Дело № 2-137/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Ола 21 марта 2019 года
Ольский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Ожеговой Е.Ю.,
при секретаре Безяевой В.С.,
с участием:
помощника Магаданского межрайонного природоохранного прокурора Магаданской области Андрющенко И.И.,
представителя ответчиков - Администрации муниципального образования «Ольский городской округ» и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Ольский городской округ» Мезрина С.А., действующего на основании доверенностей от 09.01.2019 № 01-08/5981-18 и 01-23/1,
представителя третьего лица - Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области Дяченко И.П., действующей на основании доверенности от 20.03.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Ольский городской округ» и Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Ольский городской округ» о возложении обязанности организовать мероприятия по удалению отходов производства и потребления,
у с т а н о в и л:
Первоначально прокурором предъявлены исковые требования к Администрации муниципального образования «Ольский городской округ» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления путем ликвидации несанкционированной свалки, находящейся на земельном участке с кадастровым номером 49:10:000001:200, расположенном вблизи поселка Радужный Ольского городского округа, в географических координатах N59.69960 Е150.16051, в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки исполнения требований земельного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления прокуратурой совместно с Управлением Россельхознадзора по Магаданской области проведен осмотр земель, расположенных на территории муниципального образования «Ольский городской округ». В ходе осмотра установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером 49:10:000001:200, расположенного вблизи поселка Радужный, размещена несанкционированная свалка, представляющая собой скопление отходов производства и потребления различных классов опасности (пластиковые бутылки, пищевые отходы, обломки мебели). Общая площадь захламленного земельного участка составляет 100 кв.м. Лица, действия которых привели к возникновению несанкционированной свалки не установлены.
Указанный земельный участок был сформирован для предоставления в постоянное (бессрочное) пользование филиалу ФГУП «РТРС» «Магаданский областной радиотелевизионный передающий центр», однако сведения о его предоставлении данному учреждению отсутствуют, как и сведения о зарегистрированных на него правах иных лиц. В этой связи, считает, что участок относится к землям, право собственности на которые не разграничено, и в соответствии с п.2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 127-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение им осуществляют органы местного самоуправления МО «Ольский городской округ».
Ссылаясь на нормы ст. 42 Конституции РФ, Федеральных законов № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», устав муниципального образования МО «Ольский городской округ», муниципальную программу «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории МО «Ольский городской округ» на 2017-2020 годы, пункт 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсоснабжение. Обращение с отходами» указывает, что содержание территорий, входящих в состав городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды, а также работы по благоустройству территорий, к которым можно отнести и мероприятия, связанные с устранением несанкционированных свалок, являются обязанностью соответствующих органов местного самоуправления. Поскольку наличие на территории городского округа свалки, размещенной без учета требований действующего законодательства, ставит под угрозу охраняемые и гарантированные Конституцией РФ права жителей муниципального образования и иных лиц, на благоприятную окружающую среду, и данные нарушения могут привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в близлежащем населенном пункте, а также вспышке и распространению инфекции, просит возложить на ответчика - администрацию МО «Ольский городской округ» обязанность устранить выявленные нарушения законодательства путем ликвидации указанной несанкционированной свалки.
В судебном заседании 08.02.2019 судом принято изменение предмета иска, согласно которому истец просит обязать администрацию МО «Ольский городской округ» устранить выявленные нарушения законодательства путем организации мероприятий по удалению отходов производства и потребления, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 49:10:000001:200, расположенном вблизи поселка Радужный Ольского городского округа, в географических координатах N59.69960 Е150.16051, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Ольского районного суда Магаданской области от 15.02.2019 к участию в деле привлечены: в качестве соответчика Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Ольский городской округ», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика - Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области и ООО «Спецтранс-Ола».
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Магаданской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В ходе судебного разбирательства, а также в письменном мнении, представленном в суд, представители третьего лица полагают исковые требованиями прокурора обоснованными.
Третье лицо ООО «Спецтранс-Ола» о времени и месте рассмотрения дела извещенное надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, письменное мнение по существу иска не представило.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения явившихся участников процесса, судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителей Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Магаданской области и ООО «Спецтранс-Ола».
В судебном заседании прокурор настаивал на исковых требованиях к администрации МО «Ольский городской округ», полагая, что обязанность по организации мероприятий по удалению отходов несанкционированной свалки, должна быть возложена именно на нее. Доводы отзывов ответчиков полагал необоснованными.
Представитель ответчика - Администрации МО «Ольский городской округ» Мезрин С.А. с исковыми требованиями не согласился, просил отказать в удовлетворении исковых требований поддержав доводы, изложенные в отзыве и дополнении к нему. Указал, что Федеральным законом №131-ФЗ к вопросам местного значения органов местного самоуправления отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды и участие в организации деятельности об обращению с твердыми коммунальными отходами, однако Федеральные законы «Об охране окружающей среды» и «Об отходах производства и потребления» не устанавливают обязанность (полномочие) органов местного самоуправления организовывать непосредственное удаление отходов производства и потребления с какой-либо территории. Более того, статья 8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» изложена в новой редакции и теперь у администрации иные полномочия в данной сфере. Организация же деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами отнесена к полномочиям субъекта. Считает несостоятельными ссылки прокурора и на иные законы, поскольку они также не называют конкретных лиц, обязанных осуществлять регулярную очистку территории муниципальных образований. Полагает администрацию ненадлежащим ответчиком, поскольку последняя имеет структурное подразделение - КУМИ администрации МО «Ольский городской округ», осуществляющее права и обязанности МО «Ольский городской округ» в области управления и распоряжения государственными землями до их разграничения. Кроме того, в настоящее время все действия по обращению с отходами на территории муниципального образования осуществляет региональный оператор. С учетом приведенных доводов просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель КУМИ администрации МО «Ольский городской округ» Мезрин С.А. с требованиями истца не согласился, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве и дополнении к нему, которые по сути аналогичны вышеизложенным. Дополнительно указано, что региональным оператором не выполнена обязанность по направлению органу местного самоуправления уведомления о ликвидации несанкционированной свалки, в связи с чем обязанность по удалению отходов несанкционированной свалки в настоящее время у КУМИ также отсутствует.
Представитель третьего лица Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области Дяченко И.П. в судебном заседании пояснила, что в соответствии с Протоколом конкурсной комиссии от 22.01.2019 ООО «Спецтранс-Ола» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Магаданской области во второй зоне деятельности региональных операторов (муниципальное образование «Ольский городской округ») и 11.02.2019 с ним заключено соглашение об организации данной деятельности.
Выслушав указанных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции РФ и статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления), основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В силу ст. 11 указанного Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.
В силу положений ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», захоронение отходов в границах населенных пунктов и на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Статьей 12 Земельного кодекса РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов.
Судом установлено, что 25.05.2018 Управлением Россельхознадзора по Магаданской области совместно с Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен осмотр (обследование) земельных участков, расположенных в Ольском городском округе Магаданской области вдоль автодороги Магадан-Талон. При проведении осмотра для географической привязки обследуемой территории к местности применялся GPS-навигатор GARMINeTrexVista НCx. В ходе обследования территории на землях, прилегающих с северо-запада к поселку Радужный, выявлено скопление мусора, представляющего собой бытовые отходы (пластиковые бутылки, пищевые отходы, обломки мебели). Координаты места скопления мусора N59.69960 Е150.16051. Площадь захламления 100 кв.м. Географические координаты, полученные в ходе проверки находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 49:10:000001:200. Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения. Вид разрешенного использования - для размещения и эксплуатации иных объектов транспорта. Лица, осуществляющие складирование отходов, не установлены. Доступ к месту складирования отходов не затруднен, территория не огорожена. Знаки, запрещающие выброс мусора, отсутствуют. Указанный факт подтверждается справкой № 1 от 05.06.2018 и фото-таблицей к ней (л.д.23-25).
На момент рассмотрения дела свалка не ликвидирована, доказательств иного суду не представлено и сторонами не оспаривается.
Согласно постановлению главы Ольского района от 08.12.2005 № 320, заявке о постановке на государственный кадастровый учет, выкопировке участка земли, передаваемого в постоянное (бессрочное) пользование, вышеуказанный земельный участок сформирован для предоставления его в постоянное (бессрочное) пользование филиалу ФГУП «РТРС» «Магаданский областной радиотелевизионный передающий центр» (л.д. 9-11).
Однако доказательства фактического предоставления спорного земельного участка в пользование ФГУП «РТРС» «Магаданский областной радиотелевизионный передающий центр» отсутствуют.
Согласно выписке из ЕГРН от 15.11.2018 № КУВИ-001/2018-13250208, земельный участок с кадастровым номером 49:10:000001:200 по целевому назначению относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Вид разрешенного использования - под передающую радиостанцию РС-7. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют (л.д. 13-14).
В соответствии со ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Отсутствие сведений о предоставлении спорного земельного участка по основаниям, предусмотренным ст. 39.1 ЗК РФ, а также сведений о зарегистрированных правах на него, свидетельствуют о том, что земельный участок с кадастровым номером 49:10:000001:200 относится к землям, право собственности на которые не разграничено.
В силу ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Пунктом 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, установлено, что несанкционированные свалки - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
В соответствии с Примечанием к пункту 7.8 указанного ГОСТа, собственником отходов, если лицо, производящее отходы, не установлено, являются органы местного самоуправления, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-Ф3 (в ред. 06.02.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относит: - организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; - утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организацией благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организацию использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (пп.11,24 и 25 ст.16).
Положениями ч. 1 и ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. 25.12.2018) определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами, в редакции ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ действующей до 01.01.2019, были отнесены участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
С 01.01.2019 положения статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ) изменены, и к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесены: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
К полномочиям субъектов Российской Федерации согласно ст. 6 того же Федерального закона отнесены: организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами и иные полномочия.
Рассматривая во взаимосвязи вышеприведенные положения закона, суд приходит к выводу о том, что перераспределение полномочий в области обращения с отходами между муниципальными органами и органами субъекта Российской Федерации, не освобождает органы местного самоуправления городских округов от организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п.3.1 Постановления от 13.10.2015 № 26-П, по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции РФ, конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер; публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.
Характер и пределы участия местного самоуправления в решении этих вопросов обусловливаются как необходимостью обеспечения с помощью эффективных организационно-правовых средств оперативного устранения причин и ограничения последствий негативного воздействия на окружающую среду и природные объекты, так и ответственностью местного сообщества за предотвращение и устранение вреда, причиняемого им в процессе жизнедеятельности населения.
Тем самым предполагается, что законом - с соблюдением требований формальной определенности в разграничении соответствующих полномочий и гарантирования местному самоуправлению необходимых источников доходов - на органы местного самоуправления могут быть возложены как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения (т.е. имеющими, по сути, местное, коммунальное происхождение), если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.
Поскольку обеспечение благоприятной для проживания населения городского округа среды согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20.12.2010 № 22-П, в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований, отнесение организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов к вопросам местного значения городских округов, будучи направлено на определение собственной компетенции городского округа, характеризующей пределы самостоятельного осуществления им местного самоуправления, и на обеспечение экологических прав граждан, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные гарантии местного самоуправления как особой формы осуществления публичной власти на местах и несовместимое с его конституционным предназначением.
В пункте 4.1 указанного Постановления Конституционного Суда РФ разъяснено, что, поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, в целях наиболее эффективной ее реализации не исключается взаимодействие, в том числе на договорной основе, органов государственной власти с органами местного самоуправления городских округов в пределах, закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека. Соответственно, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории городского округа, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязания принять меры, необходимые для очистки территории городского округа от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат.
С учетом изложенного, судом не принимаются доводы представителя ответчиков о том, что законом не предусмотрено участие органов местного самоуправления городских округов в деятельности по удалению отходов с территории муниципального образования.
В связи с вступлением в законную силу Закона Магаданской области от 08.04.2015 № 1883-03 «О преобразовании муниципальных образований «поселок Ола», «поселок Армань», «село Балаганное», «село Гадля», «село Клепка», «село Талон», «село Тауйск», «село Тахтоямск», «село Ямск» путем их объединения с наделением статусом городского округа» исполнение полномочий по решению вопросов местного самоуправления на территории муниципального образования «Ольский городской округ» возложено на органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.
В соответствии с пп. 15, 27 п.1 ст.7 Устава муниципального образования «Ольский городской округ», принятого Решением собрания представителей «Ольский городской округ» от 03.12.2015 № 50-РН, к вопросам местного значения муниципального образования относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п.п. 1.1, 3.2.16 Положения об администрации муниципального образования «Ольский городской округ», утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования «Ольский городской округ» от 14.10.2015 № 25-РН, администрация МО «Ольский городской округ» является исполнительно-распорядительным органом самоуправления муниципального образования «Ольский городской округ», который наделен компетенцией по решению вопросов местного значения муниципального образования «Ольский городской округ» в сфере охраны окружающей среды, в том числе по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Администрация МО «Ольский городской округ» осуществляет на территории Ольского городского округа, на которой обнаружено несанкционированное складирование отходов, исполнительно-распорядительные полномочия в пределах своей компетенции, соответственно обязана участвовать в организации и контроле сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов с территории округа, а значит является надлежащим ответчиком по делу.
В этой связи, суд не находит обоснованным довод представителя администрации МО «Ольский городской округ» о том, что надлежащим ответчиком по делу является КУМИ администрации МО «Ольский городской округ».
Постановлением Администрации муниципального образования «Ольский городской округ» № 673 от 07.07.2017 утверждена Муниципальная программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования «Ольский городской округ» на 2017-2020 годы», основной целью которой является совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления, уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения Ольского городского округа. Достижение цели обеспечивается за счет решения следующих задач: строительство, обустройство и безопасное использование межпоселенческого полигона твердых коммунальных отходов в поселке Ола, соответствующего требованиям природоохранного законодательства; приобретение установок по обезвреживанию отходов; ликвидация мест несанкционированного размещения отходов; формирование муниципальной нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами; развитие системы экологического образования и информирования населения в сфере обращения с отходами производства и потребления. На данные мероприятия предусмотрено соответствующее финансирование как из бюджета МО «Ольский городской округ», так и из бюджета Магаданской области.
Поскольку на земельном участке, находящимся на территории МО «Ольский городской округ», неустановленными лицами организована несанкционированная свалка бытовых отходов, и это свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления - администрацией МО «Ольский городской округ» своих полномочий в сфере охраны окружающей среды, обязанность устранить нарушение природоохранного законодательства должна быть возложена именно на администрацию муниципального образования «Ольский городской округ».
Неисполнение администрацией МО «Ольский городской округ» требований законодательства об охране окружающей среды, наличие захламления земельного участка способно повлечь ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в близлежащем населенном пункте, вспышке и распространению инфекционных заболеваний. Расположение отходов производства и потребления в местах, не предназначенных для этого, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Доводы ответчиков о том, что на территории муниципального образования «Ольский городской округ» деятельность по обращению с отходами осуществляет региональный оператор - ООО «Спецтранс-Ола», суд находит несостоятельными, поскольку само по себе наличие регионального оператора не освобождает администрацию от исполнения её полномочий в сфере охраны окружающей среды. Более того, ООО «Спецтранс-Ола», как региональный оператор, в соответствии с заключенным с ним с соглашением приступил к своим обязанностям только с 11.02.2019, в то время как свалка обнаружена в 2018 году.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что в судебном заседании установлена обязанность администрации МО «Ольский городской округ» устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления, суд приходит к выводу, что иск Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в части требований заявленных к администрации МО «Ольский городской округ» о возложении обязанности организовать мероприятия по удалению отходов производства и потребления подлежит удовлетворению.
Обсуждая срок, в течение которого необходимо исполнить решение, суд находит разумным и достаточным предложенный прокурором срок в 12 месяцев, что равно одному году, со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Ольский городской округ» и Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Ольский городской округ» о возложении обязанности организовать мероприятия по удалению отходов производства и потребления, удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «Ольский городской округ» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по удалению отходов производства и потребления, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 49:10:000001:200, расположенном вблизи поселка Радужный Ольского городского округа Магаданской области, в географических координатах N59.69960 Е150.16051.
В удовлетворении исковых требований в остальной части, отказать.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ольский районный суд Магаданской области, в течение месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения суда.
Установить день составления мотивированного решения - 25.03.2019.
Судья Е.Ю. Ожегова