РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2017 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Кочанове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-1732/17 по административному иску Калга Н.М., Калинчева Ю.Н., Добрусина В.А., Колотовкина М.А., Козина Ю.А., Кретинской Е.Г., Жуковской Т.Н., Калги Г.И., Кривоноговой Н.А. и Макарова Н.Н. к Администрации г.о. Самара и Главе г.о. Самара, заинтересованные лица МП г.о. Самара «Спецкомбинат ритуальных услуг», Департамент промышленности, предпринимательства, туризма, потребительского рынка товаров и услуг, Семенова Т.С., Северина Е.А., Чекрыгина Т.В. и Бабюк Т.Н. о признании незаконным отказа в возобновлении родственных захоронений и возложении обязанности принять меры по возобновлению родственных захоронений,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратилась в суд с административным иском к Администрации г.о. Самара и Главе г.о. Самара о признании незаконным отказа в возобновлении родственных захоронений и возложении обязанности принять меры по возобновлению родственных захоронений. В обоснование заявленных требований указали, что решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с учётом уточнений, внесённых определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу по иску прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия администрации г.о. Самара, выразившегося в непринятии мер по прекращению захоронений на территории кладбища «Сорокины хутора», на администрацию г.о. Самара возложена обязанность принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения кладбища «Сорокины хутора» на окружающую среду, разрешив вопрос о прекращении деятельности по захоронению в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-П Федерального закона «О погребении и похоронном деле».
В течение 2009-2016 годов необходимые мероприятия по устранению нарушений администрацией г.о. Самара и МП «Спецкомбинат ритуальных услуг» выполнены.
ДД.ММ.ГГГГ они - административные истцы обратились к Главе г.о. Самара с заявлением о возобновлении родственных захоронений на кладбище «Сорокины Хутора», для чего просили принять нормативный правовой акт, разрешающий родственные захоронения и при необходимости внести изменения в действующие нормативные и/или ненормативные правовые акты г.о. Самара. В ответ на их обращение Департамент промышленности, предпринимательства, туризма, потребительского рынка товаров и услуг администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ отказал в удовлетворении заявления в связи с отсутствием к тому оснований, сославшись на наличие решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Данный отказ, по их мнению, является незаконным.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учётом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с данным Федеральным законом.
Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется законом при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга.
Решение Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, по их мнению, не может служить обоснованием соответствующего отказа в возобновлении родственных захоронений на данном кладбище, поскольку, нарушения, послужившие причиной неблагоприятного воздействия места погребения кладбища на окружающую среду, в настоящее время устранены.
Они считают, что отказ в возобновлении родственных захоронений, не соответствует закону и нарушает их право на погребение умершего, с учётом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просили признать отказ в возобновлении родственных захоронений на месте погребения кладбище «Сорокины Хутора» незаконным и обязать Главу г.о. Самара принять меры по возобновлению родственных захоронений на кладбище «Сорокины Хутора».
В судебном заседании административные истцы и их представители, действующие на основании доверенностей, заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, просил в иске отказать.
Представитель МП г.о. Самара «Спецкомбинат ритуальных услуг», привлечённого к участию в деле в качестве заинтересованного лица, поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Представитель Департамента промышленности, предпринимательства, туризма, потребительского рынка товаров и услуг, Семенова Т.С., Северина Е.А., Чекрыгина Т.В. и Бабюк Т.Н., привлечённые к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, возражали против заявленных требований, просили в иске отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает: 1) гарантии погребения умершего с учётом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; 2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; 3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; 4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме в числе прочего: быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими; быть подвергнутым кремации; о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу (п. 1). Действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2). В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего (п. 3).
В силу п.2 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются в числе прочего: выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг, выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти (подп. 1); исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона (подп. 4).
Исходя из ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п. 1). (см. текст в предыдущей редакции)
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (п. 4).
Гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 21).
Из материалов дела следует, что в связи с многочисленными обращениями граждан, прокурором <адрес> проверено соблюдение законодательства при размещении и эксплуатации кладбища «Сорокины хутора».
В последующем прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, выразившихся в непринятии мер по установлению ограждения и прекращению захоронений на кладбище «Сорокины хутора».
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, уточнённым определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда, на Администрацию г.о. Самара возложена обязанность принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения кладбища «Сорокины хутора» на окружающую среду, разрешив вопрос о прекращении деятельности по захоронению в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Во исполнение решения суда администрацией г.о. Самара принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О прекращении деятельности общественного муниципального кладбища городского округа Самара «Сорокины хутора».
Установлено, что в настоящее время земельный участок, занимаемый кладбищем «Сорокины Хутора» поставлен на кадастровый учёт. ДД.ММ.ГГГГ на данный земельный участок зарегистрировано право собственности муниципального образования г.о. Самара. Для кладбища «Сорокины Хутора» установлена санитарно-защитная зона.
Согласно проекту обоснования санитарно-защитной зоны объекта «Кладбище «Сорокины Хутора» по <адрес>» размеры санитарно-защитной зоны были определены исходя из обстоятельств, указывающих на: отсутствие на площадке общественного муниципального кладбища «Сорокины Хутора» (далее - ОМК «Сорокины Хутора») факторов воздействия на ОС - выбросов ЗВ, шума, вибрации, электромагнитных или ионизирующий излучений; соответствие состояния площадки ОМК «Сорокины Хутора» действующим санитарным и природоохранным требованиям; соответствие правового зонирования всей территории ОМК (условий землепользования) зоне ПК - 1 «промпредприятий и складов 4-5 классов вредности»; обеспечение санитарных норм при эксплуатации хоз-бытового водовода Ду-300 (ООО «СКС»).
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились к Главе г.о. Самара с заявлением о возобновлении родственных захоронений на кладбище «Сорокины Хутора», для чего просили принять нормативный правовой акт, разрешающий родственные захоронения и при необходимости внести изменения в действующие нормативные и/или ненормативные правовые акты г.о. Самара.
Установлено, что в ответ на их обращение Департамент промышленности, предпринимательства, туризма, потребительского рынка товаров и услуг администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ отказал в удовлетворении заявления в связи с отсутствием к тому оснований.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № размер расчётной санитарно-защитной зоны закрытого кладбища «Сорокины Хутора» по <адрес> установлен по границе территории его размещения, принятой в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка.
Таким образом, судом установлено, что в настоящее время обоснование санитарно-защитной зоны объекта: «Кладбище «Сорокины Хутора» соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, однако, как следует из содержания заключения, данное соответствие установлено по отношению к кладбищу, которое закрыто с 2009 года.
Согласно положениям ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) представляют собой нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создаёт угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно п.2.5 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» кладбища с погребением путём предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии: - от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов; - от водозаборных сооружений централизованного источника водоснабжения населения в соответствии с санитарными правилами, регламентирующими требования к зонам санитарной охраны водоисточников.
В силу п.2.7. СанПин ДД.ММ.ГГГГ-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
Пунктом 2.9., 2.10. СанПин ДД.ММ.ГГГГ-11 территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры. Расстояние от зданий и сооружений, имеющих в своем составе помещения для хранения тел умерших, подготовки их к похоронам, проведения церемонии прощания до жилых зданий, детских (дошкольных и школьных), спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных учреждений и учреждений социального обеспечения должно составлять не менее 50 м.
В соответствии с п.2.4.3. СанПин2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «зоны санитарной охраны водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ширину санитарно - защитной полосы следует принимать по обе стороны от крайних линий водопровода: при отсутствии грунтовых вод - не менее 10 м при диаметре водоводов до 1000 мм и не менее 20 м при диаметре водоводов более 1000 мм; при наличии грунтовых вод - не менее 50 м вне зависимости от диаметра водоводов.
В случае необходимости допускается сокращение ширины санитарно - защитной полосы для водоводов, проходящих по застроенной территории, по согласованию с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.
Согласно п.2.1 СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VIII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах.
В соответствии п. 4.1. СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Согласно решению Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ № года по делу об административном правонарушении документарно не подтверждена площадь мест захоронения от общей площади кладбища, визуально площадь захоронений составляет более 70% от общей площади кладбища, что противоречит п.2.7 СанПин «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.
Таким образом, судом установлено, что в настоящее время производить новые захоронения, в том числе семейные (родовые) на кладбище «Сорокины Хутора» без нарушения положений действующего законодательства, не представляется возможным.
При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая положения ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ, согласно которой волеизъявление умершего может быть исполнено в полном объёме не всегда, поскольку, исходя из баланса публичных и частных интересов, могут существовать обстоятельства и законодательные запреты, препятствующие этому, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцами требования не основаны на законе, в связи с чем, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.174, 178-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Калга Н.М., Калинчева Ю.Н., Добрусина В.А., Колотовкина М.А., Козина Ю.А., Кретинской Е.Г., Жуковской Т.Н., Калги Г.И., Кривоноговой Н.А. и Макарова Н.Н. к Администрации г.о. Самара и Главе г.о. Самара о признании незаконным отказа в возобновлении родственных захоронений и возложении обязанности принять меры по возобновлению родственных захоронений – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья