Дело № 2а-9/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 февраля 2020 года город Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Банникова Ю.Э.,
с участием административного истца - Тарасова М.Ю., административного ответчика - председателя жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> Милютина С.В., и представителей административного ответчика - начальника Управления Росгвардии по <адрес> - Щербы А.А. и Задовского М.В.,
при секретаре судебного заседания Хисматуллиной Л.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-9/2020 по административному исковому заявлению военнослужащего Управления Росгвардии по <адрес> Тарасова М.Ю. об оспаривании действий жилищной комиссии и начальника Управления Росгвардии по <адрес>, связанных с определением размера предоставляемой субсидии для приобретения или строительства жилого помещения,
установил:
Тарасов обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в обосновании которого указал, что проходит военную службу по контракту в должности <данные изъяты> Управления Росгвардии по <адрес>.
При увольнении из внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в декабре 2004 года им, на состав семьи 4 человека, получен государственный жилищный сертификат (далее - ГЖС) для приобретения жилья в <адрес> общей площадью 72 кв.м, который был реализован путём приобретения жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 51,1 кв.м.
В ноябре 2007 года у административного истца родились две дочери. Решением жилищной комиссии Управления Росгвардии по <адрес> от 11 мая 2017 года, утверждённым Центральной жилищной комиссией Приволжского округа Росгвардии от 1 августа 2017 года, Тарасов с составом семьи 6 человек признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в <адрес>. Решением жилищной комиссии Управления Росгвардии по <адрес> от 25 декабря 2018 года административный истец включен в список военнослужащих на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) во внеочередном порядке.
7 ноября 2019 года жилищная комиссия Управления Росгвардии по <адрес>, на основании распоряжения Приволжского округа Росгвардии, направила по команде сведения по лицам, состоящим на жилищном учёте во внеочередном порядке с датой постановки на учёт до 1 ноября 2018 года, согласно которым Тарасов подлежит обеспечению жилым помещением площадью 51 кв.м (с учётом ранее предоставленного жилья и права на дополнительную площадь жилого помещения), в связи с чем жилищная субсидия была рассчитана в размере 6329903 рубля 25 копеек (с учётом поправочного коэффициента общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент) - 2,75).
10 декабря 2019 года жилищной комиссией Управления Росгвардии по <адрес> принято решение о предоставлении Тарасову, на состав семьи 6 человек, жилищной субсидии в размере 1624788 рублей (исходя из общей площади предоставляемого жилого помещения - 36 кв.м), при этом решением указанного органа жилищного обеспечения от 30 декабря 2019 года административный истец снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях в связи с перечислением жилищной субсидии.
С указанными действиями административных ответчиков Тарасов не согласился и полагал, что обеспечение его в 2004 году ГЖС на приобретение жилья общей площадью 72 кв.м не может являться основанием для предоставления жилищной субсидии без учёта права на дополнительную площадь жилого помещения и поправочного коэффициента.
На основании изложенного и с учётом уточнённых в судебном заседании требований, Тарасов просил: - признать незаконными решения жилищной комиссии Управления Росгвардии по <адрес> от 10 декабря 2019 года № 15 о предоставлении административному истцу на состав семьи 6 человек жилищной субсидии исходя из общей площади предоставляемого жилого помещения 36 кв.м в размере 1624788 рублей и от 30 декабря 2019 года № 18 о снятии административного истца с учёта нуждающихся в жилых помещениях; - признать незаконными действия начальника Управления Росгвардии по <адрес>, связанные с утверждением вышеуказанных решений органа жилищного обеспечения; - обязать жилищную комиссию Управления Росгвардии по <адрес> отменить решения от 10 декабря 2019 года № 15 и от 30 декабря 2019 года № 18 в отношении Тарасова; - возложить на жилищную комиссию Управления Росгвардии по <адрес> обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении Тарасову жилищной субсидии с учётом права административного истца на дополнительную площадь жилого помещения и общей продолжительности военной службы.
Тарасов в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить и пояснил, что в период с мая 2017 года по ноябрь 2019 года при расчёте площади предоставляемого ему на состав семьи 6 человек жилого помещения жилищная комиссия Управления Росгвардии по <адрес> приходила к выводу о необходимости предоставления субсидии исходя из общей площади предоставляемого жилого помещения 51 кв.м (с применением поправочного коэффициента 2,75 и за вычетом площади ранее предоставленного жилья в размере 72 кв.м). 26 ноября 2019 года из Департамента строительства Росгвардии по команде поступила выписка из предложений в План распределения денежных средств на предоставление жилищной субсидии, согласно которой административному истцу устанавливался размер указанной субсидии - 6329903 рубля 25 копеек.
Решение жилищной комиссии Управления Росгвардии по <адрес> от 10 декабря 2019 года о предоставлении жилищной субсидии в размере 1624788 рублей со ссылкой на расчёт субсидии без учёта права на дополнительную площадь жилого помещения и поправочного коэффициента ввиду обеспечения его в 2005 году ГЖС, Тарасов полагал незаконным и противоречащим положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года № 76 «Об утверждении Правил расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих»» (далее - Правила). Так, согласно п. 1 указанные Правила определяют порядок расчёта жилищной субсидии военнослужащим, признанным нуждающимися, в том числе, в улучшении жилищных условий.
Тарасов также указал, что в связи с увеличением состава его семьи до 6 человек и необеспеченностью жилым помещением по месту прохождения военной службы (избранному месту жительства - <адрес>) он был установленным порядком признан нуждающимся в жилых помещениях с учётом площади ранее предоставленного ГЖС. Поскольку общая продолжительность военной службы на 1 декабря 2019 года составляла более 28 лет 8 месяцев, а с июня 2015 года он проходит военную службу в воинском звании «полковник», Тарасов полагал, что при расчёте размера жилищной субсидии должны учитываться его право на дополнительную площадь жилого помещения (п. 5 Правил) и поправочный коэффициент 2,75 (п. 7 Правил). Решение жилищной комиссии от 30 декабря 2019 года № 18 Тарасов полагал незаконным и преждевременным ввиду не предоставления ему жилищной субсидии в полном размере.
Председатель жилищной комиссии Управления Росгвардии по <адрес> - Милютин в судебном заседании с требованиями административного истца не согласился, просил в их удовлетворении отказать и пояснил, что в мае 2017 года административный истец признан нуждающимся в жилых помещениях. При расчёте размера жилищной субсидии 10 декабря 2019 года жилищной комиссией принималось во внимание реализация Тарасовым при увольнении с военной службы по организационно-штатным мероприятиям в 2005 году права на обеспечение жильём от военного ведомства путём получения ГЖС на 72 кв.м, который он реализовал.
Поскольку административный истец ранее обеспечивался жильём от военного ведомства Милютин полагал, что Тарасов не вправе повторно претендовать на жилищное обеспечение за счёт федерального бюджета, а жилищная субсидии (исходя из общей площади предоставляемого жилого помещения 36 кв.м) предоставлена Тарасову исключительно на членов его семьи ранее не обеспеченных жилым помещением - двух дочерей 2007 года рождения. Само по себе увеличение состава семьи до 6 человек, по мнению Милютина, не позволяет Тарасову претендовать на применение при расчёте размера жилищной субсидии гарантий в виде права на дополнительную площадь жилого помещения и поправочного коэффициента, поскольку указанные гарантии могут быть реализованы только при первичном обеспечении жильём.
В обоснование своей позиции Милютин сослался на решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 28 января 2011 года, оставленного без изменения кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 1 марта 2011 года, в котором, по мнению административного ответчика, суд установил факт реализации Тарасовым своего права на жильё от военного ведомства при получении ГЖС и отсутствие у административного истца права претендовать на улучшение жилищных условий.
Милютин также указал, что решение жилищной комиссии Управления Росгвардии по <адрес> от 30 декабря 2019 года принято в связи с тем, что Тарасову была перечислена жилищная субсидия и правовых оснований для нахождения административного истца на жилищном учёте не имелось. Решение жилищной комиссии от 25 декабря 2018 года, в части признания за членами семьи Тарасова (за исключением дочерей 2007 года рождения) права на обеспечение жилищной субсидией, Милютин полагал ошибочным.
Представитель начальника Управления Росгвардии по <адрес> - Щерба в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, представил письменные возражения, аналогичные возражениям административного ответчика Милютина, а также пояснил, что оспариваемые Тарасовым решения жилищной комиссии Управления Росгвардии по <адрес> являются законными и обоснованными. Права на получение жилищной субсидии с учётом гарантий, предусмотренных п. 5 и 7 Правил, Тарасов не имел, поскольку ранее был обеспечен по нормам жилым помещением от военного ведомства и не может его сдать установленным порядком.
Задовский, представляющий интересы начальника Управления Росгвардии по <адрес>, в судебном заседании с требованиями Тарасова не согласился и просил в их удовлетворении отказать.
Свидетель ФИО1 - секретарь жилищной комиссии Управления Росгвардии по <адрес> в судебном заседании пояснила, что проверка правильности расчёта предоставляемой Тарасову жилищной субсидии осуществлялась только в декабре 2019 года, непосредственно перед принятием решения о предоставлении административному истцу жилищной субсидии.
Заслушав объяснения сторон и показания свидетеля, изучив доводы административного искового заявления и представленных возражений, а также исследовав письменные доказательства, суд полагает, что административное исковое заявление Тарасова подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно п. 1 и 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка её расчёта в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» возложено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года № 76 утверждены Правила расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», согласно п. 2 которых расчёт субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по следующей формуле: субсидия = норматив общей площади жилого помещения * норматив стоимости одного кв.м. * поправочный коэффициент с учётом общей продолжительности военной службы.
Решение о предоставлении жилищной субсидии, в соответствие с приказом Росгвардии от 28 сентября 2018 года № 428 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации», принимается соответствующей жилищной комиссией и утверждается командиром (начальником) воинской части (организации).
В судебном заседании установлено, что 27 декабря 2004 года Тарасов, проходящий военную службу по контракту во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и увольняемый с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, на состав семьи 4 человека (он, супруга - ФИО2, дочери 1996 и 2001 годов рождения) получил ГЖС для приобретения жилья в <адрес> общей площадью 72 кв.м, который был реализован административным истцом путём приобретения в 2005 году жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 51,1 кв.м.
Судом также установлено, что с мая 2005 года Тарасов непрерывно проходит военную службу по контракту во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (с 1 октября 2016 года - Росгвардия).
11 мая 2017 года жилищной комиссией Управления Росгвардии по <адрес> положительно рассмотрен рапорт Тарасова о признании его, с составом семьи 6 человек (он, супруга, дочери 1996 и 2001 годов рождения и 2 дочери 2007 года рождения), нуждающимся в улучшении жилищных условий в <адрес>. Указанное решение 1 августа 2017 года утверждено Центральной жилищной комиссией Приволжского округа Росгвардии.
Календарная выслуга лет Тарасова на 1 декабря 2019 года составляет более 28 лет, при этом с 6 июня 2015 года административный истец проходит военную службу в воинском звании «полковник».
Данные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются исследованной судом копией жилищного дела Тарасова.
Кроме этого из жилищного дела административного истца установлено, что на основании рапорта Тарасова жилищная комиссия Управления Росгвардии по <адрес> 25 декабря 2018 года признала за административным истцом право на получение во внеочередном порядке жилищной субсидии на состав семьи 6 человек.
10 декабря 2019 года жилищной комиссией Управления Росгвардии по <адрес> принято решение № 15 о предоставлении Тарасову на состав семьи 6 человек жилищной субсидии, исходя из общей площади предоставляемого жилого помещения 36 кв.м (6 * 18 кв.м - 72 кв.м) - в размере 1624788 рублей.
Протоколом жилищной комиссии Управления Росгвардии по <адрес> от 24 декабря 2019 года № 17 оформлено предоставление Тарасову жилищной субсидии.
На основании вышеуказанного решения органа жилищного обеспечения начальником Управления Росгвардии по <адрес> 24 декабря 2019 года издан приказ № 791 о выплате Тарасову жилищной субсидии в размере 1624788 рублей.
В связи с перечислением административному истцу жилищной субсидии в вышеуказанном размере жилищной комиссией Управления Росгвардии по <адрес> 30 декабря 2019 года принято решение № 18 о снятии Тарасова с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
Оценивая действия начальника и жилищной комиссией Управления Росгвардии по <адрес>, суд не может согласиться с принятым 10 декабря 2019 года решением о предоставлении Тарасову жилищной субсидии без учёта права административного истца на дополнительную площадь жилого помещения и без применения поправочного коэффициента, по следующим обстоятельствам.
Согласно п. 5 Правил норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с п. 3 и 4 настоящих Правил, увеличивается на 15 кв.м при наличии у военнослужащего права на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренного п. 2 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Пунктом 2 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 кв.м.
Пункт 7 Правил устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, при этом начиная с 21 года поправочный коэффициент (2,45) увеличивается на 0,075 за каждый год военной службы более 21 года - до 2,75 включительно.
В качестве основания для предоставления Тарасову жилищной субсидии в вышеуказанном размере в решении жилищной комиссии Управления Росгвардии по <адрес> от 10 декабря 2019 года указано на обеспечение в 2005 году Тарасова жильём от военного ведомства путём предоставления ГЖС.
Указанное утверждение и позицию представителей административных ответчиков о возможности применения при расчёте военнослужащему размера жилищной субсидии гарантий в виде права на дополнительную площадь жилого помещения и поправочного коэффициента только при первичном обеспечении жильём, суд полагает несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку в п. 1 вышеуказанных Правил прямо указано на возможность обеспечения жилищной субсидией военнослужащих, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, а п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривает право военнослужащих в период прохождения ими военной службы на улучшение жилищных условий с учётом норм, очерёдности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Мнение председателя жилищной комиссии Управления Росгвардии по <адрес> об ошибочности решения от 25 декабря 2018 года в части признания за членами семьи Тарасова, за исключением дочерей 2007 года рождения, права на обеспечение жилищной субсидией, суд признаёт формой защиты, поскольку данное решение органа жилищного обеспечения отмене или корректировке не подвергалось.
Позиция представителей административных ответчиков о том, что жилищная субсидия предоставлялась не Тарасову, а исключительно членам его семьи - двум дочерям 2007 года рождения ранее не обеспеченным жилым помещением, суд полагает несостоятельной, поскольку правовой статус членов семьи военнослужащего производен от правового статуса самого военнослужащего, и они, в случае отсутствия у военнослужащего необходимых правовых оснований для получения жилья в рамках Федерального закона «О статусе военнослужащих», не вправе претендовать на обеспечение жильём от органа государственной власти, в котором проходит военную службу их родитель-военнослужащий.
Утверждение представителей административных ответчиков о том, что Тарасов не вправе повторно претендовать на жилищное обеспечение за счёт федерального бюджета, поскольку не сдал ранее полученное жильё, суд считает голословным, поскольку в данном случае обеспечение Тарасова жилищной субсидией осуществляется с учётом ранее предоставленного ГЖС.
Позицию председателя жилищной комиссии Управления Росгвардии по <адрес> о преюдициальном значении решения Ульяновского гарнизонного военного суда от 28 января 2011 года, оставленного без изменения кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 1 марта 2011 года, при рассмотрении данного административного дела суд полагает несостоятельной, поскольку вышеуказанными судебными актами оценивалась законность действий органа жилищного обеспечения, связанных с отказом в признании административного истца с составом семьи 6 человек нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы в г. Ульяновске (учётная норма 12 кв.м), а не в <адрес>, для которого постановлением Главы администрации <адрес> от 15 апреля 2005 года № 129 установлена учётная норма в размере 14,5 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
При этом тот факт, что Тарасов после рождения в 2007 году двух дочерей в установленном порядке и обоснованно был признан нуждающимся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы в <адрес>, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами и не опровергнут административными ответчиками.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что полковнику Тарасову, установленным порядком признанному нуждающимся в жилье в <адрес> с составом семьи 6 человек в форме предоставления жилищной субсидии и выслуга лет которого на 1 декабря 2019 года составляет более 28 лет, жилищной комиссией Управления Росгвардии по <адрес> (протокол № 15 от 10 декабря 2019 года) при расчёте размера жилищной субсидии необоснованно не учтено его право на дополнительную общую площадь жилого помещения (п. 5 Правил) и не применён поправочный коэффициент (п. 7 Правил), в связи с чем считает вышеуказанное решение жилищной комиссии в части определения Тарасову размера жилищной субсидии из расчёта 36 кв.м общей площади жилого помещения и действия начальника Управления Росгвардии по <адрес>, утвердившего данное решение, незаконными, и полагает, что права Тарасова будут восстановлены путём возложения на жилищную комиссию Управления Росгвардии по <адрес> обязанности отменить своё решение от 10 декабря 2019 года № 15 и рассмотреть вопрос о предоставлении Тарасову жилищной субсидии с учётом его права на дополнительную общую площадь жилого помещения и общей продолжительности военной службы.
Кроме этого, поскольку основанием для принятия жилищной комиссией Управления Росгвардии по <адрес> решения от 30 декабря 2019 года № 18 о снятии Тарасова и членов его семьи с учёта нуждающихся в жилом помещении являлось предоставление административному истцу жилья по установленным нормам в форме жилищной субсидии, чего органом жилищного обеспечения не сделано, суд полагает необходимым признать указанное решение жилищной комиссии и действия начальника Управления Росгвардии по <адрес>, утвердившего данное решение, незаконными, и считает, что права Тарасова будут восстановлены путём возложения на жилищную комиссию Управления Росгвардии по <адрес> обязанности отменить своё решение от 30 декабря 2019 года № 18.
Суд также считает необходимым возместить Тарасову затраченные им на уплату государственной пошлины денежные средства в размере 300 рублей, которые согласно ст. 103 и 111 КАС Российской Федерации являются судебными расходами и подлежат взысканию с Управления Росгвардии по <адрес> в пользу административного истца.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, военный суд
решил:
административное исковое заявление военнослужащего Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> Тарасова М.Ю. об оспаривании действий жилищной комиссии и начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>, связанных с определением размера предоставляемой субсидии для приобретения или строительства жилого помещения удовлетворить.
Признать решения жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> от 10 декабря 2019 года № 15 в части определения Тарасову М.Ю. размера субсидии для приобретения или строительства жилого помещения из расчёта 36 кв.м общей площади жилого помещения и от 30 декабря 2019 года № 18 в части снятия Тарасова М.Ю. и членов его семьи с учёта нуждающихся в жилом помещении, а также действия начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>, утвердившего эти решения, незаконными, и обязать жилищную комиссию Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> отменить указанные решения.
Обязать жилищную комиссию Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> рассмотреть вопрос о предоставлении Тарасову М.Ю. субсидии для приобретения или строительства жилого помещения с учётом его права на дополнительную общую площадь жилого помещения и общей продолжительности военной службы.
Обязать жилищную комиссию и начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> сообщить в суд и Тарасову М.Ю. об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> в пользу Тарасова М.Ю. судебные расходы по делу в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Центральный окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 11 февраля 2020 года.
Судья Ю.Э. Банников