<Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Зея, Амурской области 06 октября 2020 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Козловой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации <адрес> к отделу судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратилась в суд с настоящим административным иском и просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, в обоснование требований указав, что судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> на основании исполнительного документа - исполнительный лист № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> было вынесено постановление от <Дата обезличена> <Номер обезличен> о взыскании с администрации <адрес> исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Административный истец считает, что основания для взыскания исполнительского сбора отсутствуют. Субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. <адрес> при отсутствии финансирования из бюджета <адрес> не имеет права расходовать средства местного бюджета на приобретение жилых помещений для детей-сирот с целью исполнения решения суда, т.к. это будет являться нецелевым расходованием средств. В <Дата обезличена> году между министерством социальной защиты населения <адрес> и администрацией <адрес> было заключено соглашение от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О предоставлении субвенции из областного бюджета бюджету <адрес> на финансовое обеспечение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений», согласно которому <адрес> на приобретение 6 (шести) жилых помещений в <Дата обезличена> году выделялись денежные средства в сумме 5256900 рублей. В последующем было, заключено дополнительное соглашение о корректировке суммы по итогам проведенных торгов - 5098800 рублей. Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> были проведены электронные аукционы, по итогам которых были приобретены шесть жилых помещений в городе Зея (по письменному согласию детей-сирот). Данные жилые помещения были включены в состав специализированного жилого фонда <адрес> и предоставлены по договорам детям-сиротам с целью исполнению шести решений Зейского районного суда, вынесенных и вступивших в законную силу ранее, чем решение Зейского районного суда в отношении ФИО1 В настоящее время формируется проект бюджета <адрес> на <Дата обезличена> год. Согласно данного проекта <адрес> будут выделены денежные средства на приобретение жилых помещений для детей-сирот в <Дата обезличена> году. Исходя из сложившейся практики соглашения о выделении денежных средств и фактическое доведение лимитов происходит в течение I квартала финансового (календарного) года. После заключения соглашения на <Дата обезличена> год и доведения лимитов денежных средств, комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> будут проведены торги на приобретение благоустроенных жилых помещений. Данные жилые помещения будут предоставляться по договорам социального найма с целью исполнения решений Зейского районного суда, в том числе ФИО1
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес>.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители административных ответчиков - ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес>, Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, отзывы на административное исковое заявления не представили, ходатайств об отложении дела не заявляли.
В силу ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Изучив и оценив материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от <Дата обезличена> № 118-ФЗ Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу ст. 6 Федерального закона от <Дата обезличена> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от <Дата обезличена>), законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствие со ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ст. 112 Федерального закона от <Дата обезличена> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (3). Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (6). Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (7).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-П, исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле ст. 57 Конституции РФ. Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно ст. 401 Гражданского кодекса РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведённых норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела по существу, судом установлено, что <Дата обезличена> Зейским районным судом <адрес> принято решение по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма.
Указанным решением суда на администрацию <адрес> возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение в <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 кв.м., по договору найма специализированного жилого помещения.
Указанное решение суда вступило в законную силу <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> на основании указанного решения суда заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> ФИО3 вынесла постановление о возбуждении исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП, установив 5-тидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
<Дата обезличена> заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> ФИО3 вынесла постановление <Номер обезличен> о взыскании с администрации <адрес> исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
По смыслу ст. 55 Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершённого деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-П, с учётом особенностей публично-правовой ответственности за предусмотренное в пункте 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» нарушение условий и порядка исполнительного производства, - направленного, в конечном счёте, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, - правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Согласно Федеральному закону №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.<адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе по предоставлению детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа за счёт средств областного бюджета благоустроенных, применительно к условиям соответствующего населённого пункта, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
Финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счёт средств областного бюджета.
Порядок расходования субвенций устанавливается <адрес>. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Объём субвенции на реализацию полномочия, установленного пунктом 3 части 1 настоящей статьи, определяется в соответствии с методикой формирования объёма субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на финансовое обеспечение расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению <Номер обезличен> к настоящему Закону.
Субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Согласно ст.ст.1, <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ОЗ, уполномоченный орган - министерство социальной защиты населения <адрес> обязано перечислять в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов средства, необходимые для исполнения полномочий; обеспечивать передачу органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления полномочий.
В соответствии с Порядком расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утверждённым постановлением <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, главный распорядитель средств областного бюджета на основании заявок органов местного самоуправления муниципальных образования, а также на основании сводной ведомости росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств, предельных объёмов финансирования после поступления субвенции осуществляет её перечисление муниципальным районам и городским округам на балансовый счёт Управления Федерального казначейства по <адрес> для последующего перечисления в установленном порядке на единый счёт бюджета соответствующего муниципального образования.
Как следует из материалов дела, <Дата обезличена> между министерством социальной защиты населения <адрес> и администрацией <адрес> заключено соглашение <Номер обезличен> «О предоставлении субвенции из областного бюджета бюджету <адрес> на финансовое обеспечение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений», предметом которого является предоставление из областного бюджета в <Дата обезличена> году бюджету <адрес> субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Размер субвенций составил 5256900 рублей. <Дата обезличена> между министерством социальной защиты населения <адрес> и администрацией <адрес> заключено дополнительное соглашение <Номер обезличен> к соглашению <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, согласно которому изменен подп. 1.2 соглашения <Номер обезличен> от <Дата обезличена>: слова «составляет 5256900 рублей» заменены на слова «составляет 5098800 рублей».
Иных денежных средств в рамках предоставления субвенции из областного бюджета бюджету <адрес> на финансовое обеспечение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, не предоставлялось. При этом согласно, проекта бюджета <адрес> на <Дата обезличена> год бюджету <адрес> будут также выделены денежные средства на приобретение жилых помещений для детей-сирот в <Дата обезличена> году.
Анализируя представленные доказательства, а также учитывая требования закона, предъявляемые к порядку обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает, что исполнение судебного решения должником требует выполнение определенной процедуры, как по получению денежных средств из бюджета <адрес>, так и по приобретению жилых помещений, что в свою очередь требует определённых временных затрат, в связи с чем, у администрации <адрес> отсутствовала объективная возможность исполнить решение Зейского районного суда от <Дата обезличена> и предоставить ФИО1 жилое помещение во исполнение решения суда в пятидневный срок, установленный в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве».
С учётом изложенного, суд находит заявленные требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству <Номер обезличен>-ИП, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации <адрес>, удовлетворить.
Освободить администрацию <адрес> от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству <Номер обезличен>-ИП, возбужденному <Дата обезличена> заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> на основании исполнительного листа серии ФС <Номер обезличен>, выданного Зейским районным судом <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его провозглашения.
Председательствующий А.А. Плешков