Решение по делу № 2-1475/2012 ~ М-1381/2012 от 13.04.2012

дело № 2 – 1475/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июля 2012 года город Уфа

Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Климиной К.Р.

с участием истца М.И.С.

при секретаре Зиннатуллиной Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.И.С. к Администрации городского округа <адрес> РБ о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

М.И.С. обратился в суд с иском к Администрации городского округа <адрес> РБ о признании за ним права собственности на земельный участок, в обоснование заявленных требований заявителем указано, что истцу на праве собственности в порядке наследования после смерти деда М.Н.Ф., принадлежит домовладение, расположенное на земельном участке площадью 1465 кв.м, кадастровый номер 02:55:030723:153, по адресу: <адрес>. Истцу было отказано в регистрации права собственности на земельный участок, на том основании, что земельный участок расположен в границах красных линий, и что так же земельный участок находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов. Указывая на то, что решением Орджоникидзевского райсовета депутатов трудящихся <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данный участок отведен под индивидуальное строительство дома М.В.Ф., наследником которой являлся его дед – М.Н.Ф., просит признать за ним право собственности на указанный земельный участок.

В судебном заседании истец требования поддержал по основаниям, заявленным в иске.

Представитель ответчика Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан ХолодилинА И.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила. Представлен отзыв, в котором с иском не согласилась, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, указала, что предоставление земельного участка истцу в собственность не представляется возможным, поскольку участок расположен в границах красных линий и находится во втором поясе санитарных охранных водных объектов.

Выслушав истца, изучив и оценив материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

В соответствии со ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, сервитут, а также право аренды и право безвозмездного срочного пользования) возникают на основаниях, предусмотренных для возникновения гражданских прав и обязанностей, установленных гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В силу ст. 1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Статьей 8 Гражданского кодекса РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с ч.1 ст. 36 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 271 Гражданского кодекса РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка. В соответствии с п. 2 указанной статьи, при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ гласит, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Пунктом 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ).

В силу п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Установлено, что домовладение по адресу: <адрес> принадлежит истцу М.И.С. на праве собственности по завещанию, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, запись .

Информация о бывших собственниках изложена в справке ГУП БТИ РБ от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ собственником указанного домовладения являлась М.М.Ф., основание: справки РИ<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГМ.Н.Ф., основание: свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ собственником является истец М.И.С. на основании свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно архивной выписки из протокола заседания исполкома Орджоникидзевского райсовета депутатов трудящихся <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании инструкции НККХ РСФСР о порядке проведения правовой регистрации строений от ДД.ММ.ГГГГ за и решением исполкома Уфимского горсовета от ДД.ММ.ГГГГ утверждена правовая регистрация на право личной собственности на принадлежащее строение за домовладельцем М.М.Ф. Так же в документах архивного фонда Министерства коммунального хозяйства БАССР имеется приказ Народного Комиссара Коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и проведении инвентаризационным бюро жилищно-коммунальных органов в 1946 году регистраций строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, согласно которому заведующие обл(край)комхозами и начальники инвентаризационных бюро городов республиканского (РСФСР) подчинения должны организовывать и провести в 1946 году учет и регистрацию строений за их владельцами в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР в соответствии с инструкцией РСФР от ДД.ММ.ГГГГ Согласно пункту 5 вышеуказанной инструкции «…объектом регистрации является домовладение в целом земельным участком, под отдельным порядковым номером по улице, переулку, площади независимо от числа совладельцев данного домовладения»; в силу п.6 «…регистрации подлежат те строения с обслуживающими их земельными участками, которые закончены строительством и находятся в эксплуатации. Право пользования земельным участком, обслуживающим строение, в порядке настоящей инструкции отдельно не регистрируется».

Ранее действовавшим законодательством, а именно ЗК РСФСР 1991 г., Указом Президента РФ и постановлениями Правительства РФ предусматривался административно-правовой способ возникновения прав граждан на земельные участки, предусматривалась возможность: 1) предоставления бесплатно земельных участков в собственность или пожизненное наследуемое владение гражданам («новое предоставление»); 2) перерегистрация земельных участков, ранее предоставленных им в пользование («приватизация земельных участков»).

Как указано в установочной части Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П (по делу Близинской об основах платного землепользования в <адрес>) - до 1990 г. в условиях существования исключительно государственной собственности на землю основной формой осуществления гражданами права владения и пользования земельными участками было постоянное (бессрочное) пользование этим земельным участком.

Также в соответствии с п. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ отвод гражданам земельных участков, как в городе, так и вне города для строительства индивидуальные жилых домов производился в бессрочное пользование.

Из чего следует, что спорный земельный участок был предоставлен и находился с ДД.ММ.ГГГГ у М.М.Ф., затем, с ДД.ММ.ГГГГ у её наследника – М.Н.Ф., с ДД.ММ.ГГГГ – наследника М.Н.Ф., - истца М.И.С.

ДД.ММ.ГГГГ были согласованы границы земельного участка с правообладателями земельных участков, расположенных по адресам Тимашевская, 89 и Тимашевская, 93 <адрес>.

В силу п.3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимся в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса сохраняется.

В соответствии с п. 2 ст.271 Гражданского кодекса РФ, при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Истец просит признать за ними право собственности на земельный участок, которым пользовались прежние собственники домовладения с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ – истец, пользуется данным домовладением, ухаживает за земельным участком.

В силу ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданный им по договору аренды.

Суд приходит к мнению, что земельный участок по адресу: <адрес> находится у истца на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Судом установлено, что фактически истец использует земельный участок размером 1465кв.м. по адресу: <адрес>.

Из п.3 ст.3 Федерального закона № 137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» следует, что оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельных законодательством случаях сроком не ограничивается.

Выделяемые под строительство домов и дач земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования традиционно самостоятельным объектом гражданского права не являлись – они выполняли служебную роль при возведенном здании. Положением о земельных распорядках в городах, утвержденным постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривалось, что при переходе в законном порядке от одних лиц к другим права собственности на строения частновладельческие, все права и обязанности по земельным участкам, обслуживающим эти строения, тем самым переходят к новым владельцам.

Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов Земельным Кодексом РФ провозглашено в качестве одного из принципов земельного законодательства, подп.5 п.1 ст. 1 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здания, строения, сооружения, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

Таким образом, в силу указанной нормы закона право постоянного (бессрочного) пользования переходит на тех же условиях и в том же объеме, какими обладал прежний собственник (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 3 квартал 2004 года) В частности, если прежний собственник строения имел земельный участок на праве постоянного бессрочного пользования, к покупателю переходит и право на однократную бесплатную приватизацию его без каких-либо ограничений.

Аналогичное разъяснение дано и Высшим Арбитражным Судом РФ в постановлении Пленума от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства». В соответствии с п.13 данного постановления покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для её использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая эти конституционные положения, а также положения ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, истцы вправе предъявить иск к органу местного самоуправления – Администрации городского округа <адрес> о правах на спорный земельный участок.

В силу ст. ст. 25, 26 Земельного Кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, и удостоверяются в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». К числу таких оснований ст. 8 ГК РФ отнесены, в частности, договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебное решение.

Учитывая изложенное, на основании имеющихся в деле доказательств суд пришел к выводу, что возражения по иску ответчика – Администрации ГО <адрес> и отказ в предоставлении в собственность истцу испрашиваемого земельного участка, выраженное в письме Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ , не соответствует закону в силу следующего.

На основании абзаца 2 пункта 4 статьи 18 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Абзацем 2 пункта 5 указанной статьи названного федерального закона определено, что границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Таким образом, утверждение проекта зон санитарной охраны водных объектов, установление границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения являются полномочием исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Структура исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан определена Указом Президента Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № УП-449 «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан», в которую входят Правительство Республики Башкортостан, Министерства Республики Башкортостан, Государственные комитеты Республики Башкортостан, Республиканские ведомства.

Из системной связи положений статьи 17 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ -з «О Правительстве Республики Башкортостан», пункта 3.44. положения о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № УП-346, решения об утверждении на территории Республики Башкортостан проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам принимаются Правительством Республики Башкортостан.

Доказательства принятия указанными исполнительными органами Республики Башкортостан, в том числе, Правительством Республики Башкортостан решений об утверждении проекта зон санитарной охраны водных объектов, установлении границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории городского округа <адрес>, в том числе, территории в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, ответчиком не представлены, равно как, и не представлены доказательства наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии таких зон санитарным правилам (по форме, утвержденной приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О бланках типовых документов, используемых центрами госсанэпиднадзора»).

При таких обстоятельствах, суждение Администрации о нахождении испрашиваемого земельного участка во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, является не состоятельным и, как следствие, утверждение ответчика об ограничении указанного земельного участка в обороте является необоснованным.

Испрашиваемый земельный участок свободен от прав третьих лиц (уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ ).

Каких-либо ограничений прав на землю, предусмотренных статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, установленных в соответствии с действующим законодательством, в отношении испрашиваемого земельного участка не зарегистрировано, в том числе данный земельный участок не является ограниченным в гражданском обороте.

Основания для отказа в предоставлении в собственность истца спорного земельного участка определены в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации.

В рассматриваемой ситуации подобные случаи отсутствуют.

Доказательства обратного ответчиком не представлены.

Более того, данная статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не занятых объектами недвижимости.

В данном случае, к возникшим отношениям сторон следует применять положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

Таким образом, отсутствуют основания для отказа в предоставлении в собственность истцу испрашиваемого земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования М.И.С. о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.

Признать за М.И.С. право собственности на земельный участок с кадастровым номером общей площадью 1465 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, Орджоникидзевский <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Орджоникидзевский районный суд города Уфы РБ со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья К.Р.Климина


2-1475/2012 ~ М-1381/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Миронов Илья Сергеевич
Ответчики
Администрация ГО гор. Уфа
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Климина К.Р.
Дело на странице суда
ordjonikidzovsky--bkr.sudrf.ru
13.04.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2012Передача материалов судье
13.04.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.04.2012Предварительное судебное заседание
15.06.2012Судебное заседание
26.06.2012Судебное заседание
11.07.2012Судебное заседание
09.08.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее