Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-226/2021 ~ М-133/2021 от 24.02.2021

    Дело № 2 – 226/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    19 апреля 2021 года                              г. Валдай

Валдайский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи И.А. Носовой,

при секретаре Я.М. Бикмансуровой,

с участием представителей истца – представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области Я.В. Чусовой, Т.В. Хасановой,

представителей ответчика – представителей общества с ограниченной ответственностью «Строительное Управление № 53» О.Б. Зыкова, А.Е. Удаловой,

представителя ответчика – представителя администрации Валдайского муниципального района Новгородской области М.В. Быстровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области к обществу с ограниченной ответственностью «Строительное Управление № 53», администрации Валдайского муниципального района Новгородской области об обязании приведения качества воды в соответствие с установленными требованиями,

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области (далее Управление), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Строительное Управление № 53 (далее Общество), администрации Валдайского муниципального района Новгородской области (далее Администрация) об обязании обеспечить водоснабжение населения, проживающего на территории д. Костково Валдайского района Новгородской области, холодной питьевой водой, соответствующей действующим нормативным требованиям по санитарно-химическим и органолептическим показателям: мутность, железо. Исковые требования мотивированы тем, что при рассмотрении дела об административном правонарушении Управлением были выявлены факты нарушений требований законодательства, поскольку жителям д. Костково Валдайского района Новгородской области осуществляется подача холодной питьевой воды, не отвечающей требованиям санитарных правил. В частности, согласно экспертному заключению филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» по результатам лабораторных испытаний от 24.05.2019 , протоколам лабораторных испытаний от 24.05.2019 , а также согласно протоколам лабораторных испытаний от 14.01.2021 , филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» установлено, что пробы воды, отобранные в д. Костково Валдайского района Новгородской области, не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (далее СанПиН 2.1.4.1074-01) по исследованным санитарно-химическим и органолептическим показателям: железо, мутность. По результатам административного расследования за выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде Общество было подвергнуто административному наказанию за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ. Непринятие своевременных мер по обеспечению населения питьевой водой ставит под угрозу безопасность жизни и здоровья граждан. Подача населению питьевой воды низкого качества является опасной, увеличивает риск развития заболеваний органов кровообращения, пищеварения, эндокринной системы, мочевыводящих путей, нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории д. Костково Валдайского района Новгородской области и является грубым нарушением действующего законодательства, в том числе Закона РФ от 07.02.1992 «О защите прав потребителей».

В судебном заседании представители истца Хасанова Т.В., Чусова Я.В. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

    Представители Общества Зыков О.Б., Удалова А.Е. возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, объяснили, что, приняв скважину в аварийном состоянии, Обществом были предприняты исчерпывающие меры для обеспечения жителей д. Костково питьевой водой, соответствующей действующим нормативным требованиям, однако, поскольку обязанность по обеспечению условий, необходимых для организации подачи питьевой воды, соответствующего качества возложена на Администрацию, при этом, корректировка инвестиционной программы на реконструкцию скважины в д. Костково не производилась, для улучшения качества питьевой воды необходимо проведение Администраций мероприятий совместно с ресурсоснабжающей организацией.

Представитель ответчика – представитель Администрации Быстрова М.В. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковые требования, из содержания которых следует, что обязанность по предоставлению питьевой воды надлежащего качества возложена непосредственно на те организации, которые осуществляют холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения. Полномочия Администрации заключаются в своевременном утверждении технического задания, которое позволяет разрабатывать соответствующий план мероприятий по улучшению качества воды. В настоящее время разработан проект «О внесении изменений в муниципальную программу «Обеспечение населения Валдайского муниципального района питьевой водой в 2017 – 2023 годах». В 2021 году предусмотрены средства в размере 1 271 199 рублей 56 копеек на приобретение и монтаж оборудования для очистки питьевой воды в д. Костково Валдайского района. Кроме того, по мнению представителя Администрации, на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям (за исключением показателей, характеризующих безопасность питьевой воды). Также Администрация оспаривает право истца на предъявление настоящего иска, ссылаясь на то, что уполномоченными органами, действующими в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, могут быть заявлены в судебном порядке лишь требования в соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 1065 ГК РФ, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий.

Выслушав объяснения представителей истца, ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, организации вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 1 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с п. 1 «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

На территории Валдайского, Крестецкого, Демянского и Маревского районов Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена Управлением.

В соответствии со ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий исполнителя в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.

На основании п. 2 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под качеством и безопасностью воды надлежит понимать совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды.

Согласно п. 3 ст. 1 данного Закона требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения, устанавливаются законодательством РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

Из п. 1 ст. 23 данного Закона следует, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч. 7 ст. 8 данного Закона.

В п. 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» указано, что если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (услуге), то исполнитель обязан передать потребителю товар (оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», п/п. «а» п. 31 и п/п. «а» п. 33 Правил предусматривают обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором, а также корреспондирующее ей право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

Подпунктом «д» п. 3 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведённым в приложении к настоящим Правилам.

Требования к качеству холодного водоснабжения установлены в разделе 1 Приложения № 1 к указанным Правилам, одним из них является постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01). Отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства РФ о техническом регулировании не допускается, тогда как приведённые в настоящем приложении ГОСТы, СНиПы, СанПиНы не являются исчерпывающими и применяются до момента вступления в силу иных норм и требований законодательства РФ о техническом регулировании, регулирующих те же самые вопросы.

На момент рассмотрения дела СанПин 2.1.4.1074-01 утратил силу, но с 01.03.2021 действуют нормативно-правовые акты, предъявляющие аналогичные СанПину 2.1.4.1074-01 требования, а именно, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2. Гигиенические нормативы качества и безопасности воды приведены в таблице 3.13 (допустимые концентрации химических веществ) и в таблице 3.14 (ориентировочные допустимые уровни химических веществ) в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения.

Согласно п. 17 Правил № 354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги.

В ходе судебного разбирательства установлено, что по данным санитарно-химического и бактериологического контроля питьевой воды из разводящих сетей в д. Костково Валдайского района Новгородской области качество питьевой воды не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21. Это подтверждается представленными истцом протоколами лабораторных испытаний от 24.05.2019, протоколами лабораторных испытаний от 14.01.2021 филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области», экспертными заключениями по результатам лабораторных испытаний , от 24.05.2019, экспертными заключениями по результатам лабораторных испытаний 14.01.2021, а также экспертным заключением от 24.05.2019.

ФИО2 является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Валдайского муниципального района, осуществляет поставку и продажу коммунальных ресурсов по холодному водоснабжению и водоотведению, выставляя счета-квитанции потребителям за предоставление данных услуг, поэтому она обязана обеспечить подачу питьевой воды населению в соответствии с установленными нормативами.

Поскольку согласно протоколам лабораторных испытаний и экспертным заключениям по результатам лабораторных испытаний качество проб питьевой воды не отвечает установленным нормативам по показателям: железо, мутность, суд приходит к выводу, что коммунальная услуга по холодному водоснабжению оказывается Обществом ненадлежащего качества, в связи с чем на него следует возложить обязанность устранить нарушение требований санитарного законодательства путем обеспечения населения, проживающего в д. Костково Валдайского района Новгородской области, холодной питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 1.2.3685-21 по санитарно-химическим и органолептическим показателям – железо, мутность.

    Исковое требование в отношении Администрации не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 5, 6 ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если по результатам государственного санитарно-эпидемиологического надзора качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 01 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение. В случае получения такого уведомления органы местного самоуправления до 01 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем через 7 лет с начала их реализации.

Однако в установленный законом срок территориальный орган Роспотребнадзора не направил в Администрацию информацию о ненадлежащем качестве холодной питьевой воды населения, проживающего на территории д. Костково Валдайского района Новгородской области, в связи с чем администрация не вносила изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы.

Имеющееся в материалах дела, направленное 28.01.2020 начальником территориального органа Роспотребнадзора главе Администрации письмо, не является уведомлением о несоответствии качества питьевой воды в д. Костково установленным нормативам.

Постановлением администрации Валдайского муниципального района от 19.07.2017 № 1358 (с учетом изменения, внесенного постановлением администрации от 30.08.2017 № 1697) Общество с 01.10.2017 было наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения с зоной деятельности, включающей в себя территорию д. Костково Валдайского района Новгородской области.

Постановлением Администрации от 13.09.2017 № 1804 для Общества было утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы «В отношении водоотведения на территории Валдайского муниципального района на 2018 – 2024 годы».

В соответствии с Концессионным соглашением от 13.07.2017 № 1 концессионер (Общество) обязуется осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению холодной (питьевой и технической) воды, приему, передаче и очистке сточных вод, созданию и развитию единой системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Валдайского муниципального района с использованием объекта соглашения.

Истцом не представлено доказательств противоправного бездействия Администрации, выражающегося в ненадлежащей организации холодного водоснабжения населения, проживающего в д. Костково Валдайского района Новгородской области.

Из материалов дела следует, что Администрацией определена организация, эксплуатирующая и обслуживающая водозаборные и водопроводные сооружения, а также принимаются необходимые меры для создания условий, необходимых для организации подачи гарантирующим поставщиком населению питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, следовательно, незаконного бездействия ответчиком не допущено.

Кроме того, представителем Администрации представлен проект «О внесении изменений в муниципальную программу «Обеспечение населения Валдайского муниципального района питьевой водой в 2017 – 2023 годах», согласно которому предусмотрено выделение денежных средств в размере 4 000 000 рублей на приобретение и монтаж оборудования для очистки питьевой воды.

Согласно абз. 2 ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» суд обязывает Общество довести до сведения потребителей резолютивную часть настоящего решения в течение 15 дней после его вступления в законную силу через печатное средство массовой информации – газету «Валдай», распространяемую на территории Валдайского муниципального района Новгородской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области – удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Строительное Управление № 53» обеспечить водоснабжение населения, проживающего в д. Костково Валдайского района Новгородской области, холодной питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по санитарно-химическим и органолептическим показателям – мутность, железо.

В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области к администрации Валдайского муниципального района Новгородской области об обязании приведения качества воды в соответствие с установленными требованиями – отказать.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Строительное Управление № 53» довести до сведения потребителей через газету «Валдай» резолютивную часть настоящего решения в течение 15 дней после его вступления в законную силу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Строительное Управление № 53» в доход местного бюджета Валдайского муниципального района Новгородской области государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Валдайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 11.05.2021.

Судья: подпись    

Копия верна: судья                          И.А. Носова

Решение вступило в законную силу: «_____»_______________ 2021 года.

2-226/2021 ~ М-133/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по НО в Валдайском районе
Ответчики
Администрация Валдайского района
ООО "Строительное Управление № 53"
Суд
Валдайский районный суд Новгородской области
Судья
Носова Ирина Анатольевна
Дело на странице суда
valdaisky--nvg.sudrf.ru
24.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2021Передача материалов судье
01.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.03.2021Подготовка дела (собеседование)
09.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2021Судебное заседание
11.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.09.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее