2а-6030/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 декабря 2019 года Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.
при секретаре Бахтиной Н.С.,
с участием административного истца Кухаренко И.В.,
представителей административного истца – адвоката Шармазарян С.Х., действующей на основании ордера,
представителя заинтересованного лица - Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области Воротынцева И.В. действующего на основании доверенности от 15.01.2019 г. и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Кухаренко Игоря Владимировича к Министерству культуры Российской Федерации о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Кухаренко И.В. обратился в суд с иском к Министерству культуры Российской Федерации, в котором с учетом уточнения требований просил: признать бездействие Министерства культуры Российской Федерации по не направлению Приказа № 1690 от 06.10.2017г. "О включении выявленного объекта культурного наследия "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района", эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (Воронежская область, Новоусманский район, на низменном левом берегу р. Усманка, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от дома № 121 по ул. Центральная в п. Луч и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории", а также сведений, содержащих графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости,в орган регистрации незаконным; обязать Министерство культуры Российской Федерации в 15-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу направить в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области Приказ № 1690 от 06.10.2017г. "О включении выявленного объекта культурного наследия "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района", эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (Воронежская область, Новоусманский район, на низменном левом берегу р. Усманка, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от дома № 121поул.Центральная в п. Луч и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории", а также сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в объеме сведений, предусмотренных частями 1-4, частью 6 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в установленной пунктом 18.1 статьи 32 Федерального закона ФЗ-218 от 13.07.2015 г. электронной форме с использованием XML-файла.
В обоснование административного иска указав, что административный истец является собственником земельных участков, расположенных по ул. Речная, ул. Корабельная, ул. Озерная с. Подклетное Новоусманского района Воронежской области, общей площадью 301 603,0 кв.м., относящихся к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - «для индивидуального жилищного строительства».
27.07.2016 года Управлением по охране объектов культурного наследия Воронежской области издан Приказ №71-01-07/151 «Об утверждении границ территории выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Безбожник Новоусманского района», в приложении к которому приведено текстовое описание границ территории выявленного объекта культурного наследия (пункт 1), схема границ территории выявленного объекта культурного наследия (пункт 2), координаты поворотных точек границ территории выявленного объекта культурного наследия (пункт 3), а также режим использования территории выявленного объекта культурного наследия (пункт 4).
06.10.2017 г. Приказом Министерства культуры Российской Федерации № 1690 "О включении выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района», эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (Воронежская область, Новоусманский район, на низменном левом берегу р. Усманка, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от дома № 121 по ул. Центральная в п. Луч и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории" (далее по тексту - Приказ № 1690) выявленный объект культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения (объект археологического наследия) и утверждены его границы.
В связи с изданием Приказа № 1690, 03.11.2017г. Приказом Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области № 71-01-07/237 Приказ №71-01-07/151 от «Об утверждении границ территории выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Безбожник Новоусманского района» признан утратившим силу, из перечня выявленных объектов культурного наследия исключён объект «Курганная группа 1 у пос. Безбожник Новоусманского района».
Из схемы (карты) с нанесением границ территории объекта культурного наследия усматривается, что в пределах утвержденных границ территории выявленного объекта культурного наследия находятся земельные участки, принадлежащие административному истцу на праве собственности.
Ссылаясь на нормы Федерального закона от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры» народов Российской Федерации», Федерального закона от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости», административный истец указывает на то, что до настоящего времени приказ №1690, а также сведения, содержащие графическое описание месторасположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 2 у пос. Луч Новоусманского района» не внесены в ЕГРН.
По мнению административного истца, ответчик уклоняется от направления сведений об объекте культурного наследия в орган регистрации для внесения в ЕГРН, игнорирует соответствующие требования административного истца.
Кухаренко И.В. указывает на то, что в ЕГРН и на публичной кадастровой карте Росреестра содержатся неактуальные сведения о земельных участках, расположенные в границах объекта культурного наследия.
Не направление административным ответчиком в орган регистрации сведений, содержащих графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, не позволяет идентифицировать земельные участки, в границах которого расположен данный объект культурного наследия, для которых установлен особый режим использования, что нарушает права административного истца (л.д.7-16, 143-149, 150-159).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 30.09.2019 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФКП Росреестра по Воронежской области, ООО «Международная кролиководческая компания», Капустин О.Ю., Шкарин С.В. (л.д. 67-73).
В судебном заседании административный истец Кухаренко И.В., его представитель – адвокат Шармазанян С.Х.,, действующая на основании ордера, заявленные в уточненном иске требования поддержали.
Административный ответчик в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, представлены письменные пояснения (л.д. 90-96).
Представителя заинтересованного лица - Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Воронежской области Воротынцев И.В. действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Заинтересованные лица – Управление по охране объектов культурного наследия Воронежской области, ООО «Международная кролиководческая компания», Шкарин С.В., Купустин О.Ю. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, исследовав представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Аналогичным образом распределяется бремя доказывания по административным делам, рассматриваемым в порядке главы 22 КАС РФ, и в соответствии со статьей 62 КАС РФ.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (подпункт 1 статьи 1).
Согласно преамбуле Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 6 данного Федерального закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Кухаренко И.В. на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: ул. Речная, ул. Корабельная, ул. Озерная с. Подклетное Новоусманского района Воронежской области, общей площадью 301 603,0 кв.м., относящихся к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - «для индивидуального жилищного строительства».
27 июля 2016 года Управлением по охране объектов культурного наследия Воронежской области издан Приказ №71-01-07/151 «Об утверждении границ территории выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Безбожник Новоусманского района», в приложении к которому приведено текстовое описание границ территории выявленного объекта культурного наследия (пункт 1), схема границ территории выявленного объекта культурного наследия (пункт 2), координаты поворотных точек границ территории выявленного объекта культурного наследия (пункт 3), а также режим использования территории выявленного объекта культурного наследия (пункт 4)(л.д.22).
06 октября 2017 г. Приказом Министерства культуры Российской Федерации №1690 "О включении выявленного объекта культурного наследия "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района", эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (Воронежская область, Новоусманский район, на низменном левом берегу р. Усманка, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от дома N 121по ул. Центральная в п. Луч и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории" выявленный объект культурного наследия "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения (объект археологического наследия) и утверждены его границы (л.д.25-27).
В связи с изданием Приказа № 1690, 03.11.2017г. Приказом Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области № 71-01- 07/237 Приказ №71-01-07/151 от «Об утверждении границ территории выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Безбожник Новоусманского района» признан утратившим силу, из перечня выявленных объектов культурного наследия исключён объект «Курганная группа 1 у пос. Безбожник Новоусманского района».
В силу части 1 статьи 20.2. Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон № 73-Ф3) Региональный орган охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, федеральный орган охраны объектов культурного наследия, региональный орган охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия в реестр направляют указанные документы, а также сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в орган регистрации прав.
Аналогичная обязанность органа охраны объектов культурного наследия по направлению соответствующих сведений предусмотрена Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ).
Частью 3 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что органы охраны объектов культурного наследия направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решений (актов):
1) о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
2) об отнесении объекта недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или об отказе включить его в данный реестр;
3) об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
4) об утверждении или изменении границ территории объекта культурного наследия, об установлении или изменении зон охраны объекта культурного наследия в объеме сведений, предусмотренных пунктами 1 - 4, 6 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона;
5) об установлении защитной зоны объекта культурного наследия, предусмотренной пунктом 5 статьи 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в объеме сведений, предусмотренных пунктами 1 - 4, 6 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Ст. 10 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях, о Байкальской природной территории и ее экологических зонах:
1) индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения);
2) описание местоположения границ таких зон (границ территорий (подзон) в случае, если в границах зоны с особыми условиями использования территории выделяются две или более территории (подзоны), в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков) и территорий;
3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий;
4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий;
5) реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации;
6) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий (подзон), территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий);
7) реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны, об установлении границ Байкальской природной территории и ее экологических зон.
Таким образом, вышеуказанными положениями законодательства определен порядок и сроки информационного взаимодействия федерального органа охраны объектов культурного наследия с органом регистрации прав.
С учетом изложенного, в силу положений ч. 1 ст. 20.2. Закона № 73-ФЗ, п. 1,4 ч. 3 статьи 32 Закона № 218-ФЗ данные о Приказе № 1690, а также сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат должны быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Соответственно, на Министерство культуры РФ, как на орган издавший приказ о включении выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» в Единый реестр объектов культурного наследия, возлагается обязанность по своевременному направлению в порядке межведомственного информационного взаимодействия сведений, необходимых для внесения в ЕГРН.
Вместе с тем, вопреки требованиям Закона, Приказ № 1690, а также сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» не внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Как следует из материалов дела административный истец неоднократно обращался к административному ответчику с требованием о направлении соответствующих сведений в орган регистрации, а также с жалобой на бездействие должностных лиц Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ по неисполнению требований ст. 20.2. Закона № 73-Ф3, ст. 32 Закона № 218-ФЗ (л.д.29-40).
Административным ответчиком в адрес Кухаренко И.В. направлены ответы на его обращения, а именно 13.11.2018 г. № 669-011-68-СО сообщено, что письмом от 26.09.2018 г. № 11589-12-02 Минкультуры России направлены сведения об объекте культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» Воронежской области в Управление Росреестра по Воронежской области для внесения сведений об объекте культурного наследия в Единый государственный реестр недвижимости (л.д.41). В письме от 09.04.2019 № 4535-12-03 административный ответчик указал, что в целях исполнения требований Законов № 218-ФЗ и № 73-Ф3 Минкультуры России совместно с Росреестром ведется работа по внесению соответствующих сведений об объекте в ЕГРН (л.д.42).
21.08.2019 г. № 13371-12-03 Минкультуры России сообщено Кухаренко И.В., что Минкультуры направит соответствующие сведения в орган регистрации после предоставления Управлением по охране объектов, культурного наследия Воронежской области сведений о режиме использования территории Объекта (л.д.44-45).
Тем не менее, как было установлено в ходе судебного заседания административным ответчиком в орган регистрации сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости не направлены до настоящего времени. Указанные обстоятельства не отрицаются и самим административным ответчиком.
При этом, включение объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия в соответствии п. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ предполагает необходимость соблюдения определенных требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, в границах которых располагается объект археологического наследия.
Не направление административным ответчиком в орган регистрации сведений, содержащих графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, не позволяет идентифицировать земельные участки, в границах которого расположен объект культурного наследия «Курганная группа пос. 1 у Новоусманского района», для которых установлен особый режим использования.
В настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости и на публичной кадастровой карте Росреестра содержатся недостоверные сведения о границах территории выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Безбожник Новоусманского района» (зона с особыми условиями использования территории 36.16.0.2.), установленные на основании отмененного 03 ноября 2017 г. приказа Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области №71-01-07/151 от 27.07.2016 года «Об утверждении границ территории выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Безбожник Новоусманского района» и в отношении объекта исключенного из Перечня выявленных объектов культурного наследия (прим. - Курганная группа 1 у пос. Безбожник Новоусманского района).
Исходя из частей 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости, одним из принципов ведения Единого государственного реестра недвижимости (состоящего, в том числе из реестра объектов недвижимости - кадастра недвижимости и реестра границ) является достоверность сведений.
Как следует из представленных административным истцом выписок из Единого государственного реестра недвижимости на земельные участки, расположенные в границах территории объекта культурного наследия и зоны с особыми условиями использования территории, в сведениях о характеристиках объекта недвижимости на некоторые из них содержатся сведения об ограничениях прав на земельный участок на основании приказа №71-01-07/151 от 27.07.2016 года (земельный участок с кадастровым номером 36:16:5400006:200), а в отношении других - отсутствуют какие либо ограничения (земельные участки с кадастровыми номерами 36:16:5400006:310, 36:16:5400006:290) (л.д. 172-194).
Таким образом, в настоящее время земельные участки, расположенные в границах объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» имеют различный правовой режим использования.
Генеральной прокуратурой РФ рассмотрено обращение Кухаренко И.В. о несогласии с бездействием должностных лиц Министерства культуры РФ, не обеспечивающих направление сведений об объекте культурного наследия федерального значения «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» в органы Росреестра для включения в Единый государственный реестр недвижимости.
При проведении проверки установлено, что в нарушение части 7 ст. 3.1, ч. 1 ст. 20.2 Федерального закона № 73-Ф3, ч. 3 ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ Министерством культуры РФ не соблюден 5-дневный срок направления в Росреестр сведений о границах территории указанного памятника археологии с графическим описанием их месторасположения в форме электронного документа, ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах его территории.
В целях устранения выявленных нарушений федерального законодательства Генеральной прокуратурой РФ 17.10.2019 г. Министру культуры РФ вынесено представление (л.д.108).
Исходя из анализа вышеперечисленных положений закона, представляется ошибочным довод административного ответчика о том, что бездействием по не направлению сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах территории и режиме использования земельных участков в пределах нахождения объекта культурного наследия федерального значения «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» не нарушаются, либо иным образом не затрагиваются права, свободы интересы административного истца.
Неисполнение Министерством культуры РФ порядка оформления статуса объекта культурного наследия, в течение длительного периода (более двух лет после издания приказа №1690 от 06.10.2017 г.) приводит к правовой неопределенности статуса принадлежащих на праве собственности Кухаренко И.В. земельных участков.
Не направление административным ответчиком в орган регистрации сведений, содержащих графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, не позволяет идентифицировать земельные участки, в границах которого расположен объект культурного наследия «Курганная группа пос. 1 у Новоусманского района», для которых установлен особый режим использования.
Указание административным ответчиком на идентичность границ объекта культурного наследия «Курганная группа пос. 1 у Новоусманского района» и выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Безбожник Новоусманского района» не освобождает административного ответчика от обязанности направления советующих документов для внесения указанных сведений в реестр границ.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что бездействие Министерства культуры Российской Федерации по не направлению Приказа № 1690 от 06.10.2017г. "О включении выявленного объекта культурного наследия "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района", эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (Воронежская область, Новоусманский район, на низменном левом берегу р. Усманка, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от дома № 121 по ул. Центральная в п. Луч и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории", а также сведений, содержащих графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в орган регистрации нарушает интересы административного истца, носит длительный характер, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и возложении на ответчика обязанности в 15-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу направить в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области Приказ № 1690 от 06.10.2017 г. "О включении выявленного объекта культурного наследия "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района", эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (Воронежская область, Новоусманский район, на низменном левом берегу р. Усманка, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от дома № 121поул.Центральная в п. Луч и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории", а также сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в объеме сведений, предусмотренных частями 1-4, частью 6 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в установленной пунктом 18.1 статьи 32 Федерального закона ФЗ-218 от 13.07.2015 г. электронной форме с использованием XML-файла.
По поводу требований административного истца о наложении административного штрафа на Министерство культуры РФ за неисполнение обязанности по предоставлению запрашиваемых сведений, суд считает необходимым разъяснить, что указанное заявление при вынесении решения рассмотрено быть не может, поскольку согласно статье 123 КАС РФ вопрос о наложении штрафа разрешается в судебном заседании.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Кухаренко Игоря Владимировича удовлетворить.
Признать бездействие Министерства культуры Российской Федерации по не направлению Приказа № 1690 от 06.10.2017 г. "О включении выявленного объекта культурного наследия "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района", эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (Воронежская область, Новоусманский район, на низменном левом берегу р. Усманка, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от дома № 121 по ул. Центральная в п. Луч и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории", а также сведений, содержащих графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в орган регистрации незаконным.
Обязать Министерство культуры Российской Федерации в 15-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу направить в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области Приказ № 1690 от 06.10.2017 г. "О включении выявленного объекта культурного наследия "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района", эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (Воронежская область, Новоусманский район, на низменном левом берегу р. Усманка, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от дома № 121поул.Центральная в п. Луч и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории", а также сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в объеме сведений, предусмотренных частями 1-4, частью 6 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в установленной пунктом 18.1 статьи 32 Федерального закона ФЗ-218 от 13.07.2015 г. электронной форме с использованием XML-файла.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме принято 18 декабря 2019 года.
2а-6030/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 декабря 2019 года Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.
при секретаре Бахтиной Н.С.,
с участием административного истца Кухаренко И.В.,
представителей административного истца – адвоката Шармазарян С.Х., действующей на основании ордера,
представителя заинтересованного лица - Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области Воротынцева И.В. действующего на основании доверенности от 15.01.2019 г. и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Кухаренко Игоря Владимировича к Министерству культуры Российской Федерации о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Кухаренко И.В. обратился в суд с иском к Министерству культуры Российской Федерации, в котором с учетом уточнения требований просил: признать бездействие Министерства культуры Российской Федерации по не направлению Приказа № 1690 от 06.10.2017г. "О включении выявленного объекта культурного наследия "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района", эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (Воронежская область, Новоусманский район, на низменном левом берегу р. Усманка, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от дома № 121 по ул. Центральная в п. Луч и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории", а также сведений, содержащих графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости,в орган регистрации незаконным; обязать Министерство культуры Российской Федерации в 15-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу направить в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области Приказ № 1690 от 06.10.2017г. "О включении выявленного объекта культурного наследия "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района", эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (Воронежская область, Новоусманский район, на низменном левом берегу р. Усманка, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от дома № 121поул.Центральная в п. Луч и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории", а также сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в объеме сведений, предусмотренных частями 1-4, частью 6 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в установленной пунктом 18.1 статьи 32 Федерального закона ФЗ-218 от 13.07.2015 г. электронной форме с использованием XML-файла.
В обоснование административного иска указав, что административный истец является собственником земельных участков, расположенных по ул. Речная, ул. Корабельная, ул. Озерная с. Подклетное Новоусманского района Воронежской области, общей площадью 301 603,0 кв.м., относящихся к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - «для индивидуального жилищного строительства».
27.07.2016 года Управлением по охране объектов культурного наследия Воронежской области издан Приказ №71-01-07/151 «Об утверждении границ территории выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Безбожник Новоусманского района», в приложении к которому приведено текстовое описание границ территории выявленного объекта культурного наследия (пункт 1), схема границ территории выявленного объекта культурного наследия (пункт 2), координаты поворотных точек границ территории выявленного объекта культурного наследия (пункт 3), а также режим использования территории выявленного объекта культурного наследия (пункт 4).
06.10.2017 г. Приказом Министерства культуры Российской Федерации № 1690 "О включении выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района», эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (Воронежская область, Новоусманский район, на низменном левом берегу р. Усманка, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от дома № 121 по ул. Центральная в п. Луч и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории" (далее по тексту - Приказ № 1690) выявленный объект культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения (объект археологического наследия) и утверждены его границы.
В связи с изданием Приказа № 1690, 03.11.2017г. Приказом Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области № 71-01-07/237 Приказ №71-01-07/151 от «Об утверждении границ территории выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Безбожник Новоусманского района» признан утратившим силу, из перечня выявленных объектов культурного наследия исключён объект «Курганная группа 1 у пос. Безбожник Новоусманского района».
Из схемы (карты) с нанесением границ территории объекта культурного наследия усматривается, что в пределах утвержденных границ территории выявленного объекта культурного наследия находятся земельные участки, принадлежащие административному истцу на праве собственности.
Ссылаясь на нормы Федерального закона от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры» народов Российской Федерации», Федерального закона от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости», административный истец указывает на то, что до настоящего времени приказ №1690, а также сведения, содержащие графическое описание месторасположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 2 у пос. Луч Новоусманского района» не внесены в ЕГРН.
По мнению административного истца, ответчик уклоняется от направления сведений об объекте культурного наследия в орган регистрации для внесения в ЕГРН, игнорирует соответствующие требования административного истца.
Кухаренко И.В. указывает на то, что в ЕГРН и на публичной кадастровой карте Росреестра содержатся неактуальные сведения о земельных участках, расположенные в границах объекта культурного наследия.
Не направление административным ответчиком в орган регистрации сведений, содержащих графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, не позволяет идентифицировать земельные участки, в границах которого расположен данный объект культурного наследия, для которых установлен особый режим использования, что нарушает права административного истца (л.д.7-16, 143-149, 150-159).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 30.09.2019 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФКП Росреестра по Воронежской области, ООО «Международная кролиководческая компания», Капустин О.Ю., Шкарин С.В. (л.д. 67-73).
В судебном заседании административный истец Кухаренко И.В., его представитель – адвокат Шармазанян С.Х.,, действующая на основании ордера, заявленные в уточненном иске требования поддержали.
Административный ответчик в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, представлены письменные пояснения (л.д. 90-96).
Представителя заинтересованного лица - Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Воронежской области Воротынцев И.В. действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Заинтересованные лица – Управление по охране объектов культурного наследия Воронежской области, ООО «Международная кролиководческая компания», Шкарин С.В., Купустин О.Ю. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, исследовав представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Аналогичным образом распределяется бремя доказывания по административным делам, рассматриваемым в порядке главы 22 КАС РФ, и в соответствии со статьей 62 КАС РФ.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (подпункт 1 статьи 1).
Согласно преамбуле Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 6 данного Федерального закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Кухаренко И.В. на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: ул. Речная, ул. Корабельная, ул. Озерная с. Подклетное Новоусманского района Воронежской области, общей площадью 301 603,0 кв.м., относящихся к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - «для индивидуального жилищного строительства».
27 июля 2016 года Управлением по охране объектов культурного наследия Воронежской области издан Приказ №71-01-07/151 «Об утверждении границ территории выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Безбожник Новоусманского района», в приложении к которому приведено текстовое описание границ территории выявленного объекта культурного наследия (пункт 1), схема границ территории выявленного объекта культурного наследия (пункт 2), координаты поворотных точек границ территории выявленного объекта культурного наследия (пункт 3), а также режим использования территории выявленного объекта культурного наследия (пункт 4)(л.д.22).
06 октября 2017 г. Приказом Министерства культуры Российской Федерации №1690 "О включении выявленного объекта культурного наследия "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района", эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (Воронежская область, Новоусманский район, на низменном левом берегу р. Усманка, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от дома N 121по ул. Центральная в п. Луч и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории" выявленный объект культурного наследия "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения (объект археологического наследия) и утверждены его границы (л.д.25-27).
В связи с изданием Приказа № 1690, 03.11.2017г. Приказом Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области № 71-01- 07/237 Приказ №71-01-07/151 от «Об утверждении границ территории выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Безбожник Новоусманского района» признан утратившим силу, из перечня выявленных объектов культурного наследия исключён объект «Курганная группа 1 у пос. Безбожник Новоусманского района».
В силу части 1 статьи 20.2. Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон № 73-Ф3) Региональный орган охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, федеральный орган охраны объектов культурного наследия, региональный орган охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия в реестр направляют указанные документы, а также сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в орган регистрации прав.
Аналогичная обязанность органа охраны объектов культурного наследия по направлению соответствующих сведений предусмотрена Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ).
Частью 3 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что органы охраны объектов культурного наследия направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решений (актов):
1) о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
2) об отнесении объекта недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или об отказе включить его в данный реестр;
3) об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
4) об утверждении или изменении границ территории объекта культурного наследия, об установлении или изменении зон охраны объекта культурного наследия в объеме сведений, предусмотренных пунктами 1 - 4, 6 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона;
5) об установлении защитной зоны объекта культурного наследия, предусмотренной пунктом 5 статьи 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в объеме сведений, предусмотренных пунктами 1 - 4, 6 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Ст. 10 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях, о Байкальской природной территории и ее экологических зонах:
1) индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения);
2) описание местоположения границ таких зон (границ территорий (подзон) в случае, если в границах зоны с особыми условиями использования территории выделяются две или более территории (подзоны), в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков) и территорий;
3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий;
4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий;
5) реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации;
6) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий (подзон), территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий);
7) реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны, об установлении границ Байкальской природной территории и ее экологических зон.
Таким образом, вышеуказанными положениями законодательства определен порядок и сроки информационного взаимодействия федерального органа охраны объектов культурного наследия с органом регистрации прав.
С учетом изложенного, в силу положений ч. 1 ст. 20.2. Закона № 73-ФЗ, п. 1,4 ч. 3 статьи 32 Закона № 218-ФЗ данные о Приказе № 1690, а также сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат должны быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Соответственно, на Министерство культуры РФ, как на орган издавший приказ о включении выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» в Единый реестр объектов культурного наследия, возлагается обязанность по своевременному направлению в порядке межведомственного информационного взаимодействия сведений, необходимых для внесения в ЕГРН.
Вместе с тем, вопреки требованиям Закона, Приказ № 1690, а также сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» не внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Как следует из материалов дела административный истец неоднократно обращался к административному ответчику с требованием о направлении соответствующих сведений в орган регистрации, а также с жалобой на бездействие должностных лиц Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ по неисполнению требований ст. 20.2. Закона № 73-Ф3, ст. 32 Закона № 218-ФЗ (л.д.29-40).
Административным ответчиком в адрес Кухаренко И.В. направлены ответы на его обращения, а именно 13.11.2018 г. № 669-011-68-СО сообщено, что письмом от 26.09.2018 г. № 11589-12-02 Минкультуры России направлены сведения об объекте культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» Воронежской области в Управление Росреестра по Воронежской области для внесения сведений об объекте культурного наследия в Единый государственный реестр недвижимости (л.д.41). В письме от 09.04.2019 № 4535-12-03 административный ответчик указал, что в целях исполнения требований Законов № 218-ФЗ и № 73-Ф3 Минкультуры России совместно с Росреестром ведется работа по внесению соответствующих сведений об объекте в ЕГРН (л.д.42).
21.08.2019 г. № 13371-12-03 Минкультуры России сообщено Кухаренко И.В., что Минкультуры направит соответствующие сведения в орган регистрации после предоставления Управлением по охране объектов, культурного наследия Воронежской области сведений о режиме использования территории Объекта (л.д.44-45).
Тем не менее, как было установлено в ходе судебного заседания административным ответчиком в орган регистрации сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости не направлены до настоящего времени. Указанные обстоятельства не отрицаются и самим административным ответчиком.
При этом, включение объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия в соответствии п. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ предполагает необходимость соблюдения определенных требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, в границах которых располагается объект археологического наследия.
Не направление административным ответчиком в орган регистрации сведений, содержащих графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, не позволяет идентифицировать земельные участки, в границах которого расположен объект культурного наследия «Курганная группа пос. 1 у Новоусманского района», для которых установлен особый режим использования.
В настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости и на публичной кадастровой карте Росреестра содержатся недостоверные сведения о границах территории выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Безбожник Новоусманского района» (зона с особыми условиями использования территории 36.16.0.2.), установленные на основании отмененного 03 ноября 2017 г. приказа Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области №71-01-07/151 от 27.07.2016 года «Об утверждении границ территории выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Безбожник Новоусманского района» и в отношении объекта исключенного из Перечня выявленных объектов культурного наследия (прим. - Курганная группа 1 у пос. Безбожник Новоусманского района).
Исходя из частей 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости, одним из принципов ведения Единого государственного реестра недвижимости (состоящего, в том числе из реестра объектов недвижимости - кадастра недвижимости и реестра границ) является достоверность сведений.
Как следует из представленных административным истцом выписок из Единого государственного реестра недвижимости на земельные участки, расположенные в границах территории объекта культурного наследия и зоны с особыми условиями использования территории, в сведениях о характеристиках объекта недвижимости на некоторые из них содержатся сведения об ограничениях прав на земельный участок на основании приказа №71-01-07/151 от 27.07.2016 года (земельный участок с кадастровым номером 36:16:5400006:200), а в отношении других - отсутствуют какие либо ограничения (земельные участки с кадастровыми номерами 36:16:5400006:310, 36:16:5400006:290) (л.д. 172-194).
Таким образом, в настоящее время земельные участки, расположенные в границах объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» имеют различный правовой режим использования.
Генеральной прокуратурой РФ рассмотрено обращение Кухаренко И.В. о несогласии с бездействием должностных лиц Министерства культуры РФ, не обеспечивающих направление сведений об объекте культурного наследия федерального значения «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» в органы Росреестра для включения в Единый государственный реестр недвижимости.
При проведении проверки установлено, что в нарушение части 7 ст. 3.1, ч. 1 ст. 20.2 Федерального закона № 73-Ф3, ч. 3 ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ Министерством культуры РФ не соблюден 5-дневный срок направления в Росреестр сведений о границах территории указанного памятника археологии с графическим описанием их месторасположения в форме электронного документа, ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах его территории.
В целях устранения выявленных нарушений федерального законодательства Генеральной прокуратурой РФ 17.10.2019 г. Министру культуры РФ вынесено представление (л.д.108).
Исходя из анализа вышеперечисленных положений закона, представляется ошибочным довод административного ответчика о том, что бездействием по не направлению сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах территории и режиме использования земельных участков в пределах нахождения объекта культурного наследия федерального значения «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» не нарушаются, либо иным образом не затрагиваются права, свободы интересы административного истца.
Неисполнение Министерством культуры РФ порядка оформления статуса объекта культурного наследия, в течение длительного периода (более двух лет после издания приказа №1690 от 06.10.2017 г.) приводит к правовой неопределенности статуса принадлежащих на праве собственности Кухаренко И.В. земельных участков.
Не направление административным ответчиком в орган регистрации сведений, содержащих графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, не позволяет идентифицировать земельные участки, в границах которого расположен объект культурного наследия «Курганная группа пос. 1 у Новоусманского района», для которых установлен особый режим использования.
Указание административным ответчиком на идентичность границ объекта культурного наследия «Курганная группа пос. 1 у Новоусманского района» и выявленного объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Безбожник Новоусманского района» не освобождает административного ответчика от обязанности направления советующих документов для внесения указанных сведений в реестр границ.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что бездействие Министерства культуры Российской Федерации по не направлению Приказа № 1690 от 06.10.2017г. "О включении выявленного объекта культурного наследия "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района", эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (Воронежская область, Новоусманский район, на низменном левом берегу р. Усманка, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от дома № 121 по ул. Центральная в п. Луч и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории", а также сведений, содержащих графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в орган регистрации нарушает интересы административного истца, носит длительный характер, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и возложении на ответчика обязанности в 15-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу направить в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области Приказ № 1690 от 06.10.2017 г. "О включении выявленного объекта культурного наследия "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района", эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (Воронежская область, Новоусманский район, на низменном левом берегу р. Усманка, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от дома № 121поул.Центральная в п. Луч и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории", а также сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в объеме сведений, предусмотренных частями 1-4, частью 6 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в установленной пунктом 18.1 статьи 32 Федерального закона ФЗ-218 от 13.07.2015 г. электронной форме с использованием XML-файла.
По поводу требований административного истца о наложении административного штрафа на Министерство культуры РФ за неисполнение обязанности по предоставлению запрашиваемых сведений, суд считает необходимым разъяснить, что указанное заявление при вынесении решения рассмотрено быть не может, поскольку согласно статье 123 КАС РФ вопрос о наложении штрафа разрешается в судебном заседании.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Кухаренко Игоря Владимировича удовлетворить.
Признать бездействие Министерства культуры Российской Федерации по не направлению Приказа № 1690 от 06.10.2017 г. "О включении выявленного объекта культурного наследия "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района", эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (Воронежская область, Новоусманский район, на низменном левом берегу р. Усманка, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от дома № 121 по ул. Центральная в п. Луч и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории", а также сведений, содержащих графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в орган регистрации незаконным.
Обязать Министерство культуры Российской Федерации в 15-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу направить в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области Приказ № 1690 от 06.10.2017 г. "О включении выявленного объекта культурного наследия "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района", эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (Воронежская область, Новоусманский район, на низменном левом берегу р. Усманка, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от дома № 121поул.Центральная в п. Луч и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории", а также сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в объеме сведений, предусмотренных частями 1-4, частью 6 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в установленной пунктом 18.1 статьи 32 Федерального закона ФЗ-218 от 13.07.2015 г. электронной форме с использованием XML-файла.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме принято 18 декабря 2019 года.