Решение по делу № 33-4924/2019 от 14.11.2019

Судья Шабалина Е.В. Дело № 33-4924/2019 УИД 43RS0018-01-2019-000644-66 № 2-362/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Бакиной Е.Н.,

судей Катаевой Е.В., Обуховой С.Г.,

с участием прокурора Шибановой Н.Е.,

при секретаре Хадеевой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 09 декабря 2019 года гражданское дело по апелляционному представлению Котельничского межрайонного прокурора Кировской области, апелляционной жалобе АО «Куприт» на решение Котельничского районного суда Кировской области от 24 сентября 2019 года, которым постановлено:

В удовлетворении иска Котельничского межрайонного прокурора Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Котельнича Кировской области о возложении обязанности обеспечить транспортное сообщение, организовать и осуществить мероприятия по сбору и вывозу мусора и бытовых, твердых коммунальных отходов отказать.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Бакиной Е.Н., судебная коллегия

установила:

Котельничский межрайонный прокурор Кировской области (далее – прокурор) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Котельнича Кировской области о возложении обязанности обеспечить транспортное сообщение. В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при осуществлении органами местного самоуправления муниципального образования городской округ город Котельнич Кировской области полномочий в сфере дорожной деятельности при организации автомобильной переправы через реку Вятка в районе города Котельнича. Автодороги местного значения в границах городского округа по улицам разделены между собой рекой Вятка, не соединены искусственным сооружением, не имеют общего транспортного сообщения, в результате чего автомобильное сообщение с левобережной частью города (улицы Белорецкая, Заречная, Степана Разина) отсутствует. Архитектурно-строительное проектирование автомобильной переправы в левобережную часть города Котельнича не производилось, меры к строительству автомобильной переправы не принимались. В период навигации администрацией города организована переправа граждан через реку в левобережную часть города Котельнича, а в зимний период организована ледовая переправа. Транспортная недоступность в весенний, летний и осенний периоды исключает передвижение транспортных средств, не соответствует потребностям населения, не отвечает требованиям закона. Отсутствие регулярного транспортного сообщения и всесоюзной транспортной переправы в левобережную часть города нарушает и делает неисполнимыми право на охрану здоровья (медицинскую помощь), образование, охрану общественного порядка, пожарную безопасность, санитарно-эпидемиологическое благополучие лиц, находящихся в левобережной части города. В связи с отсутствием транспортной доступности в левобережную часть с территории правобережной части города региональным оператором АО «Куприт» не осуществляется вывоз твердых коммунальных отходов. Контейнерные площадки, расположенные по адресам: ул.Белорецкая, д.55, ул.Заречная, д.1а города Котельнича переполнены, прилегающая к контейнерным площадкам территория захламлена хозяйственно-бытовыми отходами. С учетом уточнений исковых требований прокурор просил обязать ответчика обеспечить автомобильное транспортное сообщение между право- и левобережной частями города Котельнича Кировской области в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать организовать и осуществить мероприятия по сбору и вывозу мусора и бытовых отходов с территории, прилегающей к контейнерным площадкам, расположенным по адресам: ул.Белорецкая, д.55, ул.Заречная, д.1а г.Котельнича, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязать организовать регулярный сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов из левобережной части г.Котельнича (т.1 л.д.129-130).

Определением суда первой инстанции от 14.06.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Камское БВУ Росводресурса, Волжское УГМРН Ространснадзора, Управление Росприроднадзора по Кировской области, ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» (т.1 л.д.32-34).

Определением суда первой инстанции от 03.07.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено министерство охраны окружающей среды Кировской области (т.1 л.д.71-72).

Определением суда первой инстанции 06.09.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены АО «Куприт» и министерство энергетики и ЖКХ Кировской области (т.1 л.д.186-187).

Котельничским районным судом Кировской области 24 сентября 2019 года постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Котельничский межрайонный прокурор с решением суда не согласен, обратился с апелляционным представлением, в котором просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. В обоснование представления указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Прокурор не согласен с выводом суда о том, что причиной захламления контейнерных площадок и образования несанкционированных свалок является неисполнение с марта 2019 года региональным оператором АО «Куприт» возложенных на него с 01.01.2019 Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ обязанностей по организации деятельности по обращению с ТКО. Полагает, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на орган местного самоуправления г.Котельнича, а именно на администрацию г.Котельнича. Указывает, что судом необоснованно отклонены доводы представителя АО «Куприт» о том, что обязанным условием для оказания услуги по обращению с ТКО является наличие транспортной доступности к местам накопления. Не согласен с выводом суда о том, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты неопределенного круга лиц, а также указание на то, что прокурор не лишен права обратиться с иском к лицу, на которое действующим законодательством возложена обязанность выполнять работы по обращению с твердыми коммунальными отходами, потому что в отсутствие транспортной доступности выполнить данные обязанности физически невозможно, следовательно, требования к региональному оператору будут неисполнимы. Акцентирует внимание на том, что права граждан продолжают нарушаться.

С решением суда не согласилось АО «Куприт», в апелляционной жалобе представитель по доверенности Булычев А.В. ставит вопрос об отмене решения и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований прокурора в полном объеме. Отмечает, что судом дело рассмотрено без исследования всех обстоятельств, решение принято с нарушением норм материального права. Указывает на то, что в соответствии законодателем на регионального оператора возложена только обязанность по оказанию услуги по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а не по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. Перераспределение полномочий между государственными органами и юридическими лицами недопустимо. Полагает, что суд первой инстанции ошибочно отнес организацию деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами к полномочиям регионального оператора. Указывает, что причиной образования несанкционированных свалок явилось ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления своих обязанностей. Судом не исследован вопрос о том, что является причиной неоказания услуги региональным оператором и соответственно возникновения несанкционированной свалки.

В отзыве на апелляционное представление и апелляционную жалобу министерство окружающей среды Кировской области полагает решение подлежащим отмене.

В суд апелляционной инстанции не явились представители администрации г. Котельнич Кировской области, Камского БВУ Росводресурса ( отдел водных ресурсов по Кировской области), Волжского УГМРН Ространснадзора, министерства энергетики и ЖКХ Кировской области, извещены о дне рассмотрения дела надлежащим образом.

ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», Западно – Уральское межрегиональное управление Росприроднадхора, министерство охраны окружающей среды Кировской области ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы представления и жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах их доводов, заслушав прокурора Шибанову Н.Е. и представителя АО «Куприт» Булычева А.В, поддержавших соответственно доводы представления и жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Законом Кировской области от 07.12.2004 № 284-30 «Об установлении границ муниципальных образований Кировской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения» муниципальное образование город Котельним наделено статусом городского округа, в границах которого осуществляется местное самоуправление, и входит в состав Кировской области.

Территория города разделена рекой Вятка так, что на левом берегу расположены улицы Белорецкая, Заречная и Степана Разина, остальная часть города расположена на правом берегу реки.

Транспортное сообщение через реку Вятку между право- и левобережной частями города Котельнича в настоящее время обеспечено и осуществляется посредством железнодорожного транспорта через станции «Котельнич 1» и «Белая» горьковской ЖД (между станциями Котельнич-1 и Белая существует регулярное транспортное сообщение 9 раз в сутки в обоих направлениях, время в пути между этими станциями 5 минут). Кроме того, администрацией создано МКУ «Речная переправа», эксплуатирующая пассажирское судно ПС-450, на данное учреждение также возложена задача по организации и обслуживанию ледовой переправы через реку Вятка. Пассажирское судно ПС-450 работает в соответствии с утвержденным расписанием движения и обеспечивает доставку пассажиров и мелких грузов в период, свободный ото льда (188-195 дней в году, в зависимости от погодных условий). Ледовая переправа функционирует в период ледостава при устойчивых отрицательных температурах с января о март (45-60 дней в зависимости от погодных условий). Завоз всех необходимых грузов (каменный уголь для котельной, емкостный газ, строительные материалы) производится в период функционирования ледовой переправы. В летний период доставка грузов осуществляется со стороны Оричевского района или путем заключения договоров по эксплуатации парома.

Из документов дела следует, что жители поселка Затон (левобережная часть города) пользуются медицинской помощью, несовершеннолетние, проживающие в левобережной части города посещают образовательные учреждения, сотрудники ОВД по служебной необходимости переправляются в поселок, в заречной части города организована добровольная пожарная дружина.

27.04.2018 между министерством энергетики и ЖКХ Кировской области и АО «Куприт» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Кировской области. По условиям соглашения в обязанности регионального оператора входит обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории области.

Из материалов дела также следует, что администрацией г. Котельнич в левобережной части города Котельнича определены два места накопления твердых коммунальных отходов (далее ТКО) контейнерные площадки на улице Заречная, д.1а и на ул. Белорецкая, д.55, предоставлено 2 контейнера.

С января по март 2019 года АО «Куприт» надлежащим образом исполнял обязанности по сбору ТКО на территории левобережной части города Котельнич, транспортирование ТКО осуществлялось через реку Вятка по ледовой переправе.

С марта 2019 года сбор и транспортирование ТКО с левобережной части города Котельнича не осуществляется, в результате чего контейнеры, расположенные на контейнерных площадках по адресам: ул. Белорецкая, д. 55, ул. Заречная, д. 1а переполнены, мусор размещается вокруг контейнеров на почве, образуя свалки отходов жизнедеятельности, прилегающая к контейнерным площадкам территория захламлена хозяйственно-бытовыми отходами, общий объем которых составляет более 28 куб.м., отходы разлетаются вокруг контейнеров по площади не менее 300 кв.м.

Разрешая заявленный спор, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на ответчика обеспечить автомобильное транспортное сообщение между право- и левобережной частями города Котельнича Кировской области, суд первой инстанции исходил из того, что фактически Прокурором ставится вопрос о возложении на ответчика обязанности организовать строительство моста, при этом доказательств того, что отсутствие искусственного дорожного сообщения нарушает права граждан, проживающих в левобережной части города, не представлено; отказывая в удовлетворении требований о возложении обязанности на администрацию организовать и осуществить мероприятия по сбору и вывозу мусора и бытовых отходов с территории, прилегающей к контейнерным площадкам и возложении обязанности организовать регулярный сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов из левобережной части г. Котельнича, суд, пришел к выводу о том, что работы по организации и осуществлению мероприятий по сбору и вывозу ТКО в соответствии с действующим законодательством возложены на регионального оператора АО «Куприт», администрация МО городской округ город Котельнич является не надлежащим ответчиком, при этом установил, что имеет место нарушение прав лиц, проживающих в левобережной части города Котельнича на санитарно – эпидемиологическое благополучие и благоприятную среду обитания вследствие непринятия мер по обращению с твердыми коммунальными отходами,

Судебная коллегия считает выводы суда об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на ответчика обеспечить автомобильное транспортное сообщение между право- и левобережной частями города Котельнича Кировской области и возложении обязанности организовать регулярный сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов из левобережной части г. Котельнича, не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона РФ от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Как следует из материалов дела, по своей сути, межрайонный прокурор ставит вопрос о строительстве моста, который мог бы соединить правую и левую часть города Котельнича Кировской области (возможность осуществить проезд обходным или объездным путем отсутствует), отсутствие регулярного автотранспортного сообщения в левобережную часть города нарушает и делает неисполнимым полноценное соблюдение права на охрану здоровья, образование, охрану общественного порядка лиц, находящихся на левобережной части города. (т.1 л.д. 100, 129 оборот).

В тоже время доказательств, свидетельствующих о нарушении прав граждан отсутствием круглогодичного автотранспортного сообщения, материалы дела не содержат. В городе имеются альтернативные способы транспортного сообщения левобережной части города с правобережной.

С учетом указанного, а также отсутствием целесообразности строительства указанного объекта, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности обеспечить автомобильное транспортное сообщение между правобережной и левобережной частями города Котельнича Кировской области.

В тоже время выводы суда первой инстанции об отказе удовлетворении требований о возложении обязанности на администрацию организовать и осуществить мероприятия по сбору и вывозу мусора и бытовых отходов с территории, прилегающей к контейнерным площадкам, расположенным по адресам: ул. Белорецкая, д. 55, ул. Заречная, д. 1а г. Котельнича, судебная коллегия находит ошибочными.

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Положениями ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Статьей 13.4 Закона № 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

В соответствии с частью 1 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию и содержанию площадок накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пунктам 6, 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения.

Приведенные выше нормативные правовые акты предусматривают участие органов местного самоуправления в охране земель от загрязнений, в обеспечении благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Мероприятия по очистке земельного участка от загрязнений отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами, относятся к мероприятиям по охране земель, реализуемым органами местного самоуправления в целях сохранения земли как природного ресурса и защиты окружающей природной среды.

Из документов дела следует, что ответчиком в заречной части города организованы и внесены в реестр 2 места сбора ТКО, контейнеры, стоящие в месте сбора ТКО переполнены, отходы скопились на территории, прилегающей к контейнерным площадкам, в результате чего образовались несанкционированные свалки.

Вывоз ТКО не осуществляется региональным оператором ввиду отсутствия транспортного сообщения между левобережной и правобережными частями в весенний, летний, осенний периоды. При этом, администрация МО городской округ город Котельнича Кировской области, бездействуя, не решает вопрос с организацией на территории п. Затон площадки временного накопления отходов сроком на 11 месяцев с последующим вывозом региональным оператором через ледовую переправу.

В соответствии с пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Поскольку в результате бездействия администрации МО городской округ город Котельнича Кировской области, на земельных участках, прилегающих к контейнерным площадкам, расположенным по адресам: ул. Белорецкая, д. 55, ул. Заречная, д. 1а г. Котельнич, образовались несанкционированные свалки, что явилось следствием ненадлежащего выполнения данным ответчиком возложенных на него полномочий по созданию и содержанию временных площадок накопления твердых коммунальных отходов сроком до 11 месяцев, судебная коллегия считает, что требования Котельничского межрайонного прокурора Кировской области о возложении обязанности на ответчика по организации и осуществлению мероприятий по сбору и вывозу мусора и бытовых отходов с территории, прилегающей к контейнерным площадкам, расположенным по адресам: ул. Белорецкая, д. 55, ул. Заречная, д. 1а г. Котельнича подлежащими удовлетворению, а решение суда первой инстанции в этой части отмене.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Котельничского районного суда Кировской области от 24 сентября 2019 года отменить в части отказа в возложении обязанности на администрацию муниципального образования городской округ город Котельнич Кировской области организовать и осуществить мероприятия по сбору и вывозу мусора и бытовых отходов с территории, прилегающей к контейнерным площадкам, расположенным по адресам: ул. Белорецкая, д. 55, ул. Заречная, д. 1а г. Котельнича в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, вынести в этой части новое решение.

Обязать администрацию муниципального образования городской округ город Котельнич Кировской области организовать и осуществить мероприятия по сбору и вывозу мусора и бытовых отходов с территории, прилегающей к контейнерным площадкам, расположенным по адресам: ул. Белорецкая, д. 55, ул. Заречная, д. 1а г. Котельнича Кировской области.

В остальной части решение Котельничского районного суда Кировской области от 24 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционное представление Котельничского межрайонного прокурора Кировской области, апелляционную жалобу АО «Куприт» - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи:

33-4924/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Котельничский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация муниципального образования городской округ г.Котельнич Кировской области
Другие
Волжское УГМРН Ространснадзора
Министерство охраны окружающей среды Кировской области
Управление Росприроднадзора по Кировской области
Камское БВУ Росводресурса (отдел водных ресурсов по Кировской области)
Министерство энергетики и ЖКХ Кировской области
АО КУПРИТ
ФБУ Администрация Волжского бассейна внутренних водных бассейнов (филиал Вятский РВП и С)
Суд
Кировский областной суд
Судья
Бакина Елена Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.kir.sudrf.ru
24.08.2020Передача дела судье
24.08.2020Судебное заседание
13.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2019Передано в экспедицию
09.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее