Дело № 2 – 98/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июля 2018 года с. Коса
Косинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Зубовой Е.А.,
при секретаре Кочкуровой Л.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Коса гражданское дело по иску А, Н, С к Администрации Косинского муниципального района о признании их членами семьи Ю участника программы по получению жилищных субсидий
у с т а н о в и л :
А, Н, С обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. С 2001 года А состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера по категории «пенсионеры». Постановлением главы Косинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ учетное дело переоформлено на отчима Ю, и он переведен в список по категории «инвалиды 1-2 группы» с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Ю умер. После его смерти учетное дело переоформлено на А. Письмом администрации Косинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено о необходимости признании истцов в судебном порядке членами семьи умершего Ю. Указывают, что все истцы проживали одной семьей со Ю с 2000 года, за время проживания у них сложились семейные отношения, вместе несли общие расходы на содержание дома, жили совместным хозяйством, имели общий бюджет, заботились о нем. Просят признать их членами семьи Ю участника программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В судебном заседании истец А исковые требования поддержала, пояснила, что Ю – ее отчим, в 2000 году они привезли его к себе в дом, т.к. по состоянию здоровья он нуждался в постороннем уходе. Поскольку они были стеснены материально, в 2008 году оформили семью для пожилого, ее назначили попечителем по уходу за одиноким Ю, ее муж и дочь были не против, ежегодно договор об осуществлении ухода за нетрудоспособным гражданином продлялся, она получала ежемесячное вознаграждение вплоть до смерти Ю. Она ухаживала за отчимом, муж ей помогал в этом. Дочь С выучилась и осталась работать в <адрес>, проживает на съемном жилье, там же вышла замуж. Дочь также помогала в уходе за Ю: привозила памперсы, одежду, лекарства. Они хотят участвовать в программе, просит признать их членами семьи Ю.
Истец Н исковые требования поддержал, пояснил, что Ю они привезли к себе в <адрес> уже давно, он проживал с ними по день смерти, они жили одной семьей, он ухаживал за тестем, переодевал, водил в баню.
Истец С исковые требования поддержала, суду пояснила, что с 2005 года постоянно живет и работает в <адрес>. Приезжает к родителям только на выходные и праздники, иногда в отпуск. Дедушка Ю проживал с ними, она ухаживала за ним, покупала лекарства, памперсы, пеленки, фрукты. В 2009 года она вышла замуж, считает, что является членом семьи своего супруга.
Представитель ответчика администрации Косинского муниципального района М указала, что решение было вынесено в соответствии с законом. Полагает, что в судебном заседании не подтвердился факт постоянного совместного проживания одной семьей Ю с К и С, поскольку А и ее супруг Н осуществляли уход за престарелым Ю по день его смерти на основании договора об осуществлении ухода за нетрудоспособным гражданином, которым и была предусмотрена такая обязанность, за это А выплачивалось соответствующее вознаграждение. С с 2005 года постоянно проживает и работает в <адрес>, приезд в <адрес> носит эпизодический характер, кроме этого с 2009 года С, вступив в брак, является членом семьи своего супруга. Просила суд учесть, что в рамках самоконтроля было пересмотрено учетное дело, по результатам чего главой Косинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ было издано постановление о восстановлении семьи А в очереди в категории «пенсионеры» по дате постановки ДД.ММ.ГГГГ, признано утратившим силу постановление главы Косинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о переоформлении учетного дела на Ю.
Представитель ответчика – министерства строительства и архитектуры <адрес> П просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование принятой позиции по делу указано на то, что федеральным законодательством установлена возможность сохранения права на получение жилищной субсидии за членом семьи гражданина-заявителя только в случае смерти последнего, поэтому переоформление учетного дела А на Ю в 2013 году не соответствовало нормам закона. В связи с этим у А отсутствуют основания состоять в очереди «инвалиды». С, создав свою семью путем вступления в брак, сменив фактическое место проживания, не может быть учтена в качестве члена семьи гражданина-заявителя, имеющего право на получение жилищной субсидии. Полагает, что признание А и Н членами семьи Ю не требуется, поскольку гражданином-заявителем по учетному делу является А, которая должна состоять в категории «пенсионеры», а переоформление учетного дела на Ю и перевод в очередь «инвалиды» противоречит нормам Федерального закона №125-ФЗ.
Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.
В соответствии с п. "з" п. 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии с редакцией ст.17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», Федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющего право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" признаются:
- постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина;
- другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство;
- в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года №1710 внесены изменения в Постановление Правительства РФ №153 от 21.03.2006 года: изменено наименование на «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Аналогичное изменение внесено в наименование утвержденных данным постановлением Правил выпуска о реализации государственных жилищных сертификатов.
Мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы интегрируются в состав государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
Согласно ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Судом установлено, что с 2001 года А состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера по категории «пенсионеры». В качестве членов своей семьи указывала супруга и отчима Ю.
ДД.ММ.ГГГГ А обратилась к главы Косинского муниципального района с заявлением о переводе учетного дела на отчима Ю инвалида первой группы.
Постановлением главы Косинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ учетное дело переоформлено на Ю, и он переведен в список по категории «инвалиды 1-2 группы» с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Ю умер.
После его смерти А обратилась с заявлением о переоформлении учетного дела на нее в связи со смертью Ю.
Письмом администрации Косинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что для переоформления учетного дела необходимо признание истцов в судебном порядке членами семьи умершего Ю.
Истцами заявлены исковые требования о признании их членами семьи умершего Ю для участия в программе по получению жилищного сертификата.
Свидетельствами о рождении, о регистрации брака факт родственных отношений между Ю и К не подтвержден.
Как пояснила А в судебном заседании, Ю был ее отчимом.
В судебном заседании установлено, что с 2000 года Ю постоянно проживал в доме по адресу: <адрес>1 в семье К. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела, показаниями свидетелей и не оспаривается представителем <адрес> М.
Однако с ДД.ММ.ГГГГ по день смерти Ю совместное проживание Ю в семье и уход за ним А было обусловлено заключенным между Территориальным управлением Министерства социального развития <адрес> и А договором об осуществлении ухода за нетрудоспособным гражданином Ю по технологии «Семья для пожилого».
По условиям данного договора А была обязана проживать совместно с подопечным Ю, создавать необходимые комфортные условия для проживания подопечного, заботиться о нем, обеспечивать уход за подопечным с соблюдением правил личной гигиены и санитарии. П.4 договора была предусмотрена ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств. Данный договор ежегодно продлялся по соглашению сторон.
Члены ее семьи Н и Г не возражали против того, чтобы в их семье проживал Ю, который нуждался в постороннем уходе.
На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ А установлено ежемесячное предоставление социального обслуживания в виде материальной помощи, предоставляемой в виде денежной выплаты в размере 3300 рублей. Данный договор также ежегодно продлялся по соглашению сторон.
Согласно материалам личного дела № семьи, принявшей одинокого престарелого по технологии «Семья для пожилого» указанную семью ежемесячно обследовали специалисты, в том числе психологи, Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу, давая после этого заключения о созданных для подопечного условиях проживания, об оказанных социально-бытовых и медицинских услугах, о взаимоотношениях между помощником и членов его семьи с подопечным, а также рекомендации по результатам социально-психологического обследования семьи.
Указанные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку для признания гражданина членом семьи в рамках участия в программе по получению жилищной субсидии юридически значимым обстоятельством является установление факта постоянного проживания как члена одной семьи на безвозмездной основе. Такой факт не нашел подтверждения в судебном заседании.
Кроме этого, как установлено в судебном заседании и не оспаривалось самими истцами, С с 2005 года постоянно проживает и работает в <адрес>, там же она создала свою семью, вступив в 2009 году в брак, по этому основанию С не могла быть членом семьи Ю, который постоянно проживал в <адрес>. Факт регистрации по адресу: <адрес>1 не свидетельствует о постоянном проживании в данном доме.
Регистрация гражданина по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи, поскольку в силу ст.3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъекта РФ.
Кроме этого, на момент рассмотрения спора суду было предоставлено постановление главы Косинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о восстановлении семьи А в очереди в категории «пенсионеры» по дате постановки ДД.ММ.ГГГГ, при этом постановление главы Косинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о переоформлении учетного дела на Ю признано утратившим силу.
Указанное обстоятельство является дополнительным основанием для отказа истцам в удовлетворении исковых требований.
Суд соглашается с позицией ответчика, что признание А и Н членами семьи Ю не требуется, поскольку в настоящее время гражданином-заявителем по учетному делу с 2001 года является А, которая должна состоять в категории «пенсионеры», а переоформление учетного дела на Ю и перевод в очередь «инвалиды» противоречит нормам Федерального закона №125-ФЗ.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований А, Н, С следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований А, Н, С о признании их членами семьи Ю участника программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Косинский районный суд в течение месяца.
Федеральный судья
Косинского районного суда Е.А.Зубова