УИД 35RS0028-01-2022-000101-55
Дело № 12-44/2022
РЕШЕНИЕ
посёлок Шексна 13 апреля 2022 года.
Судья Шекснинского районного суда Вологодской области Т.А. Попова, рассмотрев жалобу ООО «Шексна-Водоканал» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды СМУР Налимовой Г.В. № от 22 декабря 2021 года о привлечении к административной ответственности по статье 8.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением № от 22 декабря 2021 года ООО «Шексна-Водоканал» привлечено к административной ответственности по статье 8.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ООО «Шексна-Водоканал» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление № от 22 декабря 2021 года изменить, заменив административный штраф предупреждением. В обоснование жалобы указано, что декларация о воздействии на окружающую среду была предоставлена ООО «Шексна-Водоканал» в 2020 году посредством ведомственной информационной системы, на бумажном носителе в 2019 году. Проект нормативов допустимых сбросов разработан в 2017 году и утвержден приказом Двинско-Печерского ВУ 21.06.2017 № сроком на 5 лет (до 21.06.2022). Проект выполнен в соответствии с Методикой № 333 и содержит всю информацию, предусмотренную пунктом 14.1, норматив допустимых сбросов рассчитан в соответствии с действующей на тот момент Методикой.
В судебном заседании генеральный директор ООО «Шексна-Водоканал» Костров В.И., представители по доверенности Чегодин В.А. и Смирнова Е.А. поддержали доводы, изложенные в жалобе, и просили изменить наказание, назначенное по постановлению от 22 декабря 2021 года, указав, что до назначения наказания устранили допущенные нарушения.
Государственный инспектор РФ в области окружающей среды СМУР Налимова Г.В., надлежащим образом уведомленная о рассмотрении жалобы, в суд не явилась.
Заслушав лиц, участвующих в деле, доводы жалобы и материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 8.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 31.2. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (часть 1);
декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 2);
декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя; код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара); информация о реализации природоохранных мероприятий; данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет; декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов; информация о программе производственного экологического контроля (часть 3);
одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (часть 4);
представление в составе декларации о воздействии на окружающую среду и рассмотрение сведений, отнесенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к сведениям, составляющим государственную или коммерческую тайну, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации (часть 5);
декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 настоящего Федерального закона актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (часть 6);
форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 7);
для объектов I, III и IV категорий представление декларации о воздействии на окружающую среду не требуется (часть 8);
за непредставление декларации о воздействии на окружающую среду или представление недостоверной информации, содержащейся в этой декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (часть 9).
В соответствии со статьей 69.2. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (часть 1);
постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (часть 2);
форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3);
уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта (часть 4);
порядок формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их присвоения соответствующим объектам устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5);
сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления (часть 6);
сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений (часть 7);
сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, подтверждаются документами: о смене собственника (владельца), осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду; о реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (часть 8);
при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений (часть 9);
свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи ими документов, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи (часть 10);
снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется по месту постановки их на учет в связи с представлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями сведений о прекращении деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (часть 11);
документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, является акт о его консервации или ликвидации (часть 12);
при снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи соответствующих сведений и документов (часть 13);
федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, самостоятельно запрашивают с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия документы, указанные в пунктах 8 и 12 настоящей статьи (содержащиеся в них сведения), в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (содержащиеся в них сведения) находятся в распоряжении таких органов или организаций. Юридические лица или индивидуальные предприниматели вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 14);
постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются без взимания платы (часть 15).
Приказом Минприроды России от 17.12.2007 № 333 утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.
Согласно пункту 14.1. вышеуказанной Методики проект НДС за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14.2 и главой X Методики, должен содержать:
- ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных, в том числе дренажных вод с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков) о местонахождении каждого выпуска сточных, в том числе дренажных вод;
- план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;
- данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные воды;
- данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки;
- данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;
- водохозяйственный баланс водопользования;
- гидрологическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в том числе дренажных вод по информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Методики;
- данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных, в том числе дренажных вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом аккредитованной испытательной лаборатории (центра);
- данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 23 Методики) по информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Методики;
- данные о расходе сточных, в том числе дренажных вод отдельно по каждому выпуску сточных, в том числе дренажных вод с характеристикой типа выпуска сточных, в том числе дренажных вод;
- перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в том числе дренажных вод;
- расчет НДС в соответствии с настоящей Методикой;
- результаты расчета НДС, оформленные в соответствии с пунктами 1 - 8 приложения 1 к настоящей Методике.
Кроме того, должны быть представлены данные о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет (отдельно за каждый из пяти лет), заполненные в соответствии с Приложением 3 к настоящей Методике.
Из материалов дела следует, что ООО «Шексна-Водоканал» в период с 13 июня 2017 года по 13 июля 2022 года осуществляет сброс сточных вод, в том числе дренажных, через выпуск в ручей Каргач на основании решения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области о предоставлении водного объекта в пользование № от 13 июня 2017 года.
На основании решения заместителя главного государственного инспектора
Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северного межрегионального
управления Росприроднадзора - заместителя руководителя Северного межрегионального
управления Росприроднадзора Соколова П.А. о проведении плановой выездной проверки № от 22 октября 2021 года в период с 27 октября 2021 года по 24 ноября 2021 года проводилась плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в отношении – очистных сооружений канализации с. Чаромское, код объекта №, категория объекта – II, категория риска – значительная (3).
В результате проверки было установлено, что декларация о воздействии на окружающую среду по объекту № выполнена не в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а именно:
В декларации отсутствуют сведения, указанные в пункте 14.1 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей
- ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных, в том числе дренажных вод с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков) о местонахождении каждого выпуска сточных, в том числе дренажных вод;
- план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;
- данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные воды;
- данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;
- водохозяйственный баланс водопользования;
- гидрологическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в том числе дренажных вод по информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Методики;
- данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных, в том числе дренажных вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом аккредитованной испытательной лаборатории (центра);
- данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 23 Методики) по информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Методики;
- данные о расходе сточных, в том числе дренажных вод отдельно по каждому выпуску сточных, в том числе дренажных вод с характеристикой типа выпуска сточных, в том числе дренажных вод;
- данные о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки № от 24 ноября 2021 года и предписание об устранении выявленных нарушений № от 24 ноября 2021 года, которые были направлены и получены ООО «Шексна-Водоканал» 07 декабря 2021 года, следовательно, ООО «Шексна-Водоканал» о результатах проведенной проверки было уведомлено.
08 декабря 2021 года составлен протокол об административном правонарушении № и вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № на 22 декабря 2021 года, которые получены представителем по доверенности Смирновой Е.А. 08 декабря 2021 года.
На рассмотрение административного материала представитель ООО «Шексна-Водоканал» не явился, направив ходатайство о рассмотрении административного материала в отсутствии представителя ООО «Шексна-Водоканал» в связи с производственной занятостью.
Сам факт, выявленных при проверке нарушений ООО «Шексна-Водоканал» не оспаривает.
Указанные обстоятельства и виновность юридического лица – ООО «Шексна-Водоканал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются актом выездной проверки № от 24 ноября 2021 года, предписание об устранении выявленных нарушений № от 24 ноября 2021 года, протоколом об административном правонарушении № от 08 декабря 2021 года и другими доказательствами, оцененными в совокупности в соответствии с правилами статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Правовых оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, юридическое лицо ООО «Шексна-Водоканал» впервые привлекается к административной ответственности, совершенное правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий, на день рассмотрения административного протокола допущенные нарушения были устранены, на основании чего судья считает возможным заменить административное наказание юридическому лицу ООО «Шексна-Водоканал» с административного штрафа в размере 20 000 рублей на предупреждение, полагая, что назначенного наказания будет достаточно для устранения выявленных нарушений, предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды и недопущения их в последующем.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6., 30.7., частью 2 статьи 3.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды СМУР Налимовой Г.В. № от 22 декабря 2021 года, которым юридическое лицо ООО «Шексна-Водоканал» привлечено к административной ответственности по статье 8.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, назначить юридическому лицу ООО «Шексна-Водоканал» административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Шекснинский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья Т.А. Попова