Уникальный идентификатор дела
№92RS0002-01-2021-001267-83
Дело № 12-256/2021
РЕШЕНИЕ
27 апреля 2021 года город Севастополь
Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Котешко Л.Л., с участием представителя заявителя – Морозовой О.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя на постановление № от 26 февраля 2021 года, вынесенное Вр.и.о. начальника отделения – старшим судебным приставом Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю Кук Е.В. о признании Департамента капитального строительства города Севастополя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
12 марта 2021 года Департамент капитального строительства города Севастополя (далее по тексту – Департамент) подал в суд жалобу на постановление № от 26 февраля 2021 года, вынесенное Вр.и.о. начальника отделения – старшим судебным приставом Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю Кук Е.В., которым Департамент признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Жалоба мотивирована тем, что Департаментом, как обязанным лицом принимались все исчерпывающие меры к исполнению требований исполнительного документа, что указывает на наличие объективных причин, препятствующих своевременному исполнению решения суда и требований исполнительного документа, в связи с чем Департамент просит отменить постановление, как незаконное, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель заявителя доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Межрайонный ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что вступившим в силу решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 08 июля 2020 года исковое заявление прокурора Балаклавского района города Севастополя в интересах ФИО1 к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма специализированного жилищного фонда удовлетворено. На Департамент капитального строительства города Севастополя возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, применительно к условиям города Севастополя по нормам предоставления площади по договору социального найма и включенного в список, установленный законодательством города Севастополя для договора социального найма.
08 декабря 2020 года Вр.и.о. начальника отделения – старшим судебным приставом Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю Кук Е.В. на основании исполнительного листа серии № от 05 ноября 2020 года, выданного Гагаринским районным судом города Севастополя по гражданскому делу №, возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника – Департамента капитального строительства города Севастополя.
Предметом исполнения по указанному исполнительному производству является предоставление ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенного жилого помещения по договору специализированного жилого помещения, применительно к условиям города Севастополя по нормам предоставления площади по договору социального найма и включенного в список, установленный законодательством города Севастополя для договора социального найма.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный Законом об исполнительном производстве и указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок, Вр.и.о. начальника отделения – старшим судебным приставом Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю Кук Е.В. 02 февраля 2021 года постановление о взыскании исполнительского сбора, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 12 февраля 2021 года.
В связи с тем, что в установленный срок решение суда должником добровольно исполнено не было, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю ФИО4 15 февраля 2021 года составлен протокол об административном правонарушении, действия должника расценены, как уклонение от исполнения решения суда, По результатам рассмотрения протокола Вр.и.о. начальника отделения – старшим судебным приставом Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю Кук Е.В. вынесено постановление от 26 февраля 2021 года о признании Департамента капитального строительства города Севастополя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначен штраф в размере 30000 руб.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии со статьей 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
Таким образом, ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ закрепляет административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора.
Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с ч. 2 ст. 2.1, со ст. 26.1 этого Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе связанные с получением необходимого финансирования, необходимостью соблюдения административных процедур, связанных с исполнением бюджетов.
По смыслу ст. 1.5 КоАП РФ во взаимосвязи с нормами ст.ст. 26.1, 29.1, 29.9 КоАП РФ, совокупность ряда достаточных и неопровержимых доказательств виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должна быть представлена и всесторонне исследована до принятия постановления в порядке, установленном гл. 29 КоАП РФ, в данном случае - до вынесения постановления должностным лицом.
В силу положений ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Отменяя постановление должностного лица службы судебных приставов, суд исходит из того, что финансирование должника осуществляется за счет средств бюджета Севастополя, а исполнение решений суда возможно на основании государственных контрактов на приобретение (строительство) жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.
Приобретение квартир в ином порядке противоречит закону, в связи с чем исполнение в течение установленного пятидневного срока решений суда об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Севастополя жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения по рассматриваемому исполнительному производству невозможно вследствие объективных обстоятельств.
При этом суд учитывает, что Департаментом, в целях своевременного исполнения судебного решения о предоставлении жилого помещения приняты следующее меры.
Постановлением Правительства Севастополя от 08 июня 2016 года № 840-ПП утверждено Положение о Департаменте капитального строительства города Севастополя.
В соответствии с п. 1.1. указанного Положения, Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере строительства, контроля и надзора в области долевого строительства, жилищной политики, в сфере реализации федеральных целевых программ.
Департамент капитального строительства города Севастополя является ответственным исполнителем по реализации мероприятий государственной программы города Севастополя «Жилище» на 2017-2022 годы, утверждённой постановлением Правительства Севастополя от 27 октября 2016 года №1010-ПП (далее-Программа).
Задачей Подпрограммы 2 «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» вышеуказанной Программы, является предоставление жилых помещений по договору специализированного найма лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Сроки реализации Программы установлены с 2017 по 2022 гг.
Согласно Приложению №4 к государственной программе города Севастополя «Жилище» на 2017-2022 годы «Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию целей государственной программы города Севастополя «Жилище» на 2017-2022 по источникам финансирования на 2020 год по мероприятию «Улучшение жилищных условий детей-сирот…» предусмотрено финансирование из федерального и местного бюджета.
На основании данного финансирования на 2020 год определено количество жилых помещений для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей для обеспечения их жилыми помещениями, значение показателя составляет 77.
Приобретение жилых помещений Департаментом капитального строительства города Севастополя осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон РФ №44-ФЗ), что значительно увеличивает время приобретения жилых помещений.
Также, регистрация права собственности на приобретенное жилое помещение в соответствии с требованиям п.3 ст.13 ФЗ от 21 июля 1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проводится в течение 20 календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.
С целью принятия мер, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями для временного проживания, Правительством Севастополя разработан и принят Законодательным Собранием города Севастополя Закон города Севастополя от 05.06.2019 года №507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещение специализированного жилищного фонда города Севастополя», предусматривающий предоставление жилых помещений, в том числе из состава маневренного фонда до обеспечения их жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения.
На 2021 год в целях улучшения жилищных условий детей-сирот предусмотрено финансирование из федерального и местного бюджета на покупку 84 жилых помещений.
Приказом Департамента от 27 декабря 2019 года №344-а/2019, полномочия государственного заказчика от лица Департамента капитального строительства города Севастополя по заключению и исполнению государственных контрактов от имени города Севастополя переданы ГБУ «Дирекция капитального строительства».
В целях исполнения решений судов ГКУ города Севастополя «Единая дирекция капитального строительства» с ООО «Специализированный застройщик жилого комплекса «Новый» 21.12.2020 заключен государственный контракт №1-ДДУ/2020 на участие в строительстве (долевом строительстве) многоквартирных домов на территории города Севастополя для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей… для нужд города Севастополя (на 54 квартиры). Срок исполнения 2022 год.
Также в качестве мер, направленных на скорейшее исполнение мероприятий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями Постановлением Правительства Севастополя от 27 декабря 2019 года № 723-ПП «Об установлении предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по городу Севастополю на 2020 год» увеличена предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по городу Севастополю на 2020 год до размера 75 373 руб.
На момент вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства свободных жилых помещений в необходимом количестве у Департамента не было. В настоящее время свободные жилые помещения для предоставления детям-сиротам отсутствуют.
С учетом приведенных обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения получили развитие в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Изложенное выше в совокупности и с учетом положений ст. 1.5 КоАП РФ, а также правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, не позволяет сделать вывод о наличии в деянии Департамента вины в неисполнении во вновь установленный срок требований исполнительного документа и совершении указанным юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах постановление № от 26 февраля 2021 года, вынесенное Вр.и.о. начальника отделения – старшим судебным приставом Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю Кук Е.В. о признании Департамента капитального строительства города Севастополя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению в связи с отсутствием в действиях Департамента состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 КоАП РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя на постановление № от 26 февраля 2021 года, вынесенное Вр.и.о. начальника отделения – старшим судебным приставом Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю Кук Е.В. о признании Департамента капитального строительства города Севастополя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ – удовлетворить.
Постановление Вр.и.о. начальника отделения старшего судебного пристава Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Севастополю Кук Е.В. от 26 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья –