Дело № 2-50/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 апреля 2017 года с. Яковлевка
Яковлевский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Акимчук В.А.,
при секретаре ФИО3,
с участием истца ФИО2, ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФИО1 о признании утратившей право пользования домом,
установил:
ФИО2 обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав в обоснование требований, что ДД.ММ.ГГГГ на него было зарегистрировано право собственности на жилой <адрес> края, что подтверждается свидетельством № №. В данном доме с 22 мая 2001 года была зарегистрирована ответчик ФИО1, бывший член его семьи. С 29 сентября 2015 ответчик членом его семьи не является и в доме не проживает. Данный дом находится полностью в его собственности, он его содержит, производит за свой счет ремонт и обслуживание, оплачивает отопление. Ответчик никакого участия в содержании дома не принимает, постоянно проживает по другому адресу в другой семье. В настоящее время он не может распорядиться домом в своих интересах в связи с наличием регистрации в нем ФИО1 На его неоднократные требования добровольно сняться с регистрационного учета ответчик отвечает отказом. Таким образом, являясь законным собственником дома, он не может реализовать свое законное право на распоряжение им в своих интересах из-за отказа ответчика сняться с регистрационного учета. Просил суд признать ответчика ФИО1 утратившей право пользования домом № по <адрес> края.
В судебном заседании истец ФИО2 на заявленных исковых требованиях настаивал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Представила письменные возражения, из содержания которых следует, что в период с 21 августа 1993 года по 25 августа 2015 года она находилась в зарегистрированном браке с ФИО2, совместно прожили 23 года. Оспариваемый жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был приобретен ими 22 мая 2001 года по договору купли-продажи, то есть в период брака. На момент приобретения дома, она проживала с истцом совместно на протяжении 9 лет и вела общее хозяйство. Поскольку отношения между ней и истцом были хорошие и доверительные, жилой дом был оформлен на истца ФИО2, в тоже время фактически дом был приобретен на ее денежные средства, а также на средства, заработанные ими с истцом в браке. В частности, до вступления в брак с истцом у нее в собственности имелась квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, примерно в 1998 году указанная квартира была продана и денежные средства были вложены в покупку оспариваемого дома. После приобретения дома она с истцом там постоянно проживали, вели общее хозяйство, возделывали землю, произвели капитальный ремонт, периодически производили косметический ремонт, построили зимнюю кухню из бруса, гараж, баню, поставили забор, также имеется скважина и омшаник, приобрели пасеку. В дом купили мебель, а также необходимые оборудование и инструменты для частного дома. На протяжении всего брака она и истец работали, у них имеется магазин продуктовых товаров, в период брака были приобретены несколько автомобилей и квартира в городе <адрес>. В 2015 году отношения между ней и истцом испортились, и было принято решение о расторжении брака, в связи с постоянными угрозами и скандалами со стороны истца она была вынуждена уйти из дома и проживать у своей дочери по адресу: <адрес> – 1. Брак между ними прекращен 29 сентября 2015 года, раздела совместно нажитого имущества между ними не производилось. После расторжения брака между ними была достигнута договоренность, что она оплачивает квартиру в городе Арсеньеве, а истец должен был содержать дом. При таких обстоятельствах, полагает, что поскольку спорный жилой дом является совместной собственностью супругов, не может быть прекращено ее право пользования на него. Просила в иске отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям
Согласно требованиям пункта 1 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Положениями части 4 статьи 3 ЖК РФ установлено, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ, части 1 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно положениям част 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения.
Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
В тоже время, в соответствии со статьей 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
Общим имуществом супругов являются приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Согласно статье 35 СК РФ владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по обоюдному согласию супругов.
При этом, в силу пунктов 1 и 2 статьи 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Из положений части 1 статьи 39 СК РФ следует, что при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Из материалов дела следует, что 22 мая 2001 года между ФИО2 и ФИО4 был заключен договор купли-продажи жилого дома, расположенного на земельном участке мерою <данные изъяты> по адресу: <адрес>, состоящий из бруса, крытый шифером, общей площадью 39,5 м2, жилой площадью 32,4 м2, холодной пристройки и надворных построек: кухни, гаража, сарая, уборной, погреба, забора. По соглашению сторон жилой дом оценен в сумме 15 000 рублей.
22 июня 2001 года за ФИО2 зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия № №.
Согласно поквартирной карточке от 8 февраля 2017 года в жилом доме совместно с ФИО2 зарегистрирована по месту жительства ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В тоже время, судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО1 был зарегистрирован брак, о чем в книге регистрации актов о заключении брака Бельцовского сельского совета произведена запись за №, после заключения брака супруге была присвоена фамилия ФИО2 (свидетельство о заключении брака № №).
При этом, согласно свидетельству о расторжении брака № № от 29 сентября 2015 года, брак между ФИО2 и ФИО1 расторгнут 29 сентября 2015 года на основании совместного заявления супругов от ДД.ММ.ГГГГ, о чем 29 сентября 2015 года отделом ЗАГС администрации Яковлевского муниципального района была составлена запись акта о расторжении брака за №.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был приобретен и оформлен в собственность в период брака между ФИО2 и ФИО1, а именно в 2001 году, и в соответствии со статьей 34 СК РФ является их совместной собственностью.
При этом, в данном случае, не имеет существенного значения, на чье имя была оформлена собственность по спорный дом, поскольку владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по их обоюдному согласию в силу статьи 35 СК РФ.
Суд учитывает, что для рассмотрения возникшего спора наличие или отсутствие требования о разделе совместного имущества или выделе доли значения не имеет, поскольку раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов (пункт 1 статьи 38 СК РФ). Такой раздел является правом супругов, а не обязанностью, и расторжение брака само по себе не изменяет законного режима имущества супругов и, соответственно, не может являться основанием к лишению одного из супругов права пользования данным имуществом.
На основании изложенного, суд находит исковые требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению, как необоснованно заявленные к собственнику жилого дома, который вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению, в том числе, быть зарегистрированным в принадлежащем ему жилом доме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФИО1 о признании утратившей право пользования жилым домом № по <адрес> края – отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Яковлевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 4 апреля 2017 года.
Председательствующий В.А. Акимчук