Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1052/2017 ~ М-856/2017 от 26.05.2017

                                                                                               Дело № 2-1052/2017 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новокубанск                                                                                     25.07.2017 г.

Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи                            Оврах В.Е.,

при секретаре              Сильчевй О.Г.,

с участием помощника прокурора Новокубанского района Посевина Р.В., представителя ответчика администрации муниципального образования Новокубанский район по доверенности Ситниковой М.В., ответчика Скуридиной Н.А.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Новокубанский район к администрации муниципального образования Новокубанский район и Скуридиной Н. А. о признании договора аренды земельного участка недействительным,

        УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Новокубанский район обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Новокубанский район, Скуридиной Н. А. в котором просит признать недействительной (ничтожной) сделку – договор № . . . земельного участка, площадью 1000 кв. м., с кадастровым номером № . . ., расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, <адрес>, на расстоянии 53 метров на юго-восток от здания МОУСОШ № 8 по <адрес>, заключенный 27.02.2015 года между администрацией муниципального образования Новокубанский район и Скуридиной Н. А., погасить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве аренды Скуридиной Н. А. на земельный участок площадью 1000 кв. м., с кадастровым номером № . . ., расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, <адрес>, на расстоянии 53 метров на юго-восток от здания МОУСОШ № 8 по <адрес>, а также обязать Скуридину Н. А. освободить и передать администрации муниципального образования Новокубанский район по акту приема-передачи земельный участок площадью 1000 кв. м., с кадастровым номером № . . . расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, <адрес>, на расстоянии 53 метров на юго-восток от здания МОУСОШ № 8 по <адрес>, указав, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки выявлена сделка, заключенная между администрацией муниципального образования Новокубанский район и Скуридиной Н.А., которая является ничтожной по следующим основаниям.

Так, 27.02.2015 г. между администрацией муниципального образования Новокубанский район и Скуридиной Н.А. заключен договор № . . . аренды земельного участка с кадастровым номером № . . ., площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, <адрес>, на расстоянии 53 метров на юго-восток от здания МОУСОШ №8 по <адрес>, предназначенного для размещения стоянки легковых и грузовых автомобилей открытого и закрытого типа.

Основанием для заключения данного договора явилось то, что администрацией муниципального образования Новокубанский район в ходе рассмотрения заявления Скуридиной Н.А о предоставлении ей в аренду указанного земельного участка произведена публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка в печатном издании «Муниципальный вестник № 151» издание официальных документов органов местного самоуправления, приложение к газете «Свет маяков» от 22.11.2014 г. № 141 (11496). По результатам данной публикации иных лиц желающих получить данный участок в аренду кроме Скуридиной Н.А. не нашлось.

Между тем, порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством до 01.03.2015 г. регулировался ст. 34 Земельного кодекса РФ.

Из содержания ст. 34 Земельного кодекса РФ следует, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

Таким образом, ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ устанавливала обязанность органов местного самоуправления осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, предоставлять земли на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур по их предоставлению. Из содержания данных норм также следует, что органы местного самоуправления обязаны подготовить и заблаговременно опубликовать в печатных средствах массовой информации сведения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.12.2002 г. № 1369 утвержден Перечень средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений.

Согласно данному Перечню по Новокубанскому району утверждено одно средство массовой информации (газета) «Свет Маяков». Тираж данной газеты составляет более 4 тысяч экземпляров, издание имеется в розничной продаже.

Вместе с тем, сообщение о предоставлении гражданам земельного участка расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, <адрес>, на расстоянии 53 метров на юго-восток от здания МОУСОШ № 8 по <адрес>, размещено администрацией муниципального образования Новокубанский район в целях его предоставления в аренду в издании «Муниципальный вестник № 151» издание официальных документов органов местного самоуправления, приложение к газете «Свет маяков» от 22.11.2014 г. № 141 (11496), исключающей возможность ознакомления с данным сообщением широкого круга потенциальных участников торгов.

При этом, издание Муниципальный вестник № 151» издание официальных документов органов местного самоуправления, приложение к газете «Свет маяков» от 22.11.2014 г. № 141 (11496) выпускалось отдельным от газеты «Свет маяков» от 22.11.2014 г. № 141 (11496), тиражом в количестве 430 экземпляров, что значительно меньше тиража основной газеты 4976 экземпляров.

Подписчики и покупатели газеты не имели возможности ознакомиться с приложением к ней, поскольку в свободной продаже приложение отсутствовало, приложение после выпуска в свет передавалось непосредственно заказчику (администрации муниципального района).

Совокупность приведенных обстоятельств подтверждает, что администрацией муниципального образования Новокубанский район вопреки требований ст. 34 Земельного кодекса РФ сообщение о предоставлении гражданам в аренду земельного участка расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, <адрес>, на расстоянии 53 метров на юго-восток от здания МОУСОШ № 8 по <адрес>, сделано в порядке и способом, не соответствующем цели такой публикации, заведомо не позволяющем обеспечить доступность для широкого круга общественности сведений о предоставлении земельного участка в аренду.

Изложенные обстоятельства нарушают интересы неопределенного круга лиц, способных приобрести права на земельные участки в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, в конкурентных условиях.

Из анализа изложенного следует, что администрацией муниципального образования Новокубанский район незаконно предоставлен Скуридиной Н.А. указанный земельный участок.

Незаконным предоставлением анализируемого земельного участка Скуридиной Н.А. нарушаются права публичного собственника на использование земельных участков в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе заинтересованного в привлечении к участию в торгах в целях установления более высокой арендной платы как можно большего количества участников.

В соответствии с ч. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно ст. 167 Гражданского кодекса РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В силу с ч. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в связи с чем прокурор вынужден обратиться с иском в суд.

В судебном заседании помощник прокурора Новокубанского района Посевин Р.В. иск прокурора Новокубанского района поддержал.

В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования Новокубанский район по доверенности Ситникова М.В. иск не признала.

В судебном заседании ответчик Скуридина Н.А. иск не признала.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает необходимым иск удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Согласно п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В соответствии с п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В судебном заседании установлено, что 27.02.2015 г. между администрацией муниципального образования Новокубанский район и Скуридиной Н.А. заключен договор № . . . аренды земельного участка с кадастровым номером № . . ., площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, <адрес>, на расстоянии 53 метров на юго-восток от здания МОУСОШ №8 по <адрес>, предназначенного для размещения стоянки легковых и грузовых автомобилей открытого и закрытого типа.

Основанием для заключения данного договора явилось то, что администрацией муниципального образования Новокубанский район в ходе рассмотрения заявления Скуридиной Н.А о предоставлении ей в аренду указанного земельного участка произведена публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка в печатном издании «Муниципальный вестник № 151» издание официальных документов органов местного самоуправления, приложение к газете «Свет маяков» от 22.11.2014 г. № 141 (11496). По результатам данной публикации иных лиц желающих получить данный участок в аренду кроме Скуридиной Н.А. не нашлось.

Между тем, порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством до 01.03.2015 г. регулировался ст. 34 Земельного кодекса РФ.

Из содержания ст. 34 Земельного кодекса РФ следует, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

Таким образом, ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ устанавливала обязанность органов местного самоуправления осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, предоставлять земли на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур по их предоставлению. Из содержания данных норм также следует, что органы местного самоуправления обязаны подготовить и заблаговременно опубликовать в печатных средствах массовой информации сведения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.12.2002 г. № 1369 утвержден Перечень средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений.

Согласно данному Перечню по Новокубанскому району утверждено одно средство массовой информации (газета) «Свет Маяков». Тираж данной газеты составляет более 4 тысяч экземпляров, издание имеется в розничной продаже.

Вместе с тем, сообщение о предоставлении гражданам земельного участка расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, п. Прикубанский, на расстоянии 53 метров на юго-восток от здания МОУСОШ № . . . по <адрес>, размещено администрацией муниципального образования Новокубанский район в целях его предоставления в аренду в издании «Муниципальный вестник № 151» издание официальных документов органов местного самоуправления, приложение к газете «Свет маяков» от 22.11.2014 г. № 141 (11496), исключающей возможность ознакомления с данным сообщением широкого круга потенциальных участников торгов.

При этом, издание Муниципальный вестник № 151» издание официальных документов органов местного самоуправления, приложение к газете «Свет маяков» от 22.11.2014 г. № 141 (11496) выпускалось отдельным от газеты «Свет маяков» от 22.11.2014 г. № 141 (11496), тиражом в количестве 430 экземпляров, что значительно меньше тиража основной газеты 4976 экземпляров.

Подписчики и покупатели газеты не имели возможности ознакомиться с приложением к ней, поскольку в свободной продаже приложение отсутствовало, приложение после выпуска в свет передавалось непосредственно заказчику (администрации муниципального района).

Совокупность приведенных обстоятельств подтверждает, что администрацией муниципального образования Новокубанский район вопреки требований ст. 34 Земельного кодекса РФ сообщение о предоставлении гражданам в аренду земельного участка расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прикубанское сельское поселение, <адрес>, на расстоянии 53 метров на юго-восток от здания МОУСОШ № 8 по <адрес>, сделано в порядке и способом, не соответствующем цели такой публикации, заведомо не позволяющем обеспечить доступность для широкого круга общественности сведений о предоставлении земельного участка в аренду.

Изложенные обстоятельства нарушают интересы неопределенного круга лиц, способных приобрести права на земельные участки в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, в конкурентных условиях.

Из анализа изложенного следует, что администрацией муниципального образования Новокубанский район незаконно предоставлен Скуридиной Н.А. указанный земельный участок.

Незаконным предоставлением анализируемого земельного участка Скуридиной Н.А. нарушаются права публичного собственника на использование земельных участков в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе заинтересованного в привлечении к участию в торгах в целях установления более высокой арендной платы как можно большего количества участников, в связи с чем иск прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ № № . . . ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 1000 ░░. ░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № . . ., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░ 53 ░░░░░░ ░░ ░░░-░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 8 ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ 27.02.2015 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░..

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1000 ░░. ░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № . . ., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░ 53 ░░░░░░ ░░ ░░░-░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 8 ░░ <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1000 ░░. ░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № . . ., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░ 53 ░░░░░░ ░░ ░░░-░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 8 ░░ <░░░░░>.

░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 30.05.2017 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № . . ., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░ 53 ░░░░░░ ░░ ░░░-░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 8 ░░ <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░                                                                            ░░░░░ ░.░.

2-1052/2017 ~ М-856/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Новокубанского районного суда
Ответчики
администрация МО Новокубанский район
Скуридина Наталья Александровна
Другие
Росреестр
Суд
Новокубанский районный суд Краснодарского края
Судья
Оврах Владимир Евгеньевич
Дело на сайте суда
novokubansk--krd.sudrf.ru
26.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.05.2017Передача материалов судье
30.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2017Судебное заседание
28.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее