Р Е Ш Е Н И Е дело №2-99/2012
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2012 года гор. Канск
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гришаниной Н.В. при секретаре Смагиной С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Чечеульская участковая больница» об устранении нарушений санитарного законодательства, о признании бездействия, выраженного в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор незаконным и возложении обязанности по выполнению требований санитарного законодательства
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске обратился в суд иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Чечеульская участковая больница», мотивируя тем, что в ходе проведения мероприятий по надзору были выявлены нарушения действующего санитарно-эпидемиологического законодательства. С целью устранения выявленных нарушений юридическому лицу было выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 59 от 25 января 2011 года со сроком исполнения до 16 января 2012 года. По истечении установленного срока 17 января 2012 года при проведении внеплановой проверки юридического лица МБУЗ «Чечеульская участковая больница» по месту нахождения Малоуринского фельдшерско-акушерского пункта по адресу: Красноярский край, Канский район, д.Малая Уря ул. Центральная 5/2, выявлено неисполнение требований в установленный в предписании срок
- пункта 1 в части обеспечения наличия санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии Малоуринского ФАПа МБУЗ « Чечеульская участковая больница» санитарным правилам для медицинской деятельности, т. е. не устранено нарушение требований п.1.2 главы V1 СанПиН 2.1.3.2630-10 « Санитано- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;
- пункта 2 ( выполнен частично) не выполнен в части обеспечения поверхности стен, потолков в кабинете приема гладкой поверхностью легкодоступной для влажной уборки, обработке моющими и дезинфицирующими средствами, т. е. не устранено нарушение п.4.2 главы V1 СанПиН 2.1.3.2630-10;
- пункта 3 в части обеспечения оборудования медицинских кабинетов Малоуринского ФАПа горячим водоснабжением от централизованного или местного источника, электронагревательных устройств и резервным источником горячего водоснабжения, т.е. не устранено нарушение, предусмотренное п.5.2 главы V1 СанПиН 2.1.3.2630-10;
- пункта 4 в части обеспечения оборудования подводки горячей воды к умывальникам в процедурно- прививочном кабинете, наличие отдельных раковин для обработки инструментов, т. е. не устранено нарушение требование п. 5.3 главы V1 СанПиН 2.1.3.2630-10;
- пункта 5 в части обеспечения здания ФАПа системой канализации или выгребным септиком, т.е. не устранено нарушение требований п.5.4 главы V1 СанПиН 2.1.3.2630-10;
По факту невыполнения предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор составлен протокол об административном правонарушении № 9 от 17.01.2012 года по ч. 1 ст. 19.5 КоAП РФи направлен по подведомственности мировому судье Канского района.
Просит признать бездействие ответчика по исполнению предписания незаконным и обязать устранить установленные нарушения санитарного законодательства в срок до 03 декабря 2012 года.
В судебное заседание представитель территориального отдела Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске не явился. В письменном ходатайстве, начальник территориального отдела Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске Н.П. Безгодов просит дело рассмотреть в отсутствии представителя Роспотребнадзора, иск поддержал в полном объеме.
Главный врач МБУЗ « Чечеульская участковая больница»- Шматова Т.И. иск признала частично. Не признала требование в части признания бездействия юридического лица незаконным, поскольку считает, что неисполнение предписания в установленный срок связано с отсутствием надлежащего финансирования медицинского учреждения. В 2011 года финансирование больницы, в том числе и ФАПов, происходило согласно утвержденной управлением здравоохранения Администрации Канского района смете, в которой не были предусмотрены расходы на устранение нарушений, выявленных в ходе проверки Малоуринского ФАПа Роспотребнадзором, хотя она обращалась в Управление здравоохранения Администрации Канского района, которое в свою очередь обращалось в Министерство здравоохранения Красноярского края о потребностях в финансовых средствах для устранения замечаний, предписаний надзорных органов в учреждениях здравоохранения Канского района, куда вошли и потребности Чечеульской больницы и всех ФАПов. Частично предписание было исполнено в части обеспечения кабинетов горячим водоснабжением: приобретены и установлены умывальники с подогревом воды. Централизованного источника водоснабжения в д. Малая Уря нет, в связи с чем, невозможно установить электронагреватели проточного или накопительного действия. В остальной части иск признала.
Выслушав участников судебного заседания и исследовав материалы дела: распоряжение о проведении мероприятия по надзору от 20.12.2010 г. № 808 и распоряжение о внесении изменений в распоряжение от 29.12.2010 года №845; копию предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 25.01.2011 № 59; копию уведомления о проведении проверки (внеплановой); копию распоряжения о проведении внеплановой выездной проверка юридического лица от 21.12.2011 г. № 646; копию протокола об административном правонарушении от 17.01.2012года №9; копию акта проверки от 17.01.2012 г. № 24; копию приказа (распоряжение) МУ «Управления здравоохранение администрации Канского района» о назначении исполняющим обязанности главного врача от 30.12.2011 г. № 1150; копию свидетельства о внесении записи в Единый госреестр юридических лиц; копию свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе; Устав МБУЗ «Чечеульская участковая больница»; постановление об административном правонарушении от 11.03.2012 года, которым производство по делу об административной правонарушении в отношении МБУЗ «Чечеульская участковая больница» по протоколу об административном правонарушении №9 от 17.01.2012 года прекращено, суд считает заявленный иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., настоящим законом регулируются отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Объектом права граждан на благоприятную среду обитания является благоприятная среда обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека.
В силу ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно ст. 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьей 50, настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использовать весь комплекс предоставленных полномочий.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи наделены полномочием предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства для устранения, несмотря на ранее принятые меры, сохраняющихся нарушений санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи наделены полномочием, предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства, для устранения, несмотря на ранее принятые меры, сохраняющихся нарушений санитарного законодательства.
Из материалов дела следует, что при проведении проверки в МБУЗ «Чечеульская участковая больница» в Малоуринском ФАПе в январе 2011 года было выявлено нарушение санитарно- эпидемиологического законодательства, об устранении которого 25.01.2011 года было вынесено предписание, установлен срок для устранения нарушений до 17.01.2012 года. При проведении проверки исполнения предписания установлено, что из шести пунктов предписание полностью не исполнено четыре, а один пункт исполнен частично.
Как пояснила главный врач МБУЗ « Чечеульская участковая больница» Шматова Т.И., причиной неисполнения предписания в полной мере явилось отсутствие бюджетного финансирования лечебного учреждения в 2011 году. Пункт 3 Предписания исполнен, в кабинетах ФАПа закуплены и установлены умывальники с емкостью для подогрева воды, так как централизованного водоснабжения в населенном пункте, где находится ФАП нет. Учитывая, что Роспотребнадзором было выдано несколько предписаний по устранению различных нарушений санитарного законодательства как по самой больнице, так и по ФАПам, все необходимые расходы на их устранение были подсчитаны и оформлены в виде заявки в Управление здравоохранения администрации Канского района, поскольку больница является бюджетным учреждением, однако на их устранение больнице средства в 2011 году выделены не были. Собственных финансовых средств у больницы нет. Выделение средств запланировано на 2012 год, часть из которых пойдет на устранение нарушений санитарного законодательства, выявленных Роспотребнадзором.
Пункт предписания, касающийся получения санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии Малоуринского ФАПа санитарным правилам для медицинской деятельности, может быть исполнен только после того, как будут устранены остальные недостатки.
Оценивая в совокупности исследованные в суде доказательства, представленные сторонами, суд находит, что отсутствуют доказательства, подтверждающие бездействие юридического лица, что является основанием в отказе в удовлетворении иска в этой части.
Что касается требования в части возложения обязанности устранить нарушение санитарного законодательства, то данное требование суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению, за исключением обеспечения медицинских кабинетов умывальниками с горячей водой, поскольку это требование уже исполнено.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина, которую суд, в связи с ходатайством ответчика снижает до 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Чечеульская участковая больница» устранить в Малоуринском ФАПе до 03.12.2012 года:
- нарушение требования п.1.2 главы V1 СанПиН 2.1.3.2630-10 - получить санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии Малоуринского Фекльдшерско- акушерского пункта МБУЗ «Чечеульская участковая больница», расположенного в д. Малая Уря, ул. Центральная д.5/2, Канского района, санитарным правилам для медицинской деятельности;
-нарушение требований п.4.2 главы V1 СанПиН 2.1.3.2630-10 - обеспечить поверхность стен, потолка в кабинете приема гладкой поверхностью легкодоступной для влажной уборки, обработке моющими и дезинфицирующими средствами;
- нарушение требований п.5.3 главы V1 СанПиН 2.1.3.2630-10- оборудовать процедурно-прививочный кабинет отдельной раковиной для обработки инструментов;
- нарушение требований п.5.4 главы V1 СанПиН 2.1.3.2630-10 - здание ФАПа оборудовать системой канализации или выгребным септиком;
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Чечеульская участковая больница» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в месячный срок со дня вынесения.
Председательствующий Н.В.Гришанина.