Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-190/2021 от 02.06.2021

Кандалакшский районный суд Мурманской области

Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Курасова, д. 8

Дело № 12-190/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

Г. Кандалакша

15 июля 2021 года

Судья Кандалакшского районного суда Мурманской области Кузьмич Н.В, рассмотрев жалобу Коноваловой О.Н. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 11 мая 2021 года № 03-349/2020 по делу об административном правонарушении,

установил:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 11 мая 2021 года № 03-349/2020 по делу об административном правонарушении должностное лицо акционерного общества «Мурманэнергосбыт» Коновалова О.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей.

В жалобе, поданной в Кандалакшский районный суд Мурманской области, Коновалова О.Н. просит постановление по делу об административном правонарушении отменить в связи с отсутствием состава и события правонарушения, производство по делу прекратить, поскольку она не является субъектом вменяемого правонарушения.

Указывает, что в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением своих должностных обязанностей. В соответствии с должностной инструкцией инженера по охране окружающей среды производственно-технического отдела филиал АО «МЭС» «Кандалакшская теплосеть», утвержденной начальником управления по работе с персоналом АО «МЭС» от 14 января 2020 года, инженер по охране окружающей среды не наделен организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями. Следовательно, полагает, что не является должностным лицом, к которому по смыслу статьи 2.4 КоАП РФ может быть применена административная ответственность.

Обращает внимание, что заявка об актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, направлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора 13 ноября 2020 года. В настоящее время актуализация сведений по котельной № 21 города Кандалакши проведена.

Приводит доводы о том, что предоставление сведений об объемах разрешенных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух) основано на достоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).

Ссылается на то, что по месту проведения проверки протокол или акт осмотра территории при ней не оформлялись, на ознакомление и подпись ей соответствующие процессуальные документы, выявленные нарушения не предоставлялись. Протокол осмотра принадлежащих АО «МЭС» помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, в материалах дела отсутствует.

Полагает, что в статистическом отчете по форме 2-ТП «воздух» за 2019 год указано годовое количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешенное Управлением Росприроднадзора по Мурманской области.

Также указывает, что административным органом неверно указано место совершения административного правонарушения. Так, местом совершения административного правонарушения считается место, где должна быть выполнена возложенная на должностное лицо обязанность. В постановлении указано место совершения административного правонарушения: <адрес>, в то время как ее рабочее место находится по адресу: <адрес>.

Коновалова О.Н. в судебном заседании не участвовала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила письменное заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, письменных возражений по жалобе не представило.

Судья районного суда, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

    Из протокола об административном правонарушении от <дата> <номер> следует, что в период с <дата> по <дата> на основании приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата> <номер> Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «МЭС» на котельной № 21 города Кандалакши, в результате которой выявлены следующие нарушения:

1) не проведена актуализация сведений об объекте в федеральном государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду, в связи с изменением характеристик источников загрязнения окружающей среды в части скорости ГВС и расхода ГВС дымовой трубы, то есть нарушены требования пункта 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

2) предоставление сведений об объемах разрешенных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух), основанных на недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов), то есть нарушены требования приказа Росстата от 08 ноября 2018 года № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха».

Поскольку инженер по охране окружающей среды филиала АО «МЭС» «Кандалакшская теплосеть» Коновалова О.Н. является ответственным должностным лицом по обеспечению требований законодательства в области охраны окружающей среды, указанные должностные функции исполнены ею ненадлежащим образом, Коноваловой О.Н. нарушены вышеуказанные требования в области охраны окружающей среды.

Как следует из копии приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата> <номер> фактически внеплановая выездная проверка проведена по месту нахождения филиала АО «МЭС», расположенного по адресу: 184040, <адрес>, в ведении которого находится Котельная № 21 города Кандалакши и в деятельности которого нарушения были выявлены.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от <дата> <номер> по делу об административном правонарушении должностное лицо Коновалова О.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Решением судьи Кандалакшского районного суда от 16 марта 2021 года указанное постановление отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора.

Постановлением инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 11 мая 2021 года № 03-349/2020 по делу об административном правонарушении Коновалова О.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

С данным постановлением административного органа нельзя согласиться по следующим основаниям.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Должностное лицо административного органа при вынесении обжалуемого постановления пришло к выводу о наличии вины Коноваловой О.Н. в совершении инкриминируемого административного правонарушения и привлечении ее к административной ответственности.

Между тем, такие выводы должностного лица административного органа сделаны без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств по делу.

Согласно протоколу об административном правонарушении от <дата> <номер> и оспариваемому постановлению административное правонарушение совершено по адресу: 184042, <адрес>.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места исполнения должностным лицом своих обязанностей.

Согласно материалам дела Коновалова О.Н. исполняет обязанности в здании управления филиала «Кандалакшская теплосеть» АО «МЭС», расположенном по адресу: <адрес>.

Таким образом, должностным лицом административного органа в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении не приведены доводы в обоснование выводов о месте совершения должностным лицом административного правонарушения.

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 и 26.11 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты, приведенные выше обстоятельства и доводы фактически не проверены.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частями 1-3 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В материалы настоящего дела в подтверждение обстоятельств вменяемого Коноваловой О.Н. административного правонарушения административным органом представлены копии ряда процессуальных документов, в том числе приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <дата> <номер>, акта проверки АО «МЭС» от <дата> <номер>.

Согласно пункту 1 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Однако, исходя из имеющихся в настоящем деле материалов, должностным лицом административного органа вышеуказанное обстоятельство надлежащей оценки не получило.

Несмотря на запросы судьи районного суда в рамках рассмотрения настоящей жалобы, а также на указание судьи в решении от 16 марта 2021 года, подлинные экземпляры документов, составляющих материалы дела об административном правонарушении и подлежащих судебной проверке, не были представлены административным органом, ввиду чего не были исследованы в судебном заседании.

Указанное свидетельствует о том, что выводы должностного лица административного органа о доказанности обстоятельств совершения Коноваловой О.Н. административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, и ее вины в совершении данного правонарушения нельзя признать основанными на достоверных доказательствах.

Данная правовая позиция соответствует изложенной в Постановлении Верховного Суда РФ от 02 октября 2017 года № 5-АД17-73.

Кроме этого, как усматривается из копии акта проверки от <дата>, часть лиц, проводивших проверку, свои подписи в акте не поставили, в связи с чем не возможно установить, были ли они согласны с выводами проверки, ознакомлены ли с актом.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о недопустимости данного доказательства.

Также должностным лицом административного органа не обоснован вывод о невозможности применении положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, при том, что на это было указано судьей Кандалакшского районного суда в решении от 16 марта 2021 года.

В соответствии с требованиями статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, то есть бремя доказывания обстоятельств совершения им правонарушения возложено на административный орган.

Выводы должностного лица о событии административного правонарушения и доказанности вины Коноваловой О.Н. в его совершении основаны на неполно установленных фактических обстоятельствах дела.

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что по данному делу вина Коноваловой О.Н. в совершении вмененного ей административного правонарушения не является доказанной в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении в отношении Коноваловой О.Н. - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь статьями 30.3, 30.6, 30.7, 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу Коноваловой О.Н. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 11 мая 2021 года № 03-349/2020 удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 11 мая 2021 года № 03-349/2020, вынесенное в отношении Коноваловой О.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Н.В. Кузьмич

12-190/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Коновалова Ольга Николаевна
Суд
Кандалакшский районный суд Мурманской области
Судья
Кузьмич Н.В.
Статьи

ст.8.5 КоАП РФ

Дело на странице суда
kan--mrm.sudrf.ru
03.06.2021Материалы переданы в производство судье
15.07.2021Судебное заседание
16.07.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
16.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
06.08.2021Вступило в законную силу
09.09.2021Дело оформлено
10.01.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее