Р Е Ш Е Н И Е дело №2-1652/2018
Именем Российской Федерации
24 мая 2018 года г.Симферополь
Центральный районный суд г.Симферополя в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре Чуденко В.М.,
с участием помощника прокурора г.Симферополя Шалевой М.В., Соколова А.С., представителя ответчика администрации г.Симферополя Лемтюжниковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Симферополя в интересах Соколова А.С. к администрации г.Симферополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о возложении обязанности по предоставлению Соколову А.С. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования город Симферополь, общей площадью не менее нормы представления,
установил:
Прокурор г. Симферополя обратился в суд в интересах Соколова А.С. к администрации г.Симферополя о возложении обязанности по предоставлению Соколову А.С. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования город Симферополь, общей площадью не менее нормы представления. В обоснование требования указано, что в прокуратуру г. Симферополя поступило обращение Соколова А.С., являющегося лицом из числа детей, лишенных родительского попечения, о нарушении его права на получение жилья в ходе проверки выявлены нарушения жилищного законодательства в деятельности администрации города Симферополя Республики Крым и установлено, что Соколов А.С. является ребенком, лишенным родительского попечения, так как мать ребенка – Седешова С.Н. умерла, местонахождение отца не установлено. Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 19.11.2010 № 3225 малолетнему Соколову А.С. предоставлен статус ребенка, лишенного родительского попечения. Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 02.08.2013 № 1234 установлено, что Соколов А.С. обеспечивается жильем после окончания срока пребывания под попечительством либо в другой форме устройства. В последующем решением исполкома Симферопольского городского совет от 16.09.2013 № 1430 Соколов А.С. был включен в список внеочередников на получение жилья. По состоянию на 20.04.2018 г. Соколов А.С. находится под номером 92. Непредставление Соколову А.С. жилого помещения нарушает гарантированные Конституцией и иным законодательством Российской Федерации права несовершеннолетнего на жилье. На органы местного самоуправления возложены функции по обеспечению жильем лиц указанной категории. Жилое помещение лицам указанной категории должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего права, которое не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также претендующих на получение жилого помещения на тех же основаниях.
В судебном заседании помощник прокурора требование поддержала, пояснила, что законодательство, регулирующее вопросы предоставления жилых помещений детям, относящимся к категории сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, устанавливает требование по внеочередному предоставлению жилых помещений таким категориям лиц. Именно орган местного самоуправления обязан предоставить истцу жилое помещение.
Истец в судебном заседании требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель администрации г.Симферополя в судебном заседании с требованием не согласилась, пояснила, что право истца на получение жилого помещения как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, администрация не оспаривает, подтвердила, что истец состоит на учете, включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Указала, что администрация выполняет свои обязательства по обеспечению указанной категории лиц жильем в пределах выделенных из федерального бюджета денежных средств.
Предоставлены письменные возражения, из которых следует, что администрация <адрес> не согласна с исковыми требованиями, квартиры предоставляются в порядке очереди, сформированной в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, удовлетворение требований истца повлечет нарушение прав иных лиц, стоящих в очереди до истца и принятых на учет ранее, чем истец.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, предоставили письменные пояснения, из которых следует, что с иском не согласны, просят в его удовлетворении отказать, указывая на определенный порядок по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с учетом размера выделенных из федерального бюджета денежных средств.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путём предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путём приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексом, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов.
Из свидетельства о рождении серии VI-ЕТ № 442367 следует, что Соколов Алексей Сергеевич, родился ДД.ММ.ГГГГ, матерью является Седешова Светлана Николаевна, отцом – Соколов Сергей Владимирович.
Седешова С.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-AП № 167053.
Решением Исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 19.11.2010 г. № 3225малолетнему Соколову А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., предоставлен статус ребенка, лишенного родительского попечения. Также из решения следует, что отец Соколов С.В. с ребенком длительное время не проживает, согласно справке Симферопольского городского управления ГУ МВД Украины в АРК его местонахождения не установлено.
На основании решения Исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 29.04.2011 № 797 Хургель Л.Г. назначена попечителем над несовершеннолетним Соколовым А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и над его имуществом.
Решением Исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 02.08.2013 г. № 1234 установлено, что несовершеннолетний Соколов А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обеспечивается жильем после окончания срока пребывания под попечительством либо в другой форме устройства, в соответствии с законодательством Украины.
Из справки Отдела квартирного учета и распределения жилья жилищного управления Департамента городского хозяйства № 48 от 02.02.2016 г. следует, что Соколов А.С. решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 16.09.2013 г. № 1430 принят на квартирный учет. Состоит в списке общей очереди под номером 11112, в списке детей сирот под номером 117.
Из ответа Филиала ГУП РК «Крым БТИ» от 14.05.2018 г. № 13826/25 следует, что право собственности на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес> ком. 511 в <адрес>, а также на объект, расположенный по адресу: <адрес>, не зарегистрировано.
Также в материалах дела имеется уведомление от 17.05.2018 г. об отсутствии в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах Соколова А.С. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости.
Объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> а, зарегистрирован за Республикой Крым, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа Управления жилищной политики администрации г. Симферополя от 22.05.2018 г. № 762 следует, что по состоянию на 22.05.2018 Соколов А.С. состоит в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями под номером 90.
Из гарантийного письма ГБУ РК «Центр социально-психологической помощи и временного содержания для детей и молодежи» от 10.01.2017 г. № 1 следует, что Соколов на основании договора о предоставлении социальных услуг является клиентом Центра и занимает койко-место в общежитии Центра. После получения свидетельства о внесении здания по <адрес>, в Реестр имущества Республики Крым, гр. Соколову будет предоставлена временная регистрация по месту пребывания.
Из справки Симферопольского автотранспортного техникума № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Соколов А.С. проживает и временно до ДД.ММ.ГГГГ прописан по <адрес>, зарегистрирован по ордеру на время учебы в лицее САТТ.
В дело представлено заявление Соколова А.С. от 01.07.2013 о постановке на квартирный учет на внеочередное получение жилья, а также заявление Хургель Л.Г. от 01.07.2013 о постановке Соколова А.С. на квартирный учет на внеочередное получение жилья.
В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3 названного пункта).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 ст. 8 Закона).
В силу ст. 5 названного Закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В Законе Республики Крым от 18.12.2014 N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" закреплено, что органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст.9).
В силу ст. 11 указанного Закона финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющее указанное право от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом.
Таким образом, исходя из указанных норм права, суд приходит к выводу о том, что именно на администрацию г.Симферополя возлагается обязанность по предоставлению Соколову А.С. жилого помещения за счет средств бюджета.
Суд не может принять во внимание довод представителя администрации г.Симферополя о недостаточности выделяемых средств для обеспечения жильем всех лиц, включенных в список лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование прокурора, заявленное в интересах Соколова А.С. направлено на реализацию предусмотренных законом гарантий Соколова А.С. по обеспечению его жилым помещением, в связи с чем, такая обязанность должна быть возложена на администрацию г.Симферополя Республики Крым.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора г.Симферополя, действующего в интересах Соколова А.С., удовлетворить.
Обязать администрацию г.Симферополя предоставить Соколову Алексею Сергеевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории муниципального образования г.Симферополь по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение применительно к условиям населенного пункта, общей площадью не менее 25 кв. метров.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд г.Симферополя в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Кундикова Ю.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 29.05.2018