признать право собственности на водопроводные сети за МО «<адрес>».
Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.262 ГПК РФ и главой 33 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Частью 2 статьи 290 ГПК РФ устанавливается, что заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
Согласно ч.2 ст.291 ГПК РФ в заявлении органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано, кем, когда недвижимая вещь поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника.
На основании ч.2 ст.293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Заявителем - Администрацией МО «<адрес>» представлены суду копия уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества: кадастровый номер объекта 18:15:070001:29; вид объекта – сооружение; назначение объекта - сооружения коммунального хозяйства, протяженность 993 м; адрес объекта: Российская Федерация, Удмуртская Республика, <адрес>, д. Большой П.; номер записи о принятии на учет 18:15:070001:29-18/005/2017-1У; дата принятия на учет ДД.ММ.ГГГГ; копия технического плана сооружения.
В копии справки Администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ указано об отсутствии сведений в реестре муниципальной собственности муниципального образования «<адрес>» о недвижимом имуществе: сооружении – водопроводные сети, расположенные по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. Большой П., - протяженностью 993 м.
В копии письма Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ сообщается об отсутствии в Реестре государственного имущества Удмуртской Республики сведений об объекте сооружения (водопроводные сети), расположенном по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. Большой П., - протяженностью 993,0 м, кадастровый №.
Согласно копии письма МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в реестре федерального имущества по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения об объекте сооружения (водопроводные сети), кадастровый №, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. Большой П., 993 м, - отсутствуют.
В копии справки отдела строительства и ЖКХ Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ указано об отсутствии в документах отдела акта ввода в эксплуатацию и разрешения на строительство по спорному объекту, год завершения строительства объекта недвижимости – 1960 год.
В справке Игринского филиала БУ УР «ЦКО БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ имеется информация о том, что объект недвижимости - сооружение (водопроводные сети), кадастровый №, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. Большой П., - не состоит на техническом учете.
Согласно справке, выданной Архивным сектором Администрации МО «<адрес>» №С-2 от ДД.ММ.ГГГГ документы архивного фонда СПК «Курья» и его предшественников на постоянное хранение в архивный сектор Администрации МО «<адрес>» поступили с 1967 года. Документы архивного фонда архитектора района за 1960 год на постоянное хранение в архивный сектор не поступали. Сведениями о местонахождении документов архитектора района за 1960 год архив не располагает. Совхоз «Курьинский» Курьинского сельсовета К. <адрес> Удмуртской АССР образован ДД.ММ.ГГГГ на основании решения собрания уполномоченных колхозов «Курья», «Победа» и «Восток» в соответствии с приказом министерства сельского хозяйства Удмуртской АССР № от ДД.ММ.ГГГГ. Совхоз «Курьинский» образовался на землях колхозов «Курья», «Победа» и «Восток». Решением общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ совхоз «Курья» преобразован в Товарищество с ограниченной ответственностью «Курьинское». Решением общего собрания членов ТОО «Курья» от ДД.ММ.ГГГГ Товарищество с ограниченной ответственностью реорганизовано в СПК «Курья». Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А71-861/2008-Г29 принято к производству заявление ФНС России <адрес> о признании несостоятельным (банкротом) СПК «Курья». В соответствии с п.3 ст.149 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А71-861/2008-(Г/29, Г/15) является основанием для органа, осуществляющего государственную регистрацию предприятий, для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации СПК «Курья».
В деле также имеется исходящий межведомственный запрос № в Федеральную налоговую службу России в отношении СПК «Курья», согласно которому СПК «Курья» прекратил деятельность в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, запись об исключении из ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ.
Обстоятельства, сведения о которых содержатся в изложенных выше письменных доказательствах, согласно ст.ст.59, 60 ГПК РФ суд признает относимыми и допустимыми.
В соответствии с Уставом МО «<адрес>» Администрация является органом местного самоуправления «<адрес>», действует от имени муниципального образования «<адрес>», осуществляет от его имени и в его интересах имущественные и иные права и обязанности.
В соответствии с п.4.1 ст.7 Устава МО «<адрес>» к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч.4 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ).
Также в соответствии с ч.1 ст.7.4 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения, кроме предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся вопросы, предусмотренные пунктом 4 (за исключением организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения).
Согласно п.5 ч.1 ст.50 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Таким образом в соответствии с вышеуказанными положениями Федерального закона №131-ФЗ, Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ, Уставом МО «<адрес>» организация в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, относится к вопросам местного значения муниципального района, и имущество, предназначенное для решения данных вопросов, может находиться в собственности муниципального района.
Оценивая добытые по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявление Администрации МО «<адрес>» о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – водопроводные сети; вид объекта недвижимости: сооружение; назначение объекта недвижимости: сооружения коммунального хозяйства; адрес объекта недвижимости: Российская Федерация, Удмуртская Республика, <адрес>, д. Большой П.; кадастровый №; основная характеристика объекта и ее значение: протяженность: 993 м; год завершения строительства объекта недвижимости: 1960 - подано в суд надлежащим органом - Администрацией МО «<адрес>», уполномоченным управлять муниципальным имуществом, и вышеуказанный бесхозяйный объект недвижимого имущества в настоящее время не имеет собственника.
Кроме того, истек годичный срок со дня постановки указанного сооружения на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества в установленном законом порядке органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике.
Спор о праве собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – сооружение водопроводные сети, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д. Большой П., - отсутствует.
Таким образом, суд считает заявление Администрации МО «<адрес>» о признании за муниципальным образованием «<адрес>» права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - водопроводные сети в деревне Большой П. К. <адрес> Удмуртской Республики, подлежащим удовлетворению.
Признание права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества имеет для Администрации МО «<адрес>» юридическое значение, т.к. позволяет ей реализовать свое право на оформление бесхозяйного объекта недвижимого имущества в собственность и дальнейшее распоряжение им, а также осуществление содержания объекта (проведение капитального и текущего ремонта), решение вопросов, связанных с выделением денежных средств на вышеуказанные цели (включение расходных обязательств в бюджет муниципального образования «<адрес>»).
Руководствуясь ст.ст.194-198, п.6 ч.1 ст.262 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Администрации муниципального образования «<адрес>» о признании за муниципальным образованием «<адрес>» права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - водопроводные сети в деревне Большой П. К. <адрес> Удмуртской Республики удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием «<адрес>» право собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: водопроводные сети; вид объекта недвижимости: сооружение; назначение объекта недвижимости: сооружения коммунального хозяйства; адрес объекта недвижимости: Российская Федерация, Удмуртская Республика, <адрес>, д. Большой П.; кадастровый №; основная характеристика объекта и ее значение: протяженность: 993 м; год завершения строительства объекта недвижимости: 1960.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики через Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Елькина С.А.