УИД 66RS0031-01-2021-000306-42
Дело № 2-264/2021
Решение в окончательной форме принято 16 августа 2021 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2021 года город Качканар
Качканарский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Закировой О.А.,
при секретаре Беспятых Т.В.,
с участием истца Пономаревой Е.Л.,
представителя истцов Верхоланцевой И.А., Колупаевой О.Г., Понамаревой Е.Л., Поповой Е.А., Севковской Т.В., Чемезовой О.Н. – адвоката Гончаровой Е.Ю., действующей на основании ордера № 071919 от 15 марта 2021 года,
представителя ответчика Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области «Качканарская центральная городская больница» - Журавлева С.А., действующего на основании доверенности № 2 от 22 января 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Верхоланцевой Ирины Анатольевны, Колупаевой Ольги Гарифовны, Понамаревой Елены Леонидовны, Поповой Елены Александровны, Севковской Татьяны Вячеславовны, Чемезовой Оксаны Николаевны к Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Качканарская центральная городская больница» о признании недействительными результатов специальной оценки условий труда, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
в Качканарский городской суд поступило исковое заявление Верхоланцевой И.А., Колупаевой О.Г., Понамаревой Е.Л., Поповой Е.А., Севковской Т.В., Чемезовой О.Н. к Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Качканарская центральная городская больница» (далее – ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ») о признании недействительными результатов специальной оценки условий труда, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что истцы состоят в трудовых отношениях с ответчиком и работают в следующих должностях: Верхоланцева И.А. - с 10 сентября 2008 года медицинская сестра палатная акушерского отделения (гинекологические койки); Колупаева О.Г. – с 17 апреля 2012 года медицинская сестра палатная акушерского отделения (гинекологические койки); Севковская Т.В. – с 22 декабря 2004 года медицинская сестра палатная акушерского отделения (гинекологические койки); Чемезова О.Н. - с 01 марта 2014 года медицинская сестра палатная акушерского отделения (гинекологические койки); Понамарева Е.Л. - с 25 января 2015 года медицинская сестра палатная родового блока акушерского отделения; Попова Е.А. – с 01 августа 2013 года акушерка (родовой блок) акушерского отделения. В период с 18 по 20 декабря 2020 года истцы были ознакомлены с картами специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) их рабочих мест, в соответствии с которыми был установлен следующий подкласс условий труда по степени вредности:
Наименование карты СОУТ |
Итоговый подкласс условий труда |
Карта СОУТ № от ДД.ММ.ГГГГ медицинская сестра палатная родовой блок |
3.1. |
Карта СОУТ № от ДД.ММ.ГГГГ акушерка родовой блок |
3.1. |
Карта СОУТ № от ДД.ММ.ГГГГ медицинской сестры палатной гинекологические койки |
3.1. |
Истцы не согласны с результатами СОУТ их рабочих мест, считают, что СОУТ была проведена с нарушениями правил, установленных законом, и установленный по результатам подкласс условий труда 3.1. на рабочих местах истцов не соответствует действительной степени вредности, которая существует на рабочих местах. Из карт СОУТ рабочих мест истцов следует, что исследование (испытание) и измерение вредных и (или) опасных производственных факторов осуществлялось экспертной организацией не в полном объеме.
Истцы считают, что на рабочих местах экспертом не производилась оценка наличия или отсутствия таких вредных производственных факторов как химический, неионизирующие излучения, шум, параметры микроклимата и световой среды, напряженность трудового процесса. При том, что при проведении СОУТ в 2016 году указанные вредные производственные факторы на рабочих местах истцов (кроме шума) измерялись (устанавливались), то есть они присутствуют на рабочих местах истцов и в силу ст. 13 ФЗ «О специальной оценке условий труда» подлежали обязательному исследованию и измерению. Следовательно, вредные производственные факторы условий труда на рабочих местах истцов были исследованы (измерены) не в полном объеме, как установлено требованиями закона, результаты специальной оценки условий труда не могут быть признаны объективными и достоверными. Также истцы считают, что подкласс условий труда 3.1. по биологическому фактору является заниженным, не отражает реальные вредные факторы, с которыми истцы непосредственно контактируют при выполнении трудовых обязанностей. Согласно должностным инструкциям медицинской сестры палатной (родовой блок) акушерского отделения, медицинской сестры палатной акушерского отделения (гинекологические койки) и акушерки акушерского отделения (родовой блок), истцы при выполнении своих обязанностей постоянно контактируют со следующими биологическим факторами на своих рабочих местах: работа с кровью (роды, аборты, диагностические выскабливания, гинекологические процедуры, забор анализов, проведение внутривенных и внутримышечных инъекций, переливание компонентов крови), при этом пациентки могут быть и с гепатитом В, С, и с ВИЧ; работа с биологическими испражнениями (околоплодные воды, моча, кал), при этом пациентки могут быть с инфекциями, передающимися половым путем (вирусы гонореи, сифилиса, кандидоза, мочеполового трихомониаза); работа с пациентками с подтвержденным диагнозом COVID-19 в 2020 году. Согласно ч. 3 ст. 8 ФЗ-426 от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда» СОУТ проводится в соответствии с методикой её проведения. При проведении СОУТ рабочих мест истцов отнесение биологического фактора к определенной группе патогенности было произведено экспертом неверно, без учета реальных биологических факторов, с которыми они имеют контакт при исполнении должностных обязанностей. И как следствие, это повлияло на итоговую оценку условий труда истцов в части отнесения к подклассу вредных условий труда. Учитывая, что истцы контактируют с биологическими факторами, отнесёнными ко 2-ой группе патогенности, и соответственно к подклассу вредных условий труда 3.3, на основании абз.1 п. 92 Методики итоговый класс (подкласс) условий труда на их рабочих местах должен быть не ниже 3.3. Ответчику достоверно известны все вредные производственные факторы, присутствующие на рабочих местах истцов. Истцы Верхоланцева И.А., Колупаева О.Г., Понамарева Е.Л., Попова Е.А., Севковская Т.В. и Чемезова О.Н. просят суд признать незаконными результаты специальной оценки условий труда рабочих мест медицинской сестры палатной акушерского отделения, оформленные картой № 71 СОУТ от 23 октября 2020 года, медицинской сестры палатной акушерского отделения (родовой блок), оформленный картой № 68 СОУТ от 23 октября 2020 года, акушерки акушерского отделения (родовой блок), оформленные картой № 67 СОУТ от 23 октября 2020 года и взыскать с ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» в пользу каждого из истцов компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Определением Качканарского городского суда от 12 мая 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Центр безопасности труда» по инициативе ответчика.
В судебном заседании истец Понамарева Е.Л. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Истцы Верхоланцева И.А., Колупаева О.Г., Попова Е.А., Севковская Т.В. и Чемезова О.Н. в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства, избрали форму участия через представителя.
Представитель истцов – адвокат Гончарова Е.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала, в их обоснование пояснила, что о недействительности результатов специальной оценки условий труда, которая была окончена в декабре 2020 года, также свидетельствует заключение экспертизы, назначенной судом.Позиция истцов основана на том, что есть положения закона о специальной оценке условий труда, которые говорят о том, что есть определенный перечень вредных производственных факторов, которые в той или иной степени соответственно влияют на условия труда любого работника и соответственно задача работодателя в этой ситуации предоставить эксперту, проводящему СОУТ, не важно по какому договору, полную и достоверную информацию.Как подтвердило заключение экспертизы специалиста из Департамента по труду и занятости Свердловской области, не смотря на наличие в должностных инструкциях, инструкциях по охране труда указаний на то, что все истцы при непосредственном выполнении трудовых обязанностей сталкиваются с химическим фактором, он, как один из вредных производственных факторов, в принципе не был оценён экспертом, проводившим специальную оценку условий труда. Причиной этого является то, что об этом информация ему изначально не была передана со стороны работодателя. В обязательном порядке в отношении работников при проведении СОУТ оценивается напряженность трудового процесса, но эта информация тоже не была передана экспертам, в связи с чем они не проводили какие-либо замеры для ответа на вопрос об отнесении условий труда по этому критерию к тому или иному подклассу. Кроме того, они не согласны с вопросами оценки биологического фактора, то есть отнесение условий труда к подклассу 3.1. Ранее проводилась аттестация рабочих мест по этому фактору, в связи с чем условия труда были отнесены не к классу 3.1 по степени вредности, а к 3.3. Законодательство, которое относит те или иные вирусы, бактерии к той или иной группе патогенности, не изменилось на момент проведения аттестации. Работодатель по неизвестной причине посчитал, что медицинские сестры, акушерки, те, которые участвуют в принятии родов, оказывают затем медицинскую помощь новорожденным детям, не сталкиваются с такими вирусами, которые позволяют отнести условия труда к подклассу 3.3. Ответчиком предоставлена отчетность статистическая за три года: 2018, 2019, 2020 годы. В 2018 году поступали роженицы с гепатитом. В 2019 году гепатит присутствует и появляются еще ВИЧ инфицированные: как роженицы, так и новорожденные дети, это те пациенты, с которыми фактически работают, контактируют истцы. Если говорить про 2019 год, когда непосредственно проводилась специальная оценка условий труда, то тут еще и COVID-19, это есть в документах.На основании изложенного полагает, что необъективно оценены условия труда, подкласс по степени вредности существенно занижен, как следствие,истцы лишены тех компенсационных гарантий и выплат, на которые они имеют право при соответствующей вредности условий труда. То есть у них с 14 дней дополнительный отпуск уменьшен до 7 и даже потом был отменен. А по компенсационной выплате к заработной плате с 15% до 7% снижено, а у кого-то с 15% до 4%. Именно по этому истцами заявлено требование о компенсации морального вреда за реальное нарушение их трудовых прав, которое уже в течение 8 месяцев 2021 года длится. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ГАУЗ СО «Качканарская центральная городская больница» Журавлев С.А. в судебном заседании исковые требования не признал, в обоснование своей позиции пояснил, что СОУТ проводится на основании приказа Министерства труда и социальной защиты РФ №33 от 24 января 2014 года, приложение №2. Согласно сноске, химический фактор может быть идентифицирован как вредный или опасный только на рабочих местах при добыче, обогащении, химическом синтезе, использовании в технологическом процессе и (или) химическом анализе химических веществ и смесей, выделение химических веществ в ходе технологического процесса, а также при производстве веществ биологической природы. Возможно, оценку биологического фактора не сделали, поскольку на данных рабочих местах он просто не может быть идентифицирован согласно этой сноске как вредный или опасный. В связи с заключением эксперта ими направлено письмо в организацию, которая проводила СОУТ, так как по заключению экспертов были обнаружены недостатки. В связи с этим потребовали уменьшить цену либо безвозмездно устранить недостатки путем проведения внеплановой СОУТ на этих трех рабочих местах. Поступил ответ, что они готовы это сделать в период с 16 по 20 августа. В удовлетворении иска просит отказать.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Центр безопасности труда» в судебное заседание не явился, надлежаще и своевременно извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, возражений по существу иска не представил.
Учитывая надлежащее извещение не явившихся истцов и представителя третьего лица, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании положений ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца Понамареву Е.Л., представителя истцов Гончарову Е.Ю., представителя ответчика Журавлева С.А., исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Судом установлено, что 10 сентября 2008 года Верхоланцева И.А. принята на работу в МБУЗ «Качканарская центральная больница» на должность медсестры палатной акушерского отделения и работает в этой должности по настоящее время, что подтверждается копией трудовой книжки, заверенной работодателем (т. 1 л.д. 11-16).
С 01 января 2012 года МБУЗ «Качканарская центральная больница» преобразовано в ГБУЗ СО «Качканарская центральная городская больница». С 17 марта 2020 года ГБУЗ СО «Качканарская центральная городская больница» переименована в ГАУЗ СО «Качканарская центральная городская больница».
Колупаева О.Г., как следует из заверенной работодателем копии трудовой книжки (т. 1 л.д. 17-21), с 23 января 1995 года трудоустроена палатной медсестрой детского инфекционного отделения, 17 апреля 2012 года переведена медицинской сестрой палатной акушерского отделения, где и работает по настоящее время.
Согласно заверенной ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» копии трудовой книжки, Понамарева Е.Л. работает у ответчика с 04 апреля 2011 года, 25 января 2015 года переведена с должности медсестры физиологических палат на должность медицинской сестры палатной родового блока акушерского отделения (т. 1 л.д. 22-29).
Попова Е.А. 13 августа 2007 года принята в МБУЗ «Качканарская ЦГБ» на должность акушерки гинекологической консультации, 01 августа 2013 года переведена акушеркой (родовой блок) акушерского отделения (т. 1 л.д. 30-33).
Севковская Т.В. с 11 августа 2004 года была принята в МБУЗ «Качканарская ЦГБ» на должность акушерки, 22 декабря 2004 года переведена медсестрой палатной акушерского отделения (т. 1 л.д. 34-37).
Согласно трудовой книжке Чемезовой О.Н., она 30 июля 2009 года принята в МБУЗ «Качканарская ЦГБ» на должность медицинской сестры процедурного кабинета профилактики инфекционных заболеваний детской поликлиники, 01 марта 2014 года переведена на должность медицинской сестры палатной в акушерское отделение (т. 1 л.д. 38-41).
В соответствии с картой специальной оценки условий труда акушерки (родовой блок) № 67 от 23 октября 2020 года установлен класс условий труда по степени вредности факторов производственной среды и трудового процесса 3.1. по критерию биологического фактора (т. 1 л.д. 51-53). Попова Е.А. ознакомлена с данной картой 18 декабря 2020 года.
Согласно карте СОУТ медицинской сестры палатной (родовой блок) № 68 от 23 октября 2020 года установлен класс условий труда по степени вредности факторов производственной среды и трудового процесса 3.1. по критерию биологического фактора (т. 1 л.д. 54-56). Пономарева Е.Л. ознакомлена с данной картой СОУТ 21 декабря 2020 года.
Аналогичный класс условий труда по степени вредности факторов производственной среды и трудового процесса 3.1. по критерию биологического фактора установлен в карте СОУТ медицинской сестры палатной (гинекологические) № 71 от 23 октября 2020 года (т. 1 л.д. 57-59), с которой Верхоланцева И.А., Колупаева О.Г., Севковскася Т.В., Чемезова О.Н. ознакомлены 18 и 21 декабря 2020 года.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право на: рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации, каждый работник имеет право на: получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.
В соответствии с правовой позицией, приведенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 135-О от 07 февраля 2013 года, а также в решении Верховного Суда Российской Федерации по делу № АКПИ12-1570 от 14 февраля 2013 года, при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник независимо от того, поименована или нет его профессия, должность в каком-либо списке, имеет право на соответствующие компенсации в размерах не ниже установленных постановлением Правительства Российской Федерации № 870 от 20 ноября 2008 года.
Вместо аттестации рабочих мест с 01 января 2014 года на основании Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда» предусмотрено проведение специальной оценки условий труда.
Согласно п.п. 1,3 ст. 3 Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда»специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения ихфактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Ст. 14 Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда» установлено, что условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:
1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в части 6 настоящей статьи.
В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, снижение класса (подкласса) условий труда может осуществляться в соответствии с отраслевыми особенностями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Критерии классификации условий труда на рабочем месте устанавливаются предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона методикой проведения специальной оценки условий труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению.
Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности и представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, требования к составлению и содержанию которого установлены статьей 15 Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда».
Перечень случаев, в которых применяются результаты специальной оценки условий труда, установлены ст. 7 Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда». В данный перечень, в том числе, входит применение результатов СОУТ для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций (п. 6 ч. 1 ст. 7 названного Закона).
16 июня 2020 года главным врачом ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» издан приказ № 150-по проведении в период с 16 июня 2020 года специальной оценки условий труда на рабочих местах, указанных в приложении № 2, в том числе акушерки и медицинской сестры палатной акушерского отделения, родового блока, медицинской сестры палатной акушерского отделения, гинекологические койки, для чего создана соответствующая комиссия (т. 1 л.д. 107-112).
23 июля 2020 года между ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» и ООО «Центр безопасности труда» на основании протокола проведения итогов электронного аукциона от 10 июля 2020 года и Положения о закупках ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» заключен договор на оказание услуг № 126/10, предметом которого являлось проведение специальной оценки условий труда для нужд ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» (т. 3 л.д. 33-45). В соответствии с техническим заданием к данному договору в обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда, входило измерение таких факторов, как физический, химический, биологический, тяжесть трудового процесса, напряженность трудового процесса.
По результатам проведенной специальной оценки условий труда ООО «Центр безопасности труда» 04 декабря 2020 года составлен Отчет (т. 1 л.д. 113 – т. 2 л.д. 68), который утвержден приказом главного врача ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» от 04 декабря 2020 года (т. 1 л.д. 115).
Согласно картам специальной оценки условий труда № акушерки родового блока, № медицинской сестры палатной родового блока, № медицинской сестры палатной гинекологической от 23 октября 2020 года (т. 1 л.д. 84-86, 91-93, 98-100) установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 3.1 на основании биологического фактора. Тяжесть трудового процесса установлена по классу 1. Иные факторы не оценивались.
На основании определения Качканарского городского суда от 25 мая 2021 года по делу была назначена и проведена государственная экспертиза качества проведения специальной оценки условий труда рабочих мест акушерки родового блока, медицинской сестры палатной гинекологической, медицинской сестры палатной родового блока.
Согласно заключению Департамента по труду и занятости населения Свердловской области № 15/21 от 02 июля 2021 года (т. 3 л.д. 67-74) установлены следующие нарушения:
- в протоколах испытаний (измерений) не все данные об организации, проводящей специальную оценку условий труда, экспертах и других специалистах, проводивших исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, об испытательной лаборатории (центре) соответствуют сведениям, указанным в разделе I Отчета;
- нарушен подпункт 7 п. 3 Инструкции по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 года № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по её заполнению», поскольку перечисленные в заключении протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений биологического фактора подписаны экспертом ФИО12, сведения о котором отсутствуют в таблице 8 раздела I Отчета;
- в отношении всех перечисленных выше рабочих мест установлены нарушения ч.ч. 2, 3 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда», п.п. 3, 4 Методики, поскольку не идентифицирован химический фактор и по нему не осуществлялась специальная оценка условий труда.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Пунктами 1-3 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда» установлено, что под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона.
При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов должны учитываться:
1) производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;
2) результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
3) случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;
4) предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
5) результаты, полученные при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда (при наличии);
6) результаты, полученные при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Согласно п.п. 3, 4 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерацииот 24 января 2014 года№ 33н «Об утверждении методикипроведения специальной оценки условий труда, классификаторавредных и (или) опасных производственных факторов, формыотчета о проведении специальной оценки условий трудаи инструкции по ее заполнению», идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее - эксперт). Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда, формируемой в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года№ 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов осуществляется путем изучения представляемых работодателем:
технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;
технологической документации, характеристик технологического процесса;
должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работника;
проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
характеристик применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);
деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;
результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;
предложений работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);
результатов, полученных при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда (при наличии);
результатов, полученных при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Указанные в настоящем пункте документация и материалы предоставляются работодателем при их наличии.
Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов может также проводиться путем обследования рабочего места путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, а также путем опроса работника и (или) его непосредственных руководителей.
В п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ указано, что при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительностьрабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда» в целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат вредные и (или) опасные факторы трудового процесса, в том числе, напряженность трудового процесса - показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.Испытательная лаборатория (центр) проводит исследования (испытания) и измерения такого вредного и (или) опасного фактора как напряженность трудового процесса работников, трудовая функция которых: а) заключается в диспетчеризации производственных процессов, управлении транспортными средствами (длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в единицу времени, число производственных объектов одновременного наблюдения, нагрузка на слуховой анализатор, время активного наблюдения за ходом производственного процесса); б) заключается в обслуживании производственных процессов конвейерного типа (продолжительность выполнения единичной операции, число элементов (приемов), необходимых для реализации единичной операции); в) связана с длительной работой с оптическими приборами; г) связана с постоянной нагрузкой на голосовой аппарат (п. 23 ч. 3 ст. 13 Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года).
Исходя из имеющихся в материалах дела Отчета о специальной оценке условий труда и заключения эксперта, при проведении специальной оценки условий труда экспертом ООО «Центр безопасности труда» идентификация химического фактора на рабочих местах акушерки родового блока, медицинской сестры палатной гинекологической, медицинской сестры палатной родового блока не проводилась, требования ч.ч. 2, 3 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда», п.п. 3, 4 Методики проведения специальной оценки условий труда не соблюдены.
Вместе с тем, доводы стороны истцов о том, что экспертной организацией занижены показания биологического факта своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Как следует из протоколов проведения исследований (испытаний) и измерений биологического фактора 67-Б/3828/592-2020 (т. 1 л.д. 87), № 68-Б/3828/592-2020 (т. 1 л.д. 94), 71-Б/3828/592-2020 (т. 1 л.д. 102) от 11 сентября 2020 года, биологический фактор экспертами ООО «Центр безопасности труда» экспертами оценивался, установлено, что фактический уровень вредного фактора не соответствует гигиеническим нормативам, установлен класс (подкласс) условий труда 3.1.
В соответствии с п. 29 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года№ 33н отнесение условий к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) осуществляется независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) измерений в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность.
Таким образом, предоставленная работодателем информация о числе заболеваний у пациентов с 2018 по 2020 год (т. 1 л.д. 122-т. 2 л.д. 48) в данном случае не имеет определяющего значения при определении класса (подкласса) условий труда по биологическому фактору.
Однако установленные судом нарушения при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах истцов, не обеспечение работодателем проведения специальной оценки условий труда в полном соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» являются достаточными для удовлетворения исковых требований о признании недействительными результаты проведенной специальной оценки условий труда рабочих мест акушерки родового блока, медицинской сестры палатной гинекологической, медицинской сестры палатной родового блока ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ», оформленные картами №, № от 23 октября 2020 года.
Право работников обжаловать результаты специальной оценки условий труда предусмотрено ст. ст. 5, 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Принимая во внимание, что нарушение прав работников со стороны ГАУЗ СО «Качканарская ЦГБ» судом установлено, с учетом разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу каждого из истцов в счет компенсации морального вреда 5 000 рублей.
Согласно ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Исковые требования истцовподлежат удовлетворению.
С учетом положений ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход местного бюджета должна быть взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
иск Верхоланцевой Ирины Анатольевны, Колупаевой Ольги Гарифовны, Понамаревой Елены Леонидовны, Поповой Елены Александровны, Севковской Татьяны Вячеславовны, Чемезовой Оксаны Николаевны к Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Качканарская центральная городская больница» о признании недействительными результатов специальной оценки условий труда, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.
Признать результаты специальной оценки условий труда рабочих мест медицинской сестры палатной акушерского отделения, оформленные картой № СОУТ от 23 октября 2020 года, медицинской сестры палатной акушерского отделения (родовой блок), оформленный картой № СОУТ от 23 октября 2020 года, акушерки акушерского отделения (родовой блок), оформленные картой № СОУТ от 23 октября 2020 года, недействительными.
Взыскать с Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области «Качканарская центральная городская больница» в пользу Верхоланцевой Ирины Анатольевны компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
Взыскать с Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области «Качканарская центральная городская больница» в пользу Колупаевой Ольги Гарифовны компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
Взыскать с Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области «Качканарская центральная городская больница» в пользу Понамаревой Елены Леонидовны компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
Взыскать с Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области «Качканарская центральная городская больница» в пользу Поповой Елены Александровны компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
Взыскать с Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области «Качканарская центральная городская больница» в пользу Севковской Татьяны Вячеславовны компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
Взыскать с Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области «Качканарская центральная городская больница» в пользу Чемезовой Оксаны Николаевны компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
Взыскать с Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области «Качканарская центральная городская больница» в доход бюджета Качканарского городского округа Свердловской области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Качканарский городской суд.
Судья О.А. Закирова