Дело №2а-5118/2022
УИД 73RS0001-01-2022-007024-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2022 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Жилкиной А.А.,
при секретаре Чубатовой Е.А.,
с участием: административного истца, представителя административного ответчика УМВД России по Ульяновской области, представителя заинтересованного лица ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска
в отсутствие: административного ответчика начальника УМВД России по Ульяновской области Петрушина М.Ю., представителя заинтересованного лица ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области»
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семенова Антона Юрьевича к Управлению внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, начальнику Управления внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области М.Ю. Петрушину о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Семенов А.Ю. обратился в суд с административным иском к Управлению внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, начальнику Управления внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области М.Ю. Петрушину о признании решения незаконным об отказе в удовлетворении рапорта от 28.09.2022 г. о приостановлении службы в органах внутренних дел, в связи мобилизацией, возложении обязанности приостановить службу в органах внутренних дел, в обоснование указав следующее.
С 19.12.2014 г. истец проходит службу в органах внутренних дел, в настоящее время в должности начальника отделения по контролю за оборотом наркотиков ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска.
21.09.2022 г. в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация в соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации".
27.09.2022 г. истец устно сообщим в отдел по работе с личным составом ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска о желании быть призванным на военную службу по мобилизации.
27.09.2022 г. Военным комиссариатом Железнодорожного и Ленинского районов г. Ульяновска истцу была выписана повестка о явке в Военный комиссариат 01.10.2022 г. к 08-00 час. для отправки в рамках мобилизации. Указанную повестку истец предоставил в ОРЛС ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска. Однако ему сообщили, что с целью призыва на военную службу в рамках мобилизации, он должен уволиться.
27.09.2022 г. истцом был написан рапорт на имя начальника ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска о приостановлении службы в органах внутренних дел.
28.09.2022 г. согласовав рапорт у начальника ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска, истец передал его в УМВД России по Ульяновской области.
30.09.2022 г. истцу вручен отказ в приостановлении службы в органах внутренних дел, в связи с призывом на военную службу в рамках мобилизации.
С отказом истец не согласен, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец заявил отказ от части исковых требований, окончательно просил признать решение от 30.09.2022 г. незаконным.
Определением суда от26.10.2022 г. судом принят отказ от требований в части возложения обязанности приостановить службу в органах внутренних дел, производство по делу в данной части прекращено.
Кроме того, истец указал, что с момента подачи рапорта в отношении него проводятся необоснованные проверки как служебные, так и процессуальные по факту причастности к совершению преступления. Полагает, что данные мероприятия проводятся, с целью его увольнения.
Представитель административного ответчика УМВД России по Ульяновской области в судебном заседании пояснила, что исковые требования являются необоснованными. Сотрудники органов внутренних дел состоят на специальном воинском учете и относятся к категории граждан, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации.
Перечень оснований приостановления службы в органах внутренних дел Российской Федерации приведен в статье 37 Федерального закона о службе. В силу пункта 6 части 1 статьи 37 Федерального закона о службе служба в органах внутренних дел приостанавливается в иных случаях, связанных с выполнением сотрудником органов внутренних дел государственных обязанностей, установленных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, - до дня прекращения выполнения сотрудником соответствующих обязанностей.
Поскольку вопрос приостановления службы в органах внутренних дел урегулирован нормами специального законодательства в сфере внутренних дел, в частности Федеральным законом о службе, положения Трудового кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определяющие основания приостановления трудовых договоров и служебных контрактов, в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации не применяются.
Вместе с тем, оснований для приостановления службы в органах внутренних дел Российской Федерации Семенову А.Ю. на основании пункта 6 части 1 статьи 37 Федерального закона о службе в органах внутренних дел не имеется.
Буквальное толкование пункта 6 части 1 статьи 37 Федерального закона о службе указывает на приостановление службы в органах внутренних дел в случае выполнения сотрудником органов внутренних дел государственных обязанностей.
Вместе с тем, Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», а также иные нормативные правовые акты, изданные по поручению Президента Российской Федерации в целях реализации данного указа Президента Российской Федерации, не содержат каких-либо отдельных предписаний в отношении сотрудников органов внутренних дел.
Федеральным законом от 7 октября 2022 г. № 376-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, предусматривающие гарантии работникам в связи с призывом на военную службу по мобилизации. За такими работниками сохраняется место работы на период прохождения военной службы.
Однако в нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел Российской Федерации, изменения, касающиеся приостановления службы, не внесены, что обусловлено постановкой сотрудников органов внутренних дел на специальный воинский учет, предоставлением отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и участием в мероприятиях, связанных с частичной мобилизацией, в ином порядке.
Административный ответчик начальник УМВД России по Ульяновской области Петрушин М.Ю. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска в судебном заседании дал пояснения аналогичные пояснениям представителя ответчика, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель заинтересованного лица ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в частности выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что истец проходит службу в органах внутренних дел с декабря 2014 года, приказом ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска от 14 июля 2022 г. № 93 л/с назначен на должность начальника отделения по контролю за оборотом наркотиков ОМВД России по Ленинскому району г. Ульяновска (л.д. 47). При поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации с административным истцом заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел от 19.03.2015 г. (л.д. 43-45), а также дополнительные соглашения к нему при назначении его на различные должности в органах внутренних дел.
28 сентября 2022 года капитаном полиции Семеновым А.Ю. подан рапорт о приостановлении службы в органах внутренних дел на основании пункта 6 части 1 статьи 37 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с призывом на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (л.д. 39).
30 сентября 2022 года Семеновым А.Ю. получено письмо от 30 сентября 2022 г. № 1/11293, подписанное начальником УМВД России по Ульяновской области, об отсутствии оснований для приостановления службы в органах внутренних дел в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 37 Федерального закона о службе. При этом разъяснено, что призыв на военную службу по мобилизации в рамках Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 возможен путем расторжения контракта и увольнения со службы в органах внутренних дел (л.д. 40).
С указанным решением административный истец не согласен, полагает, что нормы действующего законодательства позволяют ему, в связи с мобилизацией приостановить службу в органах внутренних дел и быть призванным на военную службу.
Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим.
Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Далее Закон №53-ФЗ) регулируются правоотношения в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Как указано в ст. 1 воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает, в т.ч. воинский учет, призыв на военную службу. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает: призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время; прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время; военное обучение в период военного положения и в военное время.
Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.2022 N 647 с 21 сентября 2022 г. в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.
Согласно п. 8 Указа высшим должностными лицам субъектов Российской Федерации поручено обеспечение призыва граждан на военную службу в количестве и сроки, установленные Министерством обороны Российской Федерации.
Как установлено в ч. 1 и 2 ст. 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами. Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел.
Согласно пункту 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих, в том числе службу в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, определяются Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 16 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719, воинский учет военнообязанных подразделяется на общий и специальный.
На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации на должностях рядового и начальствующего состава.
Как установлено судом административный истец на момент объявления частичной мобилизации являлся действующим сотрудником органов внутренних дел, и ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.
Следует отметить, что виды отсрочки, поименованные в ст. 24 Закона №53-ФЗ по своему правовому содержанию различаются. В одном случае отсрочка предоставляется законодателем в безусловном порядке. Во втором случае граждане имеют на такую отсрочку право, т.е. имея право на отсрочку, призывник вправе от нее отказаться, т.е. посредством соответствующего волеизъявления явиться и представить документы в военный комиссариат для прохождения военной службы по призыву.
В рассматриваемом случае предоставление административному истцу отсрочки от призыва в рамках объявленной частичной мобилизации было обусловлено специальным статусом сотрудника внутренних дел, представленная отсрочка является безусловной и не зависит от волеизъявления административного истца.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что для призыва на военную службу в рамках частичной мобилизации, основание предоставления безусловной отсрочки должно отпасть, что предполагает утрату статуса сотрудника органов внутренних дел.
При данных обстоятельствах обжалуемое решение от 30.09.2022 г. следует признать законным.
Оспаривая принятое решение Семенов А.Ю. приводит доводы о том, что его служба, в связи с призывом на военную службу в рамках частичной мобилизации должна быть приостановлена, на основании пункта 10 Особенностей правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 и 2023 годах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2022 г. № 511, которым предусмотрено, что действие трудовых договоров и служебных контрактов, заключенных с гражданами Российской Федерации, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», приостанавливается. При этом прекращение указанных трудовых договоров и служебных контрактов по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 части 1 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не допускается.
Правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел регулируются нормами Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 342-ФЗ).
Как указано в ст. 3 Закона N 342-ФЗ нормативное регулирование деятельности, связанной со службой осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом о службе, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными выше, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Из данных положений закона следует сделать вывод, что в Законе N 342-ФЗ сформулированы специальные нормы, регламентирующие прохождение службы в органах внутренних дел, следовательно, общие нормы трудового законодательства, распространяющихся на всех работников и работодателей на территории Российской Федерации, применимы к специальным субъектам только в той части, в которой правоотношения складывающиеся в связи с прохождением службы в органах внутренних дел не были урегулированы нормативными актами поименованными в в части 1 ст. 3 Закона N 342-ФЗ.
Следует отметить, что специфика прохождения службы в органах внутренних дел, отражена в п. 1 ст. 1 Закона N 342-ФЗ, где указано, что служба в органах внутренних дел является разновидностью федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Перечень оснований приостановления службы в органах внутренних дел Российской Федерации поименован в статье 37 Закона N 342-ФЗ.
В силу пункта 6 части 1 статьи 37 Закона N 342-ФЗ служба в органах внутренних дел приостанавливается в иных случаях, связанных с выполнением сотрудником органов внутренних дел государственных обязанностей, установленных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, - до дня прекращения выполнения сотрудником соответствующих обязанностей.
Из анализа приведенных норм следует, что вопрос приостановления службы в органах внутренних дел также урегулирован нормами специального законодательства, следовательно, общие нормы трудового законодательства, в частности положения Трудового кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определяющие основания приостановления трудовых договоров и служебных контрактов, в связи с призывом на военную службу в рамках частичной мобилизации, не применимы.
Ссылка истца на п. 6 части 1 статьи 37 Закона N 342-ФЗ не состоятельна по следующим основаниям.
Как следует из пункта 6 части 1 статьи 37 Закона N 342-ФЗ, приостановление службы в органах внутренних дел возможно в случае выполнения сотрудником органов внутренних дел государственных обязанностей.
Вместе с тем, Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», а также иные нормативные правовые акты, изданные по поручению Президента Российской Федерации в целях реализации данного указа Президента Российской Федерации, не содержат каких-либо отдельных предписаний в отношении сотрудников органов внутренних дел, следовательно, никаких государственных обязанностей конкретно на сотрудников полиции не возлагают.
Из системного толкования приведенных норм законодательства в их совокупности с вновь изданными нормативными актами, регламентирующими порядок призыва на военную службу в рамках частичной мобилизации, следует, что наличие статуса специального субъекта у административного истца предполагает его участие в специальной военной операции лишь при условии издания отдельных нормативных актов, регламентирующих поведение сотрудника органов внутренних дел, в связи с возложением на него отдельных государственных обязанностей. Именно с указанной целью сотрудники органов внутренних дел при поступлении на службу встают на специальный воинский учет, а при объявлении частичной мобилизации бронируются за отдельными структурными подразделениями правоохранительных органов.
При данных обстоятельствах административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Семенова Антона Юрьевича к Управлению внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, начальнику Управления внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области М.Ю. Петрушину о признании решения незаконным отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Жилкина
Мотивированное решение изготовлено 09.11.2022 г.