№ 2а-2161/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2018 года Кировский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего Л.Л.Аплиной,
при секретаре К.Ю.Даниленко,
с участием
представителя административного истца Л.А.Гуляевой,
представителя административного ответчика С.А.Сайковского,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Томску к Толкачеву Сергею Владимировичу о взыскании задолженности по налогам и пени,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы по г.Томску (далее – ИФНС по г.Томску) обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указано, что согласно сведениям органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленным в налоговый орган в соответствии с п. 4 ст. 85, ст. 400, 409 НК РФ, Толкачев С.В. является собственником земельного участка по адресу: /________/ кадастровый /________/, площадью 4760 кв.м, дата регистрации права /________/ и, соответственно, плательщиком земельного налога.
На основании п.3 ст.396 НК РФ Толкачеву С.В. ИФНС России по г.Томску проведено исчисление земельного налога, подлежащего уплате за 2016 год со сроком уплаты не позднее /________/ в сумме 191 062 руб. На основании ст.52, п.4 ст.397 НК РФ налогоплательщику направлено уведомление с извещением на уплату налога. В установленный срок земельный налог в сумме 191 062 руб. уплачен не был. В соответствии со ст.75 НК РФ за каждый календарный день просрочки уплаты земельного налога начислены пени в сумме 890,03 руб. На основании ст. 69, 70 НК РФ направлены требования от /________/ /________/ об уплате налога и пени. В установленный срок земельный налог в сумме 191 062 руб. и пени по земельному налогу в сумме 889,97 руб. уплачены не были.
Согласно сведениям органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленных в налоговый орган на Толкачева С.В., последний является собственником объектов: автозаправочная станция по адресу: /________/, кадастровый /________/, площадь 61,30 кв.м, дата регистрации права /________/; квартиры по адресу: /________/, /________/, кадастровый /________/, площадь 69 кв.м, дата регистрации права /________/ и, соответственно, плательщиком налога на имущество физических лиц.
На основании ст.403, 404, 408 НК РФ Толкачеву С.В. ИФНС России по г.Томску проведено исчисление налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате за 2016 год со сроком уплаты не позднее /________/ в сумме 1410 руб. На основании п.2 ст.409 НК РФ налогоплательщику направлено уведомление с извещением на уплату налога. В установленный срок налог на имущество физических лиц в сумме 1410 руб. уплачен не был. В соответствии со ст.75 НК РФ за каждый календарный день просрочки уплаты налога на имущество физических лиц начислены пени в размере 6,56 руб. На основании ст. 69, 70 НК РФ направлены требования от /________/ /________/ об уплате налога и пени. В установленный срок налог на имущество физических лиц в сумме 1410 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 6,56 руб. уплачены не были.
/________/ мировым судьей на основании заявления ИФНС России по г.Томску вынесен судебный приказ о взыскании указанной налоговой задолженности, который определением судьи от /________/ по заявлению Толкачева С.В. отменен, однако задолженность не погашена.
На основании изложенного, административный истец просил взыскать в пользу соответствующего бюджета с Толкачева С.В. задолженность в размере 193 368,53 руб., в том числе: земельный налог за 2016 год в размере 191 062 руб., пени по земельному налогу в размере 889,97 руб. за период с /________/ по /________/, налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1410 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 6,56 руб. за период с /________/ по /________/.
В судебном заседании представитель административного истца Гуляева Л.А., действующая на основании доверенности от 09.01.2018 сроком до 31.12.2018, настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что заявленные требования о взыскании задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц и пени не включены в реестр требований кредиторов в рамках процедуры банкротства Толкачева С.В., соответственно, подлежат взысканию с административного ответчика в общем порядке.
В судебное заседание административный ответчик Толкачев С.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, представил письменные возражения, в которых указал, что решением Арбитражного суда Томской области от 29.11.2016 он признан банкротом, в отношении него введена процедура реализации имущества, утвержден финансовый управляющий, в связи с чем, полагал, что споры о взыскании налоговой задолженности должны рассматриваться в арбитражном суде, а производство по настоящему делу подлежит прекращению.
В судебном заседании представитель административного ответчика Толкачева С.В. Сайковский С.А., действующий на основании доверенности от 25.07.2016 сроком на 5 лет, возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал письменные возражения административного ответчика. Не отрицал факта наличия задолженности административного ответчика по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц и пени, и их размера, однако полагал, что, поскольку обязанность по уплате указанных платежей возникла с /________/, а с /________/ в отношении Толкачева С.В. начата процедура банкротства, то требования ИФНС России по г.Томску должны предъявляться к финансовому управляющему Толкачева С.В.
Заслушав мнения сторон, определив рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, изучив материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.4 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В силу ст.57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность государства носит публично-правовой характер.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ч. 1 ст. 8 НК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи. Налоговым периодом признается календарный год (ч. 2 ст. 402, ст. 405 НК РФ).
В силу ч. 1 ст. 409 НК РФ налог за 2016 год подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 360 НК РФ Налоговым периодом признается календарный год.
Судом установлено, никем не оспорено, следует из сведений о недвижимости налогоплательщика, что Толкачеву С.В. на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: автозаправочная станция по адресу: /________/, кадастровый /________/, площадь 61,30 кв.м, дата регистрации права /________/; квартира по адресу: /________/ /________/, кадастровый /________/, площадь 69 кв.м, дата регистрации права /________/, в связи с чем, он является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Судом установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что в установленные сроки налог на имущество физических лиц за 2016 года уплачен Толкачевым С.В. не был.
Согласно п.1 ст.72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, банковской гарантией.
Согласно положениям ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. При этом сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Также положениями данной статьи предусмотрен порядок начисления и взыскания пени, а именно то, что пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пени начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75).
В связи с несвоевременной оплатой налога на имущество физических лиц Толкачеву С.В. начислена пеня за период с /________/ по /________/ в размере 6,56 руб.
/________/ в адрес Толкачева С.В. направлено требование /________/ об оплате пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 6,56 руб.
Представленный расчет пени в указанном размере является корректным, арифметически верным и обоснованным.
Поскольку доказательств исполнения требования об уплате налога на имущество физических лиц и пени суду не представлено, с Толкачева С.В. подлежит взысканию задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1410 руб., а также пени налогу на имущество физических лиц в размере 6,56 руб. за период с /________/ по /________/.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 НК РФ местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
Земельный налог относится к местным налогам и сборам (п. 1 ст. 15 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 387 НК РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Как следует из ст.399 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать налоговую ставку, установленную ст. 394 НК РФ.
Судом установлено, доказательств обратного не представлено, следует из сведений об имуществе налогоплательщика, что Толкачеву С.В. на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: /________/ кадастровый /________/, площадью 4760 кв.м, дата регистрации права /________/, в связи с чем, он является плательщиком земельного налога.
Как установлено судом административным истцом направлялось Толкачеву С.В. налоговое уведомление /________/ от /________/ о необходимости уплаты, в том числе, земельного налога за 2016 год в размере 191 062,00 руб., со сроком исполнения до /________/.
Поскольку Толкачевым С.В. в установленный срок земельный налог не был уплачен, ИФНС России по г.Томску на основании ст.75 НК РФ начислены пени по земельному налогу в размере 889,97 руб. за период с /________/ по /________/, направлено требование /________/ от /________/ об уплате налога и пени.
Расчет указанного налога и пени судом проверен, административным ответчиком не оспорен и признан верным.
Таким образом, с Толкачева С.В. подлежит взысканию земельный налог за 2016 год в размере 191 062,00 руб., а также пени по земельному налогу в размере 889,97 руб. за период с /________/ по /________/.
Возражая против удовлетворения исковых требований, административный ответчик указал, что решением Арбитражного суда Томской области от /________/ он признан банкротом, в связи с чем, взыскиваемая задолженность по налогам включена в отчет финансового управляющего, следовательно настоящий спор должен рассматриваться в арбитражном суде.
Действительно, решением Арбитражного суда Томской области от /________/ Толкачев С.В. признан банкротом, в отношении него введена процедура реализации имущества сроком на 6 месяцев; утвержден финансовый управляющий.
Определением Арбитражного суда Томской области от /________/ продлен срок реализации имущества Толкачева С.В. на 6 месяцев.
Как следует из отчета финансового управляющего от /________/ в четвертой очереди текущих платежей указаны: земельный налог за 2016 год в размере 191 062 руб., налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1410 руб.
В соответствии с ч. 5 ст. 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26 октября 2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Согласно пункту 1 статьи 5 названного Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 (ред. от 21.12.2017) "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Подлежащие взысканию земельный налог за 2016 год и налог на имущество физических лиц за 2016 год и пени относятся к текущим платежам, следовательно, требование об их взыскании не могло быть заявлено в рамках дела о банкротстве.
В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно разъяснениям ВС РФ и ВАС РФ, изложенным в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №41, Пленума ВАС РФ №9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно материалам дела 26.03.2018 мировым судьей судебного участка № 3 Кировского судебного района г.Томска вынесен судебный приказ о взыскании с Толкачева С.В. в пользу ИФНС России по г.Томску задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере 191 062, 00 руб., пени по земельному налогу в размере 889,97 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1410 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 6,56 руб., государственной пошлины в сумме 2533,59 руб. в доход муниципального образования «Город Томск», который отменен 11.04.2018.
Административное исковое заявление подано в суд 08.10.2018, то есть в течение установленного законом срока.
На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с удовлетворением исковых требованием с ответчика Толкачева С.В. в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, в размере 5 067,37 руб. (п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175–180, ст. 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску к Толкачеву Сергею Владимировичу о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.
Взыскать с Толкачева Сергея Владимировича, проживающего по адресу: /________/ задолженность по обязательным платежам и санкциям в размере 193 368,53 (сто девяносто три тысячи триста шестьдесят восемь) руб. (пятьдесят три) коп., из которых задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год - 1410 руб., пени по налогу на имущество физических лиц - 6,56 руб. за период со /________/ по /________/, задолженность по земельному налогу за 2016 год - 191 062,00 руб., пени по земельному налогу -890,03 руб. за период с /________/ по /________/.
Взыскание налога и пени следует осуществить по следующим реквизитам: Получатель: УФК по Томской области (ИФНС России по г.Томску) ИНН 7021022569, КПП 701701001. Банк получателя: Отделение Томск, г.Томск. Расчетный счет 40101810900000010007, БИК 046902001. Код ОКТМО 69701000, КБК 18210601020041000110 - уплата налога на имущество, КБК 18210601020042100110 - уплата пени по налогу на имущество, КБК 18210606042040000110 - уплата земельного налога, КБК 18210606012042100110 - уплата пени по земельному налогу.
Взыскать с Толкачева Сергея Владимировича в бюджет муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 5 067,37 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение месяца со дня изготовления его полного текста.
Судья подпись Л.Л.Аплина
ВЕРНО
Судья Л.Л.Аплина
Секретарь Н.С.Золотарёва