Дело № г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ г.
Ивановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ю.М. Серга
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Ивановка гражданское дело по иску ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области» о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО5 обратилась в Ивановский районный суд с иском о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области», в обоснование иска, указав что с ДД.ММ.ГГГГ она проходит службу в федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области, в должности <данные изъяты> по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ на имя председателя жилищно-бытовой комиссии Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Амурской области» ей подан Рапорт вход. № с просьбой поставить ее на учет ЖБК ФКУ ИК-№ в связи с улучшением жилищных условий - получении жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ она получила выписку из протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-№ от ДД.ММ.ГГГГ года, из которого следует, что рассмотрев ее рапорт о постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, ЖБК ФКУ ИК-№ решила не ставить ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, так как согласно Жилищного Кодекса РФ, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ года, ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отнесено к органам местного самоуправления ст. 14, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления п. 3 ст. 52 на основании этого, ФИО2 может быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в Среднебельском сельсовете. Считает данное решение ЖБК ИК-№ УФСИН России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке меня на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий-получений жилого помещения незаконным и полагает, что имеются основания для признания ее и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий - получении жилого помещения, поскольку ее семья состоящая из двух человек, занимает жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> по Договору найма, принадлежащее на праве собственности гражданке ФИО1, с которой они не состоят в родственных отношениях, и согласно условий Договора найма обязаны будут при первом требовании ФИО6 освободить принадлежащее ей жилое помещение. Другого жилья в собственности у семьи нет, что подтверждается Справкой № от ДД.ММ.ГГГГ МО администрации Среднебельского сельсовета и Справкой № от ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Амурский филиал, а так же уведомлениями об отсутствии в едином госреестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № и № в отношении ФИО2 и в отношении ФИО7 B.C. Пунктом 1 Постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 года установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Пунктом 2 Правил выпуска и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных данным Постановлением, установлено, что государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. Как следует из пункта 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют указанные в данном пункте категории граждан РФ, в том числе, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Порядок участия в подпрограмме, регламентирован пунктом 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, согласно которому для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат) заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением в подпункте «а» данного пункта документов. Согласно пункта 3 и пункта 7 Инструкции утвержденной Приказом ФСИН от ДД.ММ.ГГГГ гола № организация работы по формированию списков граждан-участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами УИС, в которых эти граждане состоят на учёте нуждающимися в улучшении жилищных условий, получении жилья и в учреждении (органе) УИС по месту расположения посёлка. Из содержания указанных нормативных актов, в том числе принятых и измененных после вступления Жилищного кодекса РФ в силу, не следует, что названная подпрограмма не распространяется на сотрудников ФСИН России, не состоявших на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года. Пункт 3 ст. 52 ЖК РФ предусматривает, что в случаях и порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту жительства. В силу п.п.1,2 ч.1,ч.2 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи. В силу ч. 3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. Из этого следует, что предоставление жилых помещений может быть произведено и в ином порядке, чем по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Для этих целей, ФКУ ИК-№ действует жилищно-бытовая комиссия, основной её задачей является учет сотрудников ФКУ ИК-№, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилых помещений в соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами. Исходя из вышеизложенного, она вынуждена обратиться в суд с исковым требованием о признании незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-№ УФСИН России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей ФИО2 в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения.
В связи с чем, просит суд признать незаконным отказ жилищно-бытовой комиссии Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказания по Амурской области» от ДД.ММ.ГГГГ в постановке ФИО2 на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий). Обязать жилищно-бытовую комиссию ФКУ ИК-№ УФСИН России по Амурской области поставить ФИО2 на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) с ДД.ММ.ГГГГ и выдать ей выписку из решения жилищно-бытовой комиссии о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий), утвержденную начальником ФКУ ИК-№, заверенную оттиском мастичной печати. Взыскать с ФКУ ИК-№ УФСИН России по Амурской области в пользу ФИО2 понесенные судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей - государственную пошлину в размере - <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей – оплата услуг адвоката за составление искового заявления.
Истец ФИО2, в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме по основаниям изложенным в исковом заявлении.
ФКУ ИК-№ УФСИН России по Амурской области, будучи надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте судебного заседания в суд представителя не направило, сведений о причинах неявки не сообщило, об отложении судебного заседания не заявляло. На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика ФКУ ИК-№ УФСИН России по Амурской области.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований - УФСИН России по Амурской области, будучи надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте судебного заседания в суд представителя не направило, сведений о причинах неявки не сообщило, об отложении судебного заседания не заявляло. На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя УФСИН России по <адрес>.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований ФИО7 исковые требования ФИО2 поддержала в полном объеме.
Заслушав истца, третье лицо ФИО7, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО2 оспаривает решение ЖБК ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения).
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ФКУ ИК-№ УФСИН России по Амурской области ФИО2 в жилищно-бытовую комиссию ФКУ ИК-№ УФСИН России по Амурской области был подан рапорт о постановке последней и ее семьи на учет для получения жилой площади. ДД.ММ.ГГГГ данный рапорт был зарегистрирован в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Амурской области за номером №.
Согласно выписки из протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-№ от ДД.ММ.ГГГГ комиссией решено не ставить ФИО2 на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, т.к. поставлена на учет она может быть в Среднебельском сельсовете – органе местного самоуправления. Выписка из приказа подписана председателем жилищно-бытовой комиссии, утверждена Начальником ФКУ ИК-№ УФСИН России и заверена гербовой печатью учреждения.
Проверяя законность и обоснованность данного решения, судом установлено, что в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
Согласно п. 3 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в уголовно-исполнительной системе, утв. приказом ФСИН от 04.06.07 г. № 287 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.06.07 г. № 9697), для участия в подпрограмме сотрудники УИС, указанные в подпункте «а» п. 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилых помещений) в учреждения и органах УИС, в которых они проходили службу, подают заявления (рапорт) на участие в подпрограмме. В этих целях в каждом учреждении и органе УИС приказом соответствующего учреждения и органа УИС назначаются должностные лица, ответственные за реализацию подпрограммы.
В силу п. 7 Инструкции организация работы по формированию списков граждан-участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами УИС, в которых эти граждане состоят на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и в учреждении (органе) УИС по месту расположения посёлка.
Из содержания указанной Инструкции и перечисленных нормативных актов, в том числе принятых или измененных после вступления в силу ЖК РФ, не следует, что названная подпрограмма не распространяется на сотрудников ФСИН России, не состоявших на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.
В силу ч. 3 ст.49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из системного толкования закона следует, что предоставление жилых помещений может быть произведено и в ином порядке, чем по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
При таких обстоятельствах, действие подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством», которая действует в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, распространяется и на лиц, обратившихся за включением их в число нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года.
Ссылка ответчика на невозможность постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в учреждении УИС в силу ст. 52 ЖК РФ, несостоятельна, поскольку ст. 52 ЖК РФ не содержит прямого запрета на принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту работы (службы). Более того, ч. 3 ст. 52 ЖК РФ предусматривает, что в случаях и порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту жительства.
Кроме того, данная статья определяет порядок признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляемым по договорам социального найма. Между тем, жилые помещения предоставляются в рамках реализации подпрограммы на ином правовом основании – праве собственности.
Поэтому, заявление ФИО2 является обоснованным, а решение ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по мотиву того, что с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления – незаконным.
Данное решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-№ УФСИН России по Амурской области, об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ущемляет права ФИО2 как сотрудника УИС на получение ей государственного жилищного сертификата, поскольку согласно п.п. 4 п. 4 Инструкции вместе с заявлением граждане, изъявившие желание участвовать в подпрограмме, предоставляют в том числе и выписку из решения органа по учету и распределению жилья (ЖБК) о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), утвержденную начальником учреждения или органа УИС и заверенную оттиском мастичной печати…
В силу п.п.1,2 ч.1, ч.2 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи.
Судом установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и члены ее семьи (дочь ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения), по месту жительства в <адрес> пользуются квартирой № в <адрес> на основании договора имущественного найма с собственником квартиры ФИО1. Согласно уведомлений Управления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № и № ни за ФИО2, ни за членом ее семьи – ФИО7 жилые помещения не зарегистрированы и в собственности не значатся.
Отсутствие собственного жилого помещения у ФИО2 и ее дочери ФИО7 подтверждается также справкой ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ года, а также справкой главы администрации Среднебельского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ года.
При таких обстоятельствах ФИО2 не обеспечена собственной жилой площадью и по этому основанию является нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем должна быть поставлена на соответствующий учет.
Поскольку исходя из представленных ФИО2 на ЖБК документов иных оснований для отказа ей в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (кроме указанных в решении ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ.) ответчик не привел, доказательств намеренного ухудшения ФИО2 жилищных условий не предоставил, требование ФИО2 о возложении на ЖБК обязанности принять ее на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) подлежит удовлетворению.
При этом, время постановки на учет суд считает необходимым определить с ДД.ММ.ГГГГ т.е. с момента подачи заявления на ЖБК.
Согласно Инструкции о порядке формирования списков получателей ГЖС…, утв. Приказом ФСИН от ДД.ММ.ГГГГ № 287, п.4 граждане, изъявившие желание участвовать в подпрограмме, обязаны предоставить, в том числе, выписку из решения органа по учету и распределению жилья (жилищной, жилищно-бытовой комиссии) о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), утвержденную начальником учреждения и заверенную оттиском мастичной печати.
Поэтому, требование ФИО2 о выдаче ей соответствующей, заверенной надлежащим образом, выписки из решения ЖБК о постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения (улучшения жилищных условий), подлежит удовлетворению.
В силу ст.98 ч.1 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поэтому, с ФКУ ИК-№ подлежит ко взысканию возврат госпошлины в сумме <данные изъяты> руб.
Одновременно, согласно ст. 100 ч.1 ГПК РФ, истцу должны быть возмещены расходы на оплату услуг адвоката за составление искового заявления в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 – удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области» от ДД.ММ.ГГГГ года, об отказе в постановке на учёт ФИО2 в качестве нуждающейся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий).
Обязать жилищно-бытовую комиссию Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области» поставить ФИО2 на учёт в качестве нуждающейся в получении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ и выдать ей выписку из решения жилищно – бытовой комиссии о постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий), утверждённую начальником Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области» и заверенную оттиском мастичной печати.
Взыскать с Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области» в пользу ФИО2 возврат госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей, возмещение расходов на оплату услуг адвоката в сумме <данные изъяты> рублей, а всего: <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Ивановский районный суд в течение месяца со дня со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Копия верна.
Судья: Серга Ю.М.