Дело № 2а-9/2019
Р Е Ш Е НИ Е
Именем Российской Федерации
гор. Костомукша 17 января 2019 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре И.П. Шапковой,
с участием представителя административного истца - Межрайонной ИФНС России № 1 по РК Ростова А.В., действующего на основании доверенности (копия в деле), административного ответчика Шилова К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Карелия к Шилову Константину Сергеевичу о взыскании недоимки по налогам и пени,
у с т а н о в и л:
24 октября 2018 года Межрайонная ИФНС России № 1 по РК в порядке ст. 286 КАС РФ обратилась в суд с названным административным иском к Шилову К.С., мотивируя требования тем, что административный ответчик является плательщиком земельного налога за 2016 год, так как за ним зарегистрированы земельные участки и иные объекты налогообложения. В связи с несвоевременной уплатой земельного налога, транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы административному ответчику были начислены пени в размере 17772 рублей 27 копеек, 1222 рублей 28 копеек и 00 рублей 79 копеек, соответственно. В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № от 09 сентября 2017 года о необходимости уплаты земельного налога за 2016 год и пени за несвоевременную уплату транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы. В срок, установленный законодательством, оплата земельного налога и пени от налогоплательщика не поступила. В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога и пени в соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ по адресу места жительства Шилова К.С. были направлены требования № от 18 декабря 2017 года и № от 09 ноября 2017 года об уплате земельного налога и пени. 16 апреля 2018 года Межрайонная ИФНС России № по РК обратилась к мировому судье судебного участка № гор. Костомукша РК с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с должника образовавшейся задолженности. 20 апреля 2018 года вынесен судебный приказ № о взыскании указанной недоимки по земельному налогу и пени. Определением мирового судьи от 24 апреля 2018 года судебный приказ отменен, в связи с поступившими от должника возражениями. Срок подачи административного искового заявления в суд не истек. Межрайонная ИФНС России № по РК просит суд взыскать с Шилова К.С. задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере 106977 рублей 76 копеек, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 17772 рублей 27 копеек, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015, 2016 годы в сумме 1222 рублей 28 копеек, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в сумме 00 рублей 79 копеек, а всего на общую сумму 125973 рублей 10 копеек.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФС России № 1 по РК Ростов А.В. уточнил исковые требования. Просил суд взыскать с административного ответчика задолженность по земельному налогу за 2016 год в сумме 44311 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 4823 рублей 84 копеек, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 800 рублей 57 копеек, а всего на общую сумму 49935 рублей 41 копейку.
Административный ответчик Шилов К.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, утверждая, что земельный налог за 2016 год в заявленной сумме им был уплачен в марте 2018 года. Расчет транспортного налога и пени ему не ясны и не понятны, от какой суммы неуплаченного налога вычислен.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Земельный налог относится к местным налогам и сборам (ст. 15 НК РФ).
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, в том числе на праве собственности.
На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Из ст. 390 НК РФ следует, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 указанного Кодекса. Кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.ст. 69, 70 НК РФ.
Из ч. 1 ст. 75 НК РФ следует, что в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени.
Пунктами 3 - 5 ст. 75 НК РФ определено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как следует из материалов дела, Шилов К.С. является собственником земельных участков:
- с кадастровым №, расположен по адресу: <адрес>, <данные изъяты>
- с кадастровым №, расположен по адресу: <адрес>, <данные изъяты>
- с кадастровым №, расположен по адресу: <адрес>, <данные изъяты>
- с кадастровым №, расположен по адресу: <адрес>, <данные изъяты>
- с кадастровым №, расположен по адресу: <адрес>, <данные изъяты>
- с кадастровым №, расположен по адресу: <адрес>, <данные изъяты>
- с кадастровым №, расположен по адресу: <адрес>, <данные изъяты>
Сумма земельного налога за 2016 год составляет:
- по земельному участку с кадастровым № № рубля (стоимость земельного участка)х1(доля в праве)х1,5%(ставка)/12(количество месяцев в году)х12(количество месяцев владения)=115488 рублей;
- по земельному участку с кадастровым № рублей (стоимость земельного участка)х1(доля в праве)х1,5%(ставка)/12(количество месяцев в году)х12(количество месяцев владения)=35312 рублей;
- по земельному участку с кадастровым № рубль (стоимость земельного участка)х1(доля в праве)х1,5%(ставка)/12(количество месяцев в году)х12(количество месяцев владения)=44311 рублей;
- по земельному участку с кадастровым № рублей (стоимость земельного участка)х1/2(доля в праве)х1,5%(ставка)/12(количество месяцев в году)х12(количество месяцев владения)= 13537 рублей;
- по земельному участку с кадастровым № рубля (стоимость земельного участка)х1(доля в праве)х0,2%(ставка)/12(количество месяцев в году)х12(количество месяцев владения)= 05 рублей;
- по земельному участку с кадастровым № рублей (стоимость земельного участка)х1(доля в праве)х0,2%(ставка)/12(количество месяцев в году)х08(количество месяцев владения)= 667 рублей;
- по земельному участку с кадастровым № рублей (стоимость земельного участка)х1(доля в праве)х0,2%(ставка)/12(количество месяцев в году)х06(количество месяцев владения)= 02 рубля.
Сумма земельного налога за 2016 год, с учетом уточнений, составляет 44311 рублей.
В соответствии со ст. 75 НК РФ административному ответчику начислены пени, с учетом уточненных требований, в сумме 4823 рублей 84 копеек.
В адрес административного ответчика направлялись требования № от 18 декабря 2017 года и № от 09 ноября 2017 года об уплате задолженности, в том числе, по земельному налогу за 2016 год, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015, 2016 годы, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, взыскание производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В силу абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
20 апреля 2018 года вынесен судебный приказ № о взыскании указанной недоимки по земельному налогу и пени.
Определением мирового судьи от 24 апреля 2018 года судебный приказ отменен, в связи с поступившими от должника возражениями.
С административным иском Межрайонная ИФНС России № 1 по РК обратилась в суд 24 октября 2018 года, то есть в течение шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа.
В связи с этим, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании налога не пропущен.
Вместе с тем, из пояснений административного ответчика, представленной копии чека-ордера № от 23 марта 2018 года и представленных Межрайонной ИФНС России № 1 по РК сведений, следует, что Шилов К.С. уплатил недоимку по земельному налогу за 2016 год в сумме 44311 рублей. Таким образом, на момент подачи административного иска в суд задолженность отсутствовала.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований об удовлетворении исковых требований в данной части.
Согласно требованиям п. 5 ч. 1 ст. 287 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию.
Частью 2 ст. 287 КАС РФ установлено, что к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 288 КАС РФ).
В нарушение вышеуказанных положений КАС РФ, административным истцом не представлен обоснованный расчет пени за несвоевременную уплату земельного налога на сумму 4823 рублей 84 копеек и расчет пени за несвоевременную уплату транспортного налога на сумму 800 рублей 57 копеек, также как и не представлено надлежащих доказательств обоснованности начисления пени по указанным налогам.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований в части взыскания пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 4823 рублей 84 копеек, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 800 рублей 57 копеек также необходимо отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Карелия отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья подпись Е.С. Бехтерев
Резолютивная часть решения оглашена 17 января 2019 года.
Мотивированное решение в порядке ст. 177 КАС РФ
изготовлено 22 января 2019 года.
Копия верна: судья Е.С. Бехтерев
М.П.