Дело № 2-1842/2022
24RS0041-01-2021-008053-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября 2022 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего: судьи Киселевой Е. Ю.
при секретаре: Горнакове А.Ю.
рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела по иску А3 к ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Рябинин Е.Б. обратился в суд с иском к ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб., судебных расходов.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в октябре 2020 года Рябинин Е.Б. обратился в ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска с целью подачи заявления. При входе в здание, в котором расположена ИФНС, охранник сообщил о необходимости надеть маску, в связи с отсутствием маски, сотрудник ИФНС предложила одеть маску из неизвестного ему материала, не относящуюся к средствам индивидуальной защиты, несоответствующую установленным действующим законодательством требованиям. Поскольку сотрудниками ИФНС не было принято заявление, Рябинин Е.Б. обратился в ИФНС путем подачи заявления через почтовый ящик для приема входящей корреспонденции, установленный в здании ИФНС. Полагает действия сотрудников ИФНС нарушающими его законные права и интересы, кроме того, неправомерными действиями сотрудников ИФНС ему причинен моральный вред. В связи с чем, просит признать действия ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска незаконными, взыскать с ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., расходы по оплате юридических услуг 32 320 руб., расходы по оплате государственной пошлины 300 руб.
Истец Рябинин Е.Б., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах не явки суд не уведомил, его представитель Фурманов В.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по обстоятельствам указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска Гоппее М.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Исходя из буквального толкования вышеназванной нормы, следует, что для наступления гражданско-правовой ответственности необходимо установить наличие таких условий как наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя первыми элементами и вину причинителя вреда.
Отсутствие хотя бы одного из вышеуказанных условий приводит к невозможности привлечения к гражданско-правовой ответственности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 05 октября 2020 года Рябинин Е.Б. находился в общественном месте в ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска с целью подачи заявления. В связи с отсутствием у Рябинина Е.Б. средств индивидуальной защиты органов дыхания, (лицевые маски одноразового использования, медицинские маски, ватно-марлевые маски, респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия) и отказом воспользоваться предложенным средством индивидуальной защиты (маской), сотрудниками было предложено Рябинину Е.Б. обратиться в ИФНС путем подачи заявления через бокс для приема входящей корреспонденции установленный в здании ИФНС.
05.10.2022 г. Рябинин Е.Б. обратился в ИФНС путем подачи заявления через бокс для приема входящей корреспонденции.
08.10.2020года, на заявление Рябинина Е.Б. от 05.10.2020 г. о предоставлении сведений о закрытых и открытых счетах на его имя, 10.10.2017 г. ИФНС России по Октябрьскому району г.Красноярска дан ответ, об оставлении запроса без исполнения, в связи с недостаточностью представленных в запросе сведений для однозначной идентификации налогоплательщика, ответ направлен по месту жительства Рябинина Е.Б., указанный им в заявлении.
Истец считает, что указанные действия сотрудников ИФНС, выразившиеся в понуждении Рябинина Е.Б. надеть средства индивидуальной защиты и в предоставлении средств индивидуальной защиты не соответствующих установленным законодательством требованиям, являются незаконными.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона №68-ФЗ от 21.12.1994 (в редакции от 01.04.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно настоящему Федеральному закону Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417, они предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учётом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы её возникновения могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с подпунктами «а», «б», «д» пункта 3 Правил поведения обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 417, граждане обязаны:
-п.п. «а» п. 3 соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
Согласно подпунктам «а», «в», «г» пункта 4 Правил поведения обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 417 гражданам запрещается:
-п.п. «в» п. 4 осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью;
-п.п. «г» п. 4 осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
В соответствии с положениями п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020г. № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъеме заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
В силу п.п. «б» п.п. 1 п. 1 Указа Губернатора Красноярского края № 73-ут от 31.03.2020 г. «Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярское края» до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Красноярского края использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (лицевые маски одноразового использования, медицинские маски, ватно-марлевые маски, респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия) при нахождении в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте (включая такси), на остановочных пунктах, парковках, в лифтах, а также при посещении организаций, деятельность которых не приостановлена в соответствии с федеральными и краевыми правовыми актами, направленными на предупреждение распространения коронавирусной инфекции.
Невыполнение указанных требований, создает угрозу как собственной безопасности, жизни и здоровью: так и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции, поскольку высока вероятность заражения этим лицом коронавирусной инфекцией в период нахождения вне места самоизоляции, а течение болезни может быть бессимптомным, в связи с чем лицо, покинувшее место самоизоляции само того не осознавая может способствовать распространению инфекции среди ранее незараженных граждан.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1. Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Красноярского края от 16.03.2020 № 152-п (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского край http://publication.pravo.gov.ru - 20.03.2020) на территории Красноярского края с 16.03.2020 введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края.
В связи с предупреждением распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и в целях принятия необходимых организационно-распорядительных мер по системе налоговых органов, приказом начальника ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска № ВС-2.1-19\006 от 19.03.2020 г. о неотложных мерах по предупреждению распространения короновирусной инфекции (COVID-19) создан в ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска создан оперативный штаб по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, а также утвержден план неотложных мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 …
Согласно уведомлению об организации личного приема налогоплательщиками начальникам инспекции необходимо обеспечить использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и перчаток всеми сотрудниками, осуществляющими личный прием налогоплательщиков, а также налогоплательщиками.
В соответствии с планом неотложных мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска при входе в здание Инспекции размещен бокс для приема входящей корреспонденции для последующей регистрации указанных документов.
Таким образом, представленные доказательства свидетельствуют о том, что сотрудники ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска действовали в соответствии с правилами поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, что не относится к случаям, предусмотренным ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, а именно находился в общественном месте в магазине «Булошная», расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Высотная, д. 13а/1, без средств индивидуальной защиты органов дыхания, (лицевые маски одноразового использования, медицинские маски без средств индивидуальной защиты органов дыхания, что свидетельствует о нарушении п.п. «б» п. п. 1 п. 1 Указа губернатора Красноярского края № 73-уг от 31.03.2020 года «Об ограничениях посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края».
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, проанализировав возражения и доводы участвующих в деле лиц и исходя из конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку сотрудники ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска, действовали в соответствии с правилами поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Не соответствии предложенного средства индивидуальной защиты установленным законодательством требованиям, является личным субъективным мнением истца, а потому не может быть проверено на предмет соответствия действительности, в связи с чем, исключается возможность возложения на ответчика ответственности в порядке ст. 151 ГК РФ.
Поскольку требования о компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов являются производными от требований о признании действий ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска незаконными, в удовлетворении которых истцу отказано, то данные требования о компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов также не подлежат удовлетворении.
Причинно-следственная связь между ухудшением состояния здоровья Прозорова С.П. и действиями ответчика не установлена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований А9 к ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб., судебных расходов -отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Копия верна.
Председательствующий: Е. Ю. Киселева
Решение в окончательной форме изготовлено 18.10.2022