Дело № 2-942/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2016 года <адрес>
Сосногорский городской суд Республики Коми, в составе: председательствующего судьи Дудиной О.С., при секретаре Бохоновой Н.А., с участием Сосногорского транспортного прокурора Дорониной Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сосногорского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности оборудовать здание цеха эксплуатации пожарной сигнализацией,
установил:
Сосногорский транспортный прокурор обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском, с учетом уточнений просил признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Российские железные дороги», выразившиеся в неисполнении требований законодательства в сфере пожарной безопасности; обязать ОАО «Российские железные дороги» оборудовать здание цеха эксплуатации, расположенного по адресу: <адрес> автоматической установкой пожарной сигнализации в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что Сосногорской транспортной прокуратурой в рамках осуществления надзора в ноябре 2015 года проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере пожарной безопасности и законодательства, направленного на безопасность условий труда в здании цеха эксплуатации (с пребыванием людей) по адресу: <адрес>.
Здание цеха эксплуатации находится на балансе Сосногорской дистанции гражданских сооружений - СП Северной дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - СП Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД».
В ходе проверки выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа.
Прокурор в судебном заседании на иске настаивал.
Представитель ответчика – ОАО «РЖД», Михалюта А.Ю., действующий на основании доверенности, в суде с уточненными исковыми требованиями прокурора не согласился.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора следует удовлетворить.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69- ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - ФЗ «О пожарной безопасности») законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 1 ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В соответствии со ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
В соответствии со ст.5 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Статьей 6 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 54 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Системы пожарной сигнализации должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Статьей 1 ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что нормативные документы по пожарной безопасности - это национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в РФ (далее - Правила противопожарного режима), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 61 Правил противопожарного режима установлено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
Пунктом 9 таблицы А.1 приложения А «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 175, предусмотрено оборудование зданий общественного и административно-бытового назначения автоматической установкой пожарной сигнализации.
В силу п. 9 таблицы 1 Приложения к Нормам пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003г. № 315, здания общественного и административно-бытового назначения должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации.
Согласно ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты
Согласно ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.
Нарушения, выразившиеся в отсутствии автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа, указаны в предписаниях Пожарного поезда станции ФИО1 – СП Котласского отряда филиала Федерального государственного предприятия ведомственная охрана железнодорожного транспорта России на Северной железной дороге. Последнее предписание выдано начальнику Сосногорской дистанции гражданских сооружений – СП Северной Дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – СП Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что Сосногорским транспортным прокурором ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере пожарной безопасности и законодательства, направленного на безопасность условий труда в здании цеха эксплуатации (с пребыванием людей) по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что в здании цеха эксплуатации отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации.
Как следует из Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>, здание цеха эксплуатации, назначение: нежилое, двухэтажное, общей площадью 790 м2, инвентаризационный №, по адресу: <адрес> является собственностью открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Являясь собственником здания цеха эксплуатации, ОАО «РЖД» длительное время проявляет бездействие, выражающееся в игнорировании требований законодательства в сфере пожарной безопасности – непринятии необходимых мер по оснащению здания цеха эксплуатации системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре и автоматической пожарной сигнализацией.
Из объяснений и.о. начальника Сосногорской дистанции гражданских сооружений - СП Северной дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - СП Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» следует, что нарушения не устраняются в связи с отсутствием финансирования. На данный объект разработан проект среднесрочной инвестиционной программы «Пожарная безопасность» Северной дирекции по эксплуатации зданий и сооружений Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на 2015-2020 г.г.
Статья 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что доводы истца о том, что отсутствие автоматической пожарной сигнализации не соответствует требованиям законодательства в сфере пожарной безопасности и законодательства, направленного на безопасность условий труда, препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, порче имущества и другим неблагоприятным последствиям, подтверждаются материалами дела, то имеются основания для удовлетворения иска.
Согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, с ответчика в доход бюджета муниципального района «Сосногорск» подлежит взысканию госпошлина в сумме <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Сосногорского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности оборудовать здание цеха эксплуатации пожарной сигнализацией удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги», выразившееся в неисполнении требований законодательства в сфере пожарной безопасности.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» оборудовать здание цеха эксплуатации, расположенного по адресу: <адрес>, автоматической установкой пожарной сигнализации в течение 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход бюджета муниципального района «Сосногорск» госпошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения.
Председательствующий Дудина О.С.