Дело №2232/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2012 года г. Красноярск
Судья Кировского районного суда г.Красноярска Макарова Н.А.,
при секретаре Шишаловой Ю.О.
с участием:
представителя истца Чевелевой О.П.
представителя ответчика Петтай И.В
третьего лица Петраковой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц к ООО о признании действий незаконными, возложении обязанностей,
Установил:
Истец обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц – жильцов и собственников жилых помещений в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес> к данному ответчику с исковыми требованиями, в которых просит признать действия ООО по увеличению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения потребителям, проживающим в <адрес> в <адрес> в <данные изъяты>. противоправными. Просит обязать ответчика прекратить действия по начислению и взиманию с потребителей, проживающих в <адрес> в <адрес>, платы за содержание и ремонт жилого помещения в размерах, не утвержденных общим собранием или предусмотренным нормативным актом органом местного самоуправления, устанавливающим размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для домов, не принявших решение о способе управления. Также просит обязать ответчика в установленный срок довести через средства массовой информации решение суда.
В ходе рассмотрения дела представитель истца Чевелева О.П. заявленные исковые требования уточнила, просила суд 1) Признать противоправными действия ООО по увеличению (изменению) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения потребителям, проживающим в <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> за 1 м2, с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>. за 1 м2; 2) Обязать ответчика прекратить действия по начислению и взиманию с потребителей, проживающих в <адрес> в <адрес>, платы за содержание и ремонт жилого помещения в размерах, не утвержденных общим собранием, т.е. более <данные изъяты> за 1 м2; 3) Обязать ответчика в установленный срок довести через любые средства массовой информации решение суда, с момента вступления решения суда в законную силу, немедленно.
В судебном заседании представитель истца Чевелева О.П. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточненном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что какой-либо нормативный документ органа местного самоуправления, которым бы были установлены тарифы отсутствуют, ответчик ООО с инициативой о проведении собрания собственников многоквартирного дома для решения вопроса об увеличении тарифов не выступал в период с <данные изъяты>, в связи с чем, для лиц, проживающих в многоквартирном доме по <адрес> в <адрес> должен действовать тариф за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденный общим собранием от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> за 1 кв.м.
В судебном заседании представитель ответчика Петтай И.В. с исковыми требованиями не согласилась, указав что тарифы, о которых идет речь в исковом заявлении установлены ООО в соответствии с решением городского Совета депутатов, который является органом местного самоуправления, установившим размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для домов, не принявших решение о способе управления многоквартирным домом. Кроме того, непонятно о каком именно периоде незаконности действий ставится вопрос и на чем истец основывает требование о необходимости ответчику доводить информацию о тарифах через средства массовой информации. Кроме того, сторона ответчика ходатайствует о применении к данным исковым требованиям срока исковой давности, поскольку представитель истца, в уточненном заявлении указывает на оспаривание тарифов с <данные изъяты> года, о которых жильцы узнали получив квитанции по ЖКУ за <данные изъяты> года, следовательно и срок давности следует исчислять с <данные изъяты> года.
В судебном заседании третье лицо – Петракова Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме, считала их обоснованными. Указала что общее собрание собственников жилых помещений многоквартирного <адрес> не принимало решение о повышении тарифов, а ООО с вопросом о проведении внеочередного собрания собственников жилья не обращался. Повышенными тарифами недовольны все жильцы, просто не все обращались с письменными претензиями. Квитанции на оплату ЖКУ рассылаются управляющей компанией регулярно, а вот обязанности свои они не исполняют надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, исследовав в полном объеме материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Петракова Е.В., являющаяся собственником жилого помещения – <адрес> в <адрес>, обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю жалобой на действия ООО по взиманию с жильцов дома платы за капитальный ремонт дома без решения общего собрания собственников многоквартирного дома, что закреплено в Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-12).
Жилой <адрес> в <адрес> является 5-ти этажным многоквартирным домом с наличием в здании всех элементов благоустройства, что не оспаривалось сторонами.
ООО является управляющей компанией многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, что подтверждается договором № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-17).
Стоимость услуги по содержанию и ремонту жилого фонда для жителей <адрес>, в частности для <адрес>, установлен с <данные изъяты>., что подтверждается квитанциями по начислению ЖКУ.
При этом, факт ежемесячного предоставления жителям <адрес> в <адрес> квитанций о начислении ЖКУ ООО сторонами также не оспаривается.
Часть 2 статьи 154 ЖК РФ устанавливает, что "плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги".
Пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307) устанавливает, что к коммунальным услугам относится "деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях".
Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме". В соответствии с частью 4 статьи 158, "если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации)".
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
Следовательно, Красноярский городской Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления г.Красноярска, а решения, принимаемые им относятся к нормативным актам органа местного самоуправления.
Так, Решением Красноярского городского Совета от 28.12.2005 N В-160 "Об оплате жилья и о нормативах потребления коммунальных услуг в городе Красноярске" утверждены размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в размере 7,80 руб. за 1 кв.м. (согласно приложению №3).
Решением Красноярского городского Совета от 26.12.2006г. №В-268 внесены изменения в решение Красноярского городского Совета от 28.12.2005 N В-160, а именно: решено: Пункт 2 Решения изложить в следующей редакции:
"2. Утвердить экономически обоснованные размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения, размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, и для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, не принявших на их общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, согласно приложению 2 к Решению.".
Согласно Приложению №2 к Решению Красноярского городского Совета от 28.12.2005 N В-160 "Об оплате жилья и о нормативах потребления коммунальных услуг в городе Красноярске" установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения (кроме содержания и ремонта лифтов, содержания мусоропроводов, содержания и ремонта автоматических противопожарных систем, сбора и вывоза твердых бытовых отходов) в размере 8,85 руб. за 1 кв.м в месяц. Затем, в редакции Решения Красноярского городского Совета депутатов от 19.12.2007 N В-386 в размере 10,27 руб. за 1 кв.м.. Затем, в редакции Решения Красноярского городского Совета депутатов от 22.12.2008 N В-63 в размере 11,74 руб. за 1 кв.м.. Затем в редакции Решения Красноярского городского Совета депутатов от 22.12.2009 N 8-132 в размере 13,57 руб. за 1 кв.м. Решением Красноярского городского Совета депутатов от 14 декабря 2010 г. N 12-213 установлены тарифы на услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на 2011 год в размере 15,21 руб. на 1 кв.м.
В соответствии с ч.1 ст.155 ЖК РФ Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Договором № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-17) управления многоквартирным домом № по <адрес>, заключенным жильцами данного дома с ООО установлен срок внесения ежемесячных платежей до <данные изъяты> числа месяца, следующего за истекшим (п.п.<данные изъяты> Договора), а также определено, что условия о размере тарифов, утвержденных на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, действуют в течение 1 года и подлежат ежегодному пересмотру на общем собрании собственников. До момента подписания собственниками приложений к договору в части цены договора, действуют цены, принимаемые органом местного самоуправления для домов, не принявших решения о способе управления (п.п. <данные изъяты> Договора).
Таким образом, суд приходит к выводу, что собственники жилых помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес>, в своем договоре № от ДД.ММ.ГГГГ определили порядок ежегодного пересмотра цены договора – в частности размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном жилом доме, при этом начисления данной платы осуществлялось ООО в пределах нормативов, установленных органом местного самоуправления на соответствующий календарный год, следовательно, заявленные исковые требования в этой части обоснованными суд признать не может.
Каких-либо доказательств, подтверждающих факт ежегодного пересмотра действующих цен путем принятия соответствующего решения общим собранием собственников жилых помещений, стороной истца в материалы дела не представлено, следовательно доводы представителя ответчика в этой части истцом не опровергнуты.
Кроме того, суд находит заслуживающими внимания и доводы представителя ответчика относительно сроков исковой давности, поскольку плата за жилье и коммунальные услуги вносится периодическими платежами, срок исковой давности исчисляется отдельно по каждому платежу.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Учитывая, что срок внесения платы сторонами договора определен до <данные изъяты> числа месяца, следующего за истекшим, суд считает, что о нарушении своего права, выразившегося в увеличении платы за содержание и ремонт помещения начиная с <данные изъяты> года, собственники жилых помещений должны были узнать в <данные изъяты> года, следовательно начиная с ДД.ММ.ГГГГ подлежит применению срок исковой давности, о пропуске которого заявлено стороной ответчика.
Данное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, в отношении размера начислений платы за период с <данные изъяты> года по <данные изъяты> подлежит применению трехлетний срок исковой давности
Также, суд находит состоятельными и доводы стороны ответчика о том, что в данном случае положения закона о защите прав потребителей применению не подлежит, поскольку в рамках данного дела истцом фактически оспаривается ценообразование, что не регулируется положениями закона о защите прав потребителей, и, при этом, качество, либо объем предоставляемых потребителю услуг истцом не оспаривается.
В силу вышеизложенного судом не установлено достаточных оснований к удовлетворению заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО о признании действий незаконными, возложении обязанности – отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста судебного решения, через Кировский районный суд г.Красноярска.
Председательствующий Н.А. Макарова
Копия верна Н.А. Макарова