дело №2а-180/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Рязанская область, Пронский район,
г. Новомичуринск 24 апреля 2018 года
Пронский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Пучки В.В., с участием помощника прокурора Пронского района Рязанской области Дамаевой О.П., при секретаре Жоровой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пронского районного суда Рязанской области в г. Новомичуринске Рязанской области административное исковое заявление прокурора Пронского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия и понуждении к установлению границ земельного участка, занятого объектами гражданского захоронения, и к постановке земельного участка на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Пронского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц обратился Пронский районный суд Рязанской области с вышеуказанным иском к администрации МО - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, мотивируя свои требования тем, что в результате проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства при организации похоронного дела и оказанию услуг по погребению умерших установлено, что в населенном пункте - с. Пахомово Орловского сельского поселения имеется кладбище; расположенное на земельном участке в кадастровом квартале 62:11:0080102, государственная собственность на который не разграничена. При этом границы земельного участка, используемого в качестве кладбища, не установлены, указанный земельный участок на кадастровый учет не поставлен. Непринятие мер к постановке на кадастровый учет земельного участка, занятого гражданским захоронением на территории Орловское сельское поселения, нарушает права жителей поселения на организацию и благоустройство территории указанного кладбища, достойное отношение после погребения. Вследствие осуществления захоронений умерших в отсутствие установленных границ нарушаются санитарные правила и права граждан на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронений умерших, поскольку отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
Вышеуказанное бездействие органа местного самоуправления противоречит требованиям п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 15, 18, 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», согласно которым вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городских и сельских поселений; предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Прокурор Пронского района просит суд признать незаконным бездействие администрации МО - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, выразившееся в неустановлении границ земельного участка, расположенного в населенном пункте - с. Пахомово Орловского сельского поселения в кадастровом квартале № 62:11:0080102, используемого в качестве кладбища, и непостановке данного земельного участка на кадастровый учет; обязать администрацию МО - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области установить границы земельного участка, расположенного в населенном пункте - с. Пахомово Орловского сельского поселения в кадастровом квартале № 62:11:0080102, используемого в качестве кладбища, и поставить данный земельный участок на кадастровый учет; установить административному ответчику срок для совершения указанных действий.
В судебном заседании помощник прокурора Пронского района Дамаева О.П. административные исковые требования прокурора поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что в соответствии с частью 2 статьи 178 КАС РФ просит установить административному ответчику срок для совершения указанных действий - 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание представитель административного ответчика администрации МО - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, надлежащим образом извещенного о месте, дате и времени рассмотрения дела, не явился по неизвестным причинам.
Представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направив в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Учреждения.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей административного ответчика и заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о месте, дате и времени рассмотрении дела, и явка которых в судебное заседание обязательной судом не признавалась.
Заслушав пояснения помощника прокурора Пронского района Дамаевой О.П., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 2 Закона Рязанской области от 05.12.2014 № 87-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» к вопросам местного значения сельских поселений Рязанской области отнесены вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Основы организации похоронного дела в Российской Федерации, а также санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения установлены Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение (часть 1 статьи 4 ФЗ).
Места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные (часть 2 статьи 15 ФЗ).
Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно (часть 4 статьи 18 ФЗ).
Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления (часть 2 статьи 25 ФЗ).
Размещение и содержание мест погребения должно осуществляться с соблюдением установленных Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ санитарных и экологических требований, а также утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84 Санитарных правил и норм 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».
В соответствии с частями 4, 5 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Исходя из смысла вышеприведенных норм, орган местного самоуправления сельского поселения в рамках решения вопросов местного значения - организации похоронного дела и содержания мест захоронения - предоставленных полномочий призван обеспечить соблюдение вышеупомянутых санитарных и экологических требований к размещению и содержанию мест погребения на территории поселения. При этом стихийный характер возникновения кладбищ (мест захоронения), исторически сложившихся, без регистрации государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в установленном порядке не освобождает органы местного самоуправления сельских поселений от ответственности за несоблюдение указанных требований закона.
В судебном заседании установлено, что Уставом муниципального образования - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области статьей 32 предусмотрены полномочия администрации Орловского сельского поселения по решению вопросов местного значения - организации ритуальных услуг в соответствии с Положением о порядке организации ритуальных услуг на территории поселения, утвержденным Советом депутатов, и содержанию мест захоронения, что подтверждается копией Устава (л.д. 8-12).
Судом также установлено, что в населенном пункте с. Пахомово на территории Орловского сельского поселения Пронского муниципального района Рязанской области в кадастровом квартале № 62:11:0080102 расположено кладбище - место погребения тел умерших. Границы земельного участка, на котором расположено данное кладбище, в установленном законом порядке не установлены и земельный участок на кадастровый учет не поставлен, права на данный земельный участок ни за кем не зарегистрированы. Изложенное усматривается из копии кадастрового паспорта земельного участка (кадастровый квартал 62:11:0080102) от <дата> (л.д. 6-7) и уведомления ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области № от <дата> (л.д. 17). Данные обстоятельства также подтверждаются сообщением администрации МО - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области от <дата> в прокуратуру Пронского района Рязанской области (л.д. 14).
Согласно части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 13 и 18 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
На основании статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается в ходе проведения кадастровых работ посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с частью 14 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учете без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на распоряжение таким земельным участком.
Из вышеизложенного следует, что осуществление органом местного самоуправления Орловского сельского поселения полномочий по надлежащему содержанию мест захоронения не представляется возможным без определения границ земельного участка, на котором размещены данные места захоронения, посредством межевания и постановки на кадастровый учет соответствующего земельного участка. Утверждение схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет, который может быть реализован органом местного самоуправления Орловского сельского поселения посредством обращения в уполномоченный орган (орган местного самоуправления муниципального района) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Таким образом, в судебном заседании установлено наличие у административного ответчика прямой обязанности по установлению границ спорного земельного участка, на котором расположено место погребения тел умерших, и постановке данного земельного участка на кадастровый учет, а также незаконность бездействия административного ответчика, выразившаяся в неисполнении данной обязанности, препятствующая осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
Данным бездействием административного ответчика создается угроза нарушения санитарных, экологических и гигиенических требований к размещению мест захоронения: приводит к возможности самовольного расширения границ кладбища (места захоронения тел умерших) в нарушение установленного для его размещения предельного размера земельного участка, отсутствию возможности установления границ санитарно-защитных зон, тем самым возможности нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия при осуществлении захоронений умерших.
В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Установление и исполнение соответствующих расходных обязательств муниципального образования, связанных с решением органом местного самоуправления вопросов местного значения, в том числе по организации похоронного дела и содержанию мест погребения, не противоречит основаниям возникновения расходных обязательств муниципального образования, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ.
При указанных обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора Пронского района Рязанской области о признании незаконным бездействия и понуждении к установлению границ земельного участка, занятого объектами гражданского захоронения, и к постановке земельного участка на кадастровый учет подлежащими удовлетворению.
С учетом характера действий, которые надлежит совершить административному ответчику суд считает разумным и достаточным установить для исполнения настоящего судебного решения срок - 1 (один) год со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Пронского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия и понуждении к установлению границ земельного участка, занятого объектами гражданского захоронения, и к постановке земельного участка на кадастровый учет - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, выразившееся в неустановлении границ земельного участка, расположенного в населенном пункте - с. Пахомово Орловского сельского поселения в кадастровом квартале № 62:11:0080102, используемого в качестве кладбища, и непостановке данного земельного участка на кадастровый учет.
Обязать администрацию МО - Орловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области установить границы земельного участка, расположенного в населенном пункте - с. Пахомово Орловского сельского поселения в кадастровом квартале № 62:11:0080102, используемого в качестве кладбища, и поставить данный земельный участок на кадастровый учет.
В соответствии с частью 2 статьи 178 КАС РФ установить административному ответчику срок для совершения указанных действий - 1 (один) год со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Пронский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - В.В. Пучка
Решение изготовлено в окончательной форме 03 мая 2018 года.
Судья - В.В. Пучка