УИД 63RS0028-01-2019-001200-84
гр. дело №2-1026/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Сергиевск 11 декабря 2019 года
Сергиевский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Тюленева В.А.,
при секретаре Петряниной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1026/2019 по иску администрации сельского поселения Сергиевск муниципального района Сергиевский Самарской области к администрации муниципального района Сергиевский Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Самарской области о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
у с т а н о в и л:
Администрация сельского поселения Сергиевск муниципального района Сергиевский Самарской области обратилась в суд с указанным иском о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – сооружение, назначение объекта: гидротехническое сооружение пруда на <адрес>, протяженностью 359 м., год завершения строительства – 1989, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №.
В обоснование заявленных требований указала, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" объект недвижимого имущества - сооружение, назначение объекта: гидротехническое сооружение пруда на <адрес>, протяженностью 359 м., год завершения строительства - 1989, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый № был поставлен на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Принятие указанного объекта на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества подтверждается Уведомлением Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 24.07.2018 г., номер записи о принятии на №. Согласно выписке Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района Сергиевский № КУМИ/648 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вышеуказанный объект недвижимого имущества муниципальной собственностью муниципального района Сергиевский Самарской области и поселения муниципального района Сергиевский не является, в реестре муниципальной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не числится. Согласно справке ГУП СО «Центр технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных правах на объект: гидротехническое сооружение пруда на <адрес>, протяженностью 359 м., назначение: иное сооружение, год постройки 1989, расположенное по адресу: <адрес>, отсутствуют. В течение года с момента постановки на учет вышеуказанного объекта недвижимого имущества как бесхозяйного никто свои права на данный объект не заявлял, что соответствует требованиям статьи 225 ГК РФ.
Представитель истца администрации сельского поселения Сергиевск муниципального района Сергиевский Самарской области, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представив заявление, в котором просит рассмотреть дело без ее участия, и указывает, что иск поддерживает и просит его удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального района Сергиевский Самарской области, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представив отзыв, в котором просит рассмотреть дело без ее участия, и указывает, что администрация против удовлетворения иска не возражает.
Представители ответчиков Министерства имущественных отношений Самарской области, Территориального агентства по управлению государственным имуществом Самарской области, а также представители третьих лиц - Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, не сообщили суду о причинах неявки, о рассмотрении дела без их участия не просили.
В связи с изложенным, суд в силу ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотрение дела в отсутствие истца, ответчиков и третьих лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения представляют собой плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
Из технического плана сооружения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорный объект недвижимости представляет собой иное сооружение (гидротехническое сооружение пруда на <адрес>), протяженностью 359 м., год завершения строительства – 1989.
Согласно ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество) относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению не возможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Таким образом, гидротехническое сооружение относится к недвижимым вещам, на которые распространяются положения ст.225 ГК РФ.Согласно ч.1, 3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 г. N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, пунктом 2 которого установлено, что принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Согласно п. 3 указанного Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Согласно абз. 1 п. 5 указанного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В силу п. 10, 11 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с ч. 7 ст. 7 Закона. После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества в срок и в порядке, установленные ч.5 ст. 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 10.01.1996 года №4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно ч.2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ гидротехническое сооружение пруда на <адрес> принято на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества, №-У от ДД.ММ.ГГГГ, доля в праве не установлена.
Из информации комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района Сергиевский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что гидротехническое сооружение пруда на <адрес>, протяженностью 358 м., год постройки 1989, расположенное по адресу: <адрес> в реестре муниципального имущества муниципального района Сергиевский Самарской области и поселений муниципального района Сергиевский Самарской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не числится.
В соответствии со справкой ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации» сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанное гидротехническое сооружение отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленный объект относится к объектам недвижимого имущества, как состоящий на учете в ЕГРН и является бесхозяйным, право собственности на него, равно как и ограничений права, правопритязаний, или иных заявленных прав требований не зарегистрировано, в реестре муниципального имущества не числится, какие-либо иные собственники на указанное недвижимое имущество отсутствуют, что подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах исковые требования администрации сельского поселения Сергиевск муниципального района Сергиевский Самарской области о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - гидротехническое сооружение пруда на <адрес> подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск администрации сельского поселения Сергиевск муниципального района Сергиевский Самарской области удовлетворить.
Признать за сельским поселением Сергиевск администрации муниципального района Сергиевский право собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – сооружение, назначение объекта: гидротехническое сооружение на <адрес>, протяженностью 359 м., год завершения строительства – 1989, расположенное по адресу: Российская <адрес>, кадастровый №.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сергиевский районный суд Самарской области.
Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2019 года.
Председательствующий В.А. Тюленев