Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1095/2023 (2а-6519/2022;) ~ М-6097/2022 от 21.12.2022

63RS0039-01-2022-007647-93

2а-1095/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 февраля 2023 года                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самара в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1095/2023 по административному исковому заявлению Самарского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

установил:

Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее – Министерство) о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.

В обоснование заявления указано, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведён анализ возложенных на Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области полномочий в сфере охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий, в ходе которого установлено, что в отношении особо охраняемой природной территории регионального значения «Озеро Боровое» при ее создании и до настоящего времени охранная зона не установлена, чем нарушены требования ч. 10 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пп. 100 п. 2.2 Положения о Министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Для устранения выявленных нарушений 15.11.2022 прокуратурой в адрес министра лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области внесено представление, вместе с тем, нарушения законодательства до настоящего времени не устранены. Отсутствие охранной зоны указанного памятника природы является причиной неблагоприятного антропогенного воздействия, способствует загрязнению природного объекта и нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения требований, Самарский межрайонный природоохранный прокурор просит:

1. Признать незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по разработке проекта решения Губернатора Самарской области о создании охранной зоны памятника природы регионального значения «Озеро Боровое», об установлении ее границ и утверждения положения о ней, а также пояснительной записки к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ;

2. Возложить на Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обязанность в срок до 31.12.2023 года:

- подготовить проект решения Губернатора Самарской области о создании охранной зоны памятника природы регионального значения «Озеро Боровое», об установлении ее границ и утверждения положения о ней, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ;

- обеспечить согласование проекта решения Губернатора Самарской области о создании охранной зоны памятника природы регионального значения «Озеро Боровое» с уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления;

- обеспечить направление согласованного с уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления проекта решения Губернатора Самарской области о создании охранной зоны памятника природы регионального значения «Озеро Боровое» в адрес Губернатора Самарской области для принятия решения о создании охранной зоны.

Протокольным определением от 19.01.2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Губернатор Самарской области Азаров Д.И.

В судебном заседании помощник прокурора Моисеев Н.Г. уточненные требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным выше основаниям.

Представитель административного ответчика Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и заинтересованного лица Губернатора Самарской области по доверенности Дмитриенко Е.Н. против удовлетворения требований возражала по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление, указывая, что административным ответчиком оспариваемого бездействия не допущено, поскольку Министерством предпринимаются необходимые мероприятия по созданию указанной охранной зоны, работы по установлению охранной зоны памятника природы регионального значения ведутся в плановом порядке в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями в рамках доведенного до Министерства предельного объема финансирования. Кроме того, сроки установления охранных зон памятников природы регионального значения действующим законодательством не определены. Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Исходя из п. 2 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон установлен запрет на всякую деятельность, влекущую за собой нарушение сохранности памятников природы.В силу п. 10 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны.

Согласно пп. «б» п.11 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии с пп. 100 п. 2.2 Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, утверждённого постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 № 528, в рамках закрепленных предметов ведения министерство осуществляет полномочия по подготовке проектов решений Губернатора Самарской области о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней.

Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 138 утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.

В соответствии с п. 21 Правил высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта, а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

Из материалов дела следует, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведён анализ возложенных на Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области полномочий в сфере охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий.

В ходе проведенного анализа установлено, что в отношении особо охраняемой природной территории регионального значения «Озеро Боровое», расположенной в муниципальном районе Безенчукский Самарской области и являющейся государственным памятником природы на основании Решения Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 22.04.1993 № 129, до настоящего времени охранная зона не установлена, чем нарушены требования ч. 10 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пп. 100 п. 2.2 Положения о Министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.

Для устранения выявленных нарушений 15.11.2022 прокуратурой в адрес министра лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области внесено представление, требования которого до настоящего времени не исполнены.

Указанное обстоятельство подтверждается письмом Министерства от 18.08.2022 № МЛХ-03-03/17583 и приложением к нему и не оспаривается лицами, участвующими в деле, доказательств устранения выявленных нарушений на дату рассмотрения дела не представлено.

Вместе с тем, суд учитывает, что стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2030, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 № 441, предусмотрено завершить установление охранных зон всех действующих памятников природы регионального значения Самарской области до 2030.

Работы по установлению охранных зон памятников природы регионального значения ведутся в плановом порядке в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями в рамках доведенного до Министерства предельного объема финансирования, предусмотренного государственной программой Самарской области «Охрана окружающей среды Самарской области на 2014-2024 и на период до 2030».

Из представленных административным ответчиком сведений следует, что в отношении большинства охранных зон памятников природы регионального значения (в том числе и заявленного стороной истца) охранные зоны разработаны, но не согласованы с федеральными органами исполнительной власти. Распоряжение Губернатора Самарской области об установлении 20-ти охранных зон указанных памятников природы будет принято в 2023 году при согласовании его проекта установленными федеральными органами исполнительной власти.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Министерством предпринимаются необходимые мероприятия для установления охранной зоны памятника природы регионального значения, срок установления которой действующим законодательством не определен, суд приходит к выводу, что оспариваемого бездействия административным ответчиком не допущено.

Вместе с тем, принимая во внимание, что до настоящего времени охранная зона памятника природы регионального значения в нарушение требований действующего законодательства не установлена, суд находит требования прокурора о возложении на административного ответчика обязанности предпринять вышеуказанные действия по установлению охранной зоны памятника природы регионального значения «Озеро Боровое» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2023 ░░░░:

- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░», ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░;

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░;

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                (░░░░░░░)                ░.░. ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░: ░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.03.2023.

2а-1095/2023 (2а-6519/2022;) ~ М-6097/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Самарский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Другие
Губернатор Самарской области Азаров Д.И.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на сайте суда
leninsky--sam.sudrf.ru
21.12.2022Регистрация административного искового заявления
21.12.2022Передача материалов судье
26.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
26.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2023Судебное заседание
06.02.2023Судебное заседание
20.02.2023Судебное заседание
09.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее