Дело № 2-318/2020 Председательствующий судья – Сухорукова Л.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-2003/2020
г. Брянск 25 июня 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего |
Сидоренковой Е.В., |
судей |
Фроловой И.М., |
Алейниковой С.А., |
|
при секретаре |
Смольняковой О.В., |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Телегина О.Н. на решение Советского районного суда г. Брянска от 24 января 2020 г. по исковому заявлению Макарова Александра Владимировича к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Домовладение» об исключении оплаты услуг управляющей компании.
Заслушав доклад судьи Фроловой И.М., объяснения представителя истца Телегина О.Н., поддержавшего доводы жалобы, возражения против доводов жалобы представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Домовладение» Костюченко А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Макаров А.В. обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Управляющей компанией в счета по оплате за содержание жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, включены работы управляющей компании по отключению электроэнергии в его квартире, общий размер которых составил 11 992,20 руб. и составлено 44 акта приостановления услуги электроснабжения потребителю с 28 января 2019 г. по 11 апреля 2019 г.
Действия управляющей компании по отключению электроэнергии, а также по начислению оплаты работ управляющей компании, указанной в счетах, считает незаконными. Указывает, что наличие задолженности по внесению платы за услуги, не относящихся к коммунальным услугам, не является основанием для приостановления предоставления какой-либо из коммунальных услуг. Услуги электроснабжения предоставляются напрямую от поставщика, а не через управляющую компанию. Текущая оплата коммунальных услуг им производилась ежемесячно. Считает, что оснований для проставления подачи электроэнергии в квартиру у управляющей компании не имелось, в связи с чем не имелось оснований для начисления оплаты за работы управляющей компании по ее отключению. Договором управления многоквартирным домом вид услуги, за которую произведено начисление, не предусмотрен.
Просил суд обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Домовладение» (далее – ООО «УК «Домовладение») произвести перерасчет суммы оплаты и пеней за содержание жилого помещения и предоставление коммунальных услуг за период с ноября 2018 г. по апрель 2019 г. по адресу его квартиры: <адрес>, исключив из начислений оплату за услугу: работа управляющей компании.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 24 января 2020 г. исковые требования Макарова А.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца Телегин О.Н. просит решение суда отменить. Указывает, что судом размер задолженности по электроэнергии не исследовался. Истцом коммунальные услуги оплачивались частично, ответчик не производил расчет с целью установления наличия минимального размера задолженности по ограничиваемой коммунальной услуге. При применении ограничений поставщик должен проверить наличие задолженности по ограничиваемой коммунальной услуге в размере, превышающем сумму 2-х месячных размеров платы за эту коммунальную услугу. Надлежащим образом о предстоящем ограничении коммунальной услуги истец не уведомлялся. Реестр и отчет по направлению почтовой корреспонденции не предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг. Доказательств, подтверждающих понесенные ответчиком расходы по ограничению/приостановлению поставки электроэнергии, суду представлено не было. Суд не дал оценки тому обстоятельству, что договором управления многоквартирным домом оказание услуг по ограничению/приостановлению поставки электроэнергии не предусмотрено. Ответчик не вправе был без согласия истца предоставлять платные услуги. На данные расходы в соответствии с п. 121 (1) Правил предоставления коммунальных услуг распространяются ограничения, в соответствии с которыми данные расходы не могут превышать 3 000 руб. в совокупности. В справке ответчика о задолженности по оплате услуг за содержание общего имущества многоквартирного дома необоснованно включена сумма начисленных, но не оплаченных коммунальных услуг за текущий месяц, которые не являются задолженностью. Суд безосновательно сделал вывод о том, что к моменту рассмотрения спора задолженность за предоставленные ответчиком услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе внутридомовых сетей электроснабжения, не погашена. Данный вопрос в судебном заседании не выяснялся. На момент рассмотрения спора задолженность была лишь по оплате оспариваемых услуг управляющей компании.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Макаров А.В., представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Газпром энергосбыт Брянск» (ранее – общество с ограниченной ответственностью «ТЭК-Энерго») не явились по неизвестной суду причине, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки суду не предоставили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Макаров А.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> В квартире проживают 4 человека.
ООО «УК «Домовладение» осуществляет управление многоквартирным домом, в котором расположена квартира истца, что подтверждается договором управления многоквартирным домом № 5 от 28 февраля 2008 г., заключенным между сторонами.
9 марта 2011 г. между ООО «УК «Домовладение» и ОП Брянск ЗАО «Электро - ком» составлен Акт № 3 разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон за состояние и обслуживание электроустановок, в соответствии с которым на балансе ООО «УК «Домовладение» находятся внутридомовые сети многоквартирного дома.
1 декабря 2017 г. между ООО «УК «Домовладение» (Заказчик) и ООО «ТЭК-Энерго» (Исполнитель) заключен договор оказания услуг расчетно - кассового обслуживания № 1526/РКО, по условиям которого исполнитель производит расчет стоимости электрической энергии, потребленной в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого на Заказчика возложена обязанность по содержанию общего имущества в данном многоквартирном доме, в составе платы за содержание жилого помещения электрическая энергия, потребленная при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Макаров А.В. осуществляет прямые расчеты по оплате электроэнергии и ЖУэ/э по содержанию общего имущества с ООО «Газпром Энергосбыт Брянск», что подтверждается счетами - квитанциями, ответчиком не оспаривалось.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги,
В силу положений ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Положениями ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, к числу которых отнесено управление управляющей организацией (части 1,2).
При этом, исходя из части 12 названной статьи, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157,2 данного кодекса.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме урегулированы Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее - Правила № 491).
Как следует из пунктов 7, 8 Правил № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В силу подпункта "л" пункта 11 данных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе приобретение электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил № 354).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Пунктом 13 Правил № 354, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений (ноябрь 2018 года - апрель 2019 года) было предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 этих правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (абзац первый). Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (абзац второй).
Подпункт "б" пункта 31 Правил № 354 в указанной редакции обязывает исполнителя заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, за исключением случаев, указанных в пункте 17 данных правил.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 117 Правил № 354 в указанной редакции, Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае, в том числе, неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем- должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (пункт 118 Правил №354).
Если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги. При этом, исполнитель направляет потребителю - должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения (пункт 119 Правил).
Согласно п. 121.1 Правил № 354 в указанной редакции, расходы исполнителя, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю- должнику, подлежат возмещению за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Макарова А.В. о перерасчете платы и пеней за содержание жилого помещения и предоставление коммунальных услуг за период с ноября 2018 г. по апрель 2019 г. исходя из того, что задолженность за предоставленные ответчиком услуги по содержанию общества многоквартирного дома, в т.ч. внутридомовых сетей электроснабжения истцом не погашена.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции соглашается.
Как установлено судом и следует из материалов дела, у Макарова А.В. по состоянию на ноябрь 2019 г. образовалась задолженность по оплате услуг за содержание общего имущества многоквартирного дома, за период с ноября 2018 года по ноябрь 2019 года в размере 19 607,59 руб., в том числе за электроэнергию 10 450,33 руб., начисление пени 1 468,21 руб., что подтверждается справкой о расчетах от 5 декабря 2019 г., представленной суду ответчиком.
Вопреки доводом жалобы Макаров А.В. уведомлялся ответчиком о предстоящем временном ограничении поставки услуги электроснабжения, что подтверждается авансовым отчетом ООО «УК «Домовладение» по направлению почтовой корреспонденции от 28 июня 2018 г., реестрами направления почтовой корреспонденции от 14 июня 2018 г.
Ограничения (приостановления) электроэнергии в квартиру истца подтверждены актами ответчика.
Указанные акты истцом не оспорены, в установленном законом порядке не отменены, в связи с чем судом первой инстанции правильно были приняты во внимание в качестве доказательства по несению ответчиком расходов по ограничению/приостановлению поставки электроэнергии.
Стоимость услуг управляющей компании в виде расходов исполнителя, связанных с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику, подтверждается справкой и расчетом стоимости работ по отключению (подключению) квартиры от электроснабжения за спорный период от 26 декабря 2019 г. № 504, прейскурантом цен ООО «УК «Домовладение» на платные услуги, утв. 1 марта 2018 г., представленных ответчиком.
Стоимость оказанных ответчиком услуг составила за ноябрь 2018 г. 260,70 руб. (1 раз); за декабрь 2018 года 260,70 руб. (1 раз); за январь 2019 года 1042,80 руб. (4. раза); за февраль 2019 года 3128,40 руб. (12 раз); за март 2019 года 5214,00 руб. (20 раз); за апрель 2019 года 2085,60 руб. (8 раз). Итого 11992,20 руб.
Расчеты задолженности и стоимости услуг УК по приостановлению подачи электроэнергии в квартиру истца, судом первой инстанции проверены и признаны правильными.
Как следует из ответа управляющей компании от 30 мая 2019 г. на обращение истца от 29 мая 2019 г., тарифы на «Содержание и текущий ремонт общего имущества дома» на каждый год утверждаются постановлением Брянской городской администрации на 2018 г. № 4433-п от 20 декабря 2017 г., на 2019 г. № 3830-п от 12 декабря 2018 г. Минимальный перечень работ и услуг, необходимый для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290 (ред. от 15.12.2018).
Как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель ответчика, после уведомления истца о предстоящем приостановлении услуги электроснабжения, истец не открывал дверь и отказывался присутствовать при проведении сотрудниками управляющей компании работ по временному приостановлению поставки услуги.
В ходе рассмотрения данного дела исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ истцом не уточнялись.
Доказательства, подтверждающие отсутствие задолженности по оплате услуг УК, истцом не представлены. Доводы истца о том, что оплата услуг электроснабжения производится им напрямую ресурсоснабжающей организации, задолженность по оплате электроэнергии отсутствует, ответчик не является поставщиком указанной коммунальной услуги, судом первой инстанции правильно отклонены как необоснованные, и противоречащие представленным по делу доказательствам и установленным обстоятельствам.
Довод жалобы о том, что ответчик не вправе был без согласия истца предоставлять платные услуги, судебная коллегия отклоняет, поскольку как следует из договора управления многоквартирным домом от 28 февраля 2008 г. оплата работ и услуг, не вошедших в перечень работ по содержанию многоквартирного дома, производится по действующим тарифам на платные услуги.
Начисление платы по отключению/подключению квартиры истца от электроснабжения произведено в соответствии с действующими тарифами.
Довод жалобы о том, что расходы ответчика, связанные с введением ограничения, приостановления и возобновления предоставления коммунальной услуги в совокупности не могут превышать 3 000 руб., судебной коллегией отклоняется, поскольку данное ограничение введено в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. №897 и начало действовать с 31 июля 2019 г. Таким образом, в спорный период указанное ограничение не действовало.
Иные доводы жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, приняты во внимание, на правильность принятого решения судом первой инстанции не влияют.
Таким образом, судебная коллегия оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 24 января 2020 г. по исковому заявлению Макарова Александра Владимировича к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Домовладение» об исключении оплаты услуг управляющей компании оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца Телегина О.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Сидоренкова |
|
|
Судьи |
И.М. Фролова |
С.А. Алейникова |