РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2019 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Павловой К.П.,
при секретаре Рябцевой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах Ковалевой Елены Георгиевны к МКДОУ «Детский сад п. Кедровый» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Емельяновского района Красноярского края действующий в интересах Ковалевой Е.Г. обратился с иском к МКДОУ «Детский сад п. Кедровый», в котором просит взыскать с ответчика недоначисленную и не выплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 38417 руб. 75 коп.
В обоснование заявленных исковых требований указал на то, что прокуратурой Емельяновского района Красноярского края проведена проверка соблюдения трудового законодательства в МКДОУ «Детский сад п. Кедровый». В ходе проверки установлено, что заработная плата работнику МКДОУ «Детский сад п. Кедровый» Ковалевой Е.Г. за период работы с ДД.ММ.ГГГГ. начислялась заработная плата из расчета минимальной заработной платы включающей в себя районный и северный коэффициенты. В связи с чем, Ковалевой Е.Г. недоначислено за период с ДД.ММ.ГГГГ. заработная плата в сумме 38417 руб. 75 коп.
В судебном заседании истец помощник прокурора Емельяновского района Красноярского края Булак Н.А. требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Просил их удовлетворить, Ковалева Е.Г. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представители ответчика МКДОУ «Детский сад п. Кедровый» - Дубинчук Н.Б., Гредникова О.В. исковые требования признали в полном объеме, представители третьих лиц МКУ «Центр по бюджетному учету», МКУ «Управление образованием» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были уведомлены должным образом, об уважительной причине неявки суду не сообщили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
На основании ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. N 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. N 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Согласно ст.133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Размер районного коэффициента, применяемого на территории Красноярского края, установлен постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 № 311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» и с 01.09.1992 года составляет 1,30, и размер северной надбавки также составляет 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11 сентября 1995 г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,3, применяется и на территории Емельяновского района.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Ковалева Е.Г. была принята на работу в МКДОУ «Детский сад п. Кедровый» на 1 ставку младшего воспитателя, что подтверждается срочным трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10), дополнительным соглашением № к срочному тудовомуд оговору № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 11), приказом № от ДД.ММ.ГГГГ.. (л.д. 12) с окладом 2 933 руб.
Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд учитывает, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
В соответствии с установленным Федеральным законом от 28.12.2017 N 421-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01.01.2018 года установлен МРОТ в сумме 9 489 рублей в месяц, с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%, с учетом выполнения нормы рабочего времени.
В соответствии с установленным Федеральным законом от 7.03.2018 N 41-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01.05.2018 года установлен МРОТ в сумме 11 163 рубля в месяц, с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%, с учетом выполнения нормы рабочего времени.
Таким образом, с 01.01.2018 г. истец должен был получать заработную плату за полностью отработанный месяц в размере не менее 15 182 руб. 40 коп., с 01.05.2018 - не менее 17 860 руб. 80 коп. за 1 ставку.
Проверив представленный истцом расчет недоначисленной заработной платы (л.д. 7), признав его обоснованным, ответчиком в судебном заседании расчет взыскиваемой суммы не оспаривался, подлежит взысканию с ответчика в пользу истца заработная плата в размере 38 417 руб. 75 коп.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд полагает возможным взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину 1353 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Емельяновского района Красноярского края в интересах Ковалевой Елены Георгиевны удовлетворить.
Взыскать с МКДОУ «Детский сад п. Кедровый» в пользу Ковалевой Елены Георгиевны задолженность по заработной плате в размере 38 417 руб. 75 коп.
Взыскать с МКДОУ «Детский сад п. Кедровый» в доход местного бюджета государственную пошлину 1353 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: Павлова К.П.