Дело 2-652/19
УИД 28RS0---68
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
-- 27 сентября 2019 года
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Матвеенковой Л.В.
при секретаре Федотове С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению администрации -- к ОСП по -- УФССП по -- об освобождении администрации -- от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ФССП по -- от -- года --,
УСТАНОВИЛ:
-- обратилась в суд с исковым заявлением, указав следующее.
Решением Мазановского районного суда -- от -- года по гражданскому делу -- администрацию -- обязали предоставить Шадура А.А. по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение в --, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33.00 кв.м.
-- администрация -- обратилась в Мазановский районный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от -- по делу --. Определением Мазановского районного суда от -- была предоставлена отсрочка до --.
-- неоднократно направлялись заявки в Министерство социальной защиты населении -- о выделении необходимого объема финансирования, на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для исполнения решений суда, вступивших в законную силу (письма от -- --, от -- --).
Истец ссылается на то, что предусмотренные федеральным законом от -- № 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
На основании исполнительного листа № ФС 007517387 от -- Отделом судебных приставов по -- УФССП по -- -- возбуждено исполнительное производство ---ИП.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от -- с должника администрации -- постановлено взыскать исполнительский сбор в размере 50000 рублей за нарушение установленного пятидневного срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе по предоставлению жилого помещения Шадура А.А.
Решение суда не исполнено по независящим от администрации -- обстоятельствам, считают, что не исполнили решение суда по объективным причинам.
-- просит суд освободить их от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ФССП по -- от -- -- полностью в размере 50 000 рублей.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. Суд определил, в порядке ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, согласно приведенным положениям, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, на основании которого с должника взыскивается исполнительский сбор.
Исходя из системного толкования законодательства об исполнительном производстве, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагая на должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры ответственности, возникающей в процессе исполнительного производства.
При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Федерального закона).
С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 названного Федерального закона).
Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 ст.401 Гражданского кодекса РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В силу положений статей 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ, изложенным в Определении от 05.02.2009 г. № 250-О-П, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем – федеральным или субъекта Российской Федерации и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 71,72,73)
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации».
В соответствии с ч. 6 ст. 19 названного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации».
Законом Амурской области от 11 апреля 2015 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия субъекта по обеспечению жильем переданы органам местного самоуправления.
Однако, в соответствии со ст. 4 вышеуказанного Закона Амурской области на осуществление переданных государственных полномочий бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из областного бюджета.
Соответственно, приобретение жилых помещений для указанной категории граждан осуществляется только за счет финансирования, поступающего из областного бюджета.
Из смысла искового заявления и приведенных представителем истца аргументов следует, что они просят освободить их от взыскания исполнительского сбора в связи с отсутствием вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решение Мазановского районного суда -- от -- об удовлетворении исковых требований прокурора -- в интересах Шадура А.А. и возложении на администрацию -- обязанности предоставить Шадура А.А. по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение на территории села --, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 33.0 кв.м. вступило в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от -- решение оставлено без изменения.
Определением Мазановского районного суда -- от -- предоставлена отсрочка исполнения решения суда до --.
На основании исполнительного листа серии ФС --, выданного в рамках исполнения указанного решения, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по -- УФССП по -- от -- возбуждено исполнительное производство ---ИП.
На момент возбуждения исполнительного производства в муниципальном жилищном фонде администрации -- отсутствовали свободные жилые помещения, отвечающие требованиям, указанным в решении Мазановского районного суда -- от --.
Из информации отдела по управлению муниципальной собственностью администрации -- по состоянию -- следует, что в собственности муниципального образования отсутствуют жилые помещения, свободные от прав третьих лиц, которые возможно было бы предоставить лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
-- неоднократно направлялись заявки в Министерство социальной защиты населения -- о выделении необходимого объема финансирования, на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из представленной информации финансового управления администрации -- от -- -- следует, что план по доходам составил: - 538 855 118,07 рублей, исполнено 293 647 360,02 рублей. План по расходам составил – 554 251 326,92 рублей, исполнено 300 154 433,30 рублей. Средства субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения: план всего 2 917 200,00 рублей, в том числе из областного бюджета 2 917 200,00 рублей. Фактически по состоянию на -- средства субвенции поступили в сумме 1 458 600,00 рублей, в том числе из областного бюджета 1 458 600,00 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя УФССП России по -- от -- с администрации -- взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
Исследовав представленные суду доказательства суд приход к выводу об удовлетворении исковых требований администрации -- об освобождении от взыскания исполнительского сбора, поскольку администрация -- приняла все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, решение Мазановского районного суда -- от -- не было исполнено в срок в силу объективных причин: отсутствия в муниципальном жилищном фонде соответствующего свободного жилого помещения и отсутствия финансирования из областного бюджета, для приобретения которого администрацией -- принимались необходимые меры.
Суд также принимает во внимание, что предоставление жилых помещений в данном случае осуществляется путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета, на основании муниципального контракта, заключение которого требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.
Таким образом, контрактная система закупок, требующая значительных временных затрат, а также ограниченность бюджетного финансирования, обязанность использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке, предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный 5-дневный срок для добровольного исполнения срок.
Поскольку исполнение решения суда было поставлено в прямую зависимость от перечисления денежных средств из областного бюджета на указанные выше цели, суд приходит к выводу, что администрация -- объективно была лишена возможности исполнить решение Мазановского районного суда от -- в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Таким образом, суд считает установленным, что администрацией -- предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по исполнению решения суда, судом не установлено.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, в случае удовлетворения искового заявления взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются, в том числе, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Из материалов дела усматривается, что орган местного самоуправления - -- освобожден от уплаты государственной пошлины, вместе с тем, согласно Налоговому Кодексу РФ государственный орган УФССП по --, также освобожден от ее уплаты. В данном случае применяются правила части 4 ст. 103 ГПК РФ - в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление администрации -- удовлетворить.
Освободить администрацию -- от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Федеральной службы судебных приставов по -- от -- -- по исполнительному производству от -- ---ИП, возбужденного на основании исполнительного листа ФС -- от --, выданного Мазановским районным судом -- по делу --, полностью в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд -- в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Матвеенкова
Решение в окончательной форме принято --.