Дело № 2-2502/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 августа 2017г.
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
Судьи Ибрагимовой Е.А.,
При секретаре Бабаевой М.Ю.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аксенова ФИО10 к Министерству финансов Российской Федерации, ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Аксенов ФИО11. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что в период отбывания наказания в ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области с 2004 года по 2007 год он заболел <данные изъяты>. На его неоднократные обращения за медицинской помощью ему говорили, что он симулирует, помощь не оказывали. Затем его поместили в больницу в ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, но оказывали ненадлежащую медицинскую помощь. Лечили лекарствами, которые были просроченными, не оказывали лечебного действия. На его глазах умирал от <данные изъяты> молодой парень ФИО13, он видел его страдания, тем самым ему, Аксенову ФИО14 был причинен моральный вред. Ненадлежащим оказанием медицинской помощи в ИК-3, затем в ИК-9 ему причинен моральный вред, который он оценивает в 1 000 000 руб.
Истец Аксенов ФИО12 в судебном заседании не участвовал, извещался.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ – Управления Федерального казначейства по Ульяновской области в судебном заседании не участвовал, извещался. Ранее в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется. Не представлено доказательств наличия совокупности условий для возложения на ответчиков гражданско-правовой ответственности. Не представлено доказательств нарушения личных неимущественных прав истца должностными лицами ИК-3, наличия причинной связи между физическими и нравственными страданиями истца. Сам по себе факт выявления у истца заболевания <данные изъяты> во время отбывания наказания в местах лишения свободы не может служить доказательством того, что исправительное учреждение является причинителем вреда, а заболевание возникло вследствие его ненадлежащего содержания в исправительном учреждении. Кроме того, заявленная сумма морального вреда явно завышена и необоснованна.
Представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области Мошков ФИО15. в судебном заседании исковые требования не признал. Поддержал доводы представителя ответчиков Гасанова ФИО16., данные им ранее в судебном заседании, что ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области являются ненадлежащими ответчиками по делу. Не имеется совокупности ряда противоправных действий со стороны ИК-3, нет причинно-следственной связи с наступившими последствиями у осужденного от действий ИК-3. Медицинская помощь, лечение в колонии проводилось в соответствии с Рекомендациями.
Представитель третьего лица ФКУ ИК-9 УФСИН России Кетбелева ФИО17 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Поддержала доводы представителя ответчиков Мошкова ФИО18. Дополнила, что истцу оказывалась квалифицированная медицинская помощь в соответствии со Стандартами.
Представитель третьего лица ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России в судебном заседании не участвовал, извещался. Ранее в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что Аксенову медицинская помощь была оказана надлежащим образом. При обращении за медицинской помощью в колонии делается запись в медкарте. Осужденный записывается на прием к врачу. По результатам приема ему назначается лечение. При необходимости проведения стационарного лечения проводятся обследования больного, и на заседании медицинской комиссии принимается решение о помещении осужденного в стационар. Он направляется в стационар, который находится в колонии № 9. На него заводится отдельная история болезни. Медкарта осужденного хранится в личном деле в архиве колонии. Осужденным в колонии 2 раза в год проводятся медосмотры, в том числе проводится флюорография.
Представитель третьего лица ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещался.
Выслушав явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего необходимым в иске отказать, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Аксенов ФИО19 отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-3 с 17.10.2004г. по 11.04.2007г.
11.04.2007г. убыл в ФКУ ИК-9 «Областная больница» на основании наряда № 75/23-1387 от 29.03.2007г. в связи с заболеванием <данные изъяты>
07.09.2007г. освободился условно-досрочно из ФКУ ИК-9.
Истец указывает, что заболевание <данные изъяты> у него возникло в период нахождения в колонии № 3, и что ему не оказывалась надлежащая медицинская помощь, а также оказывалась медицинская помощь ненадлежащим образом как в колонии № 3, так и в колонии № 9, где он находился на стационарном лечении.
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" с 1 января 2013 года медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
В соответствии со ст.6 Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991г., (прекратил свое действие с 01.01.2011г.), граждане Российской Федерации имеют право на получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства; получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса.
В соответствии со ст.101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.
Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 N 205 были утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, действовавшие до 16.12.2016г.
Пунктом 121 указанных Правил было определено, что предоставляемая в ИУ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь оказывается по профилям медицинских специальностей состоящих в штате врачей медицинской части учреждения.
Согласно п.122 указанных Правил, медицинская часть учреждения осуществляет: медицинское обследование осужденных с целью выявления заболеваний; диспансерное наблюдение и учет осужденных; лечение больных осужденных с использованием средств и методов, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения; хранение и выдачу осужденным лекарственных средств, иных изделий медицинского назначения …
Как следует из материалов дела, в период отбывания наказания в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области с 2004г. по 2007г. Аксенову ФИО20 регулярно проводились необходимые обследования, лабораторные исследования. Ежегодно проводилась дибазолопрофилактика для повышения иммунитета, дважды в год проводилось флюорографическое обследование. Признаков активного <данные изъяты> не выявлялось.
При рентгенологическом исследовании 23.01.2007г. на рентген-снимках была обнаружена <данные изъяты>, что указывало на наличие <данные изъяты>. Также на левом легком был обнаружен <данные изъяты>, то есть следы перенесенного ранее воспаления, характерного для <данные изъяты> неопределенной давности.
ФИО3 было назначено лечение, 07.02.2007г. ему был поставлен окончательный диагноз «<данные изъяты>», 11.04.2007г. он был госпитализирован в туботделение больницы ИК-9.
При рассмотрении данного иска судом по делу назначалась судебно-медицинская экспертиза.
Согласно выводам судебно-медицинской экспертизы, заболевание – <данные изъяты> в период с 2004г. по 21.12.2006г. у Аксенова ФИО21 отсутствовало. Определить, когда впервые был выявлен у Аксенова ФИО22 <данные изъяты>, не представляется возможным, так как не представлены рентгенологические снимки за 2007г. (январь 2007г.) и раньше 29.09.2003г. (признаков <данные изъяты> не обнаружено). Определить вероятное время инфицирования у Аксенова ФИО23 невозможно, так как это могло произойти как в детском, в юношеском, так и во взрослом возрасте. Заражение микобактериями <данные изъяты> чаще всего происходит воздушно-капельным путем (в 90-95% случаях) во время кашля, чихания, в разговоре. Микобактерии <данные изъяты>, попадая в организм человека, могут длительное время (годы) находиться в нем в неактивном состоянии, и не проявляется клинически или рентгенологически. Проявление признаков <данные изъяты> зависит, прежде всего, от состояния иммунной системы человека. Большое значение в снижении иммунитета имеют стрессовые ситуации, плохие условия жилья, плохое питание, частые простудные заболевания.
Эксперты указывают, что по содержанию амбулаторной карты Аксенова ФИО24 видно, что медицинские осмотры, в том числе флюорографические обследования, которые направлены на раннее выявление <данные изъяты> в период с 2004г. по 2007г. проводились регулярно – 2 раза в год. За период лечения в стационаре с 24.01.2007г. по 11.04.2007г. все ли клинико-диагностические мероприятия были проведены, ответить не представляется возможным, в связи с тем, что оригинал медицинской карты стационарного больного (полная ее копия) в распоряжение комиссии экспертов не представлен. Определить правильность постановки диагноза, который был выставлен в истории болезни № ФКУ ИК-9, не представляется возможным, так как нет необходимых «доказательств» (R-граммы органов грудной клетки). Если взять во внимание, что диагноз выставлен правильно «<данные изъяты>Д» учета, изучив историю болезни № и выписку из истории болезни, можно сделать вывод, что в период нахождения Аксенова ФИО25 в стационаре (в <данные изъяты> отделении Областной больницы при ФКУ ИК-9) с 16.04.2007г. по 07.09.2007г., все проводимые обследования, их кратность, назначенное лечение, дозы, сроки лечения соответствуют стандартам, согласно приложению № 1 к Приказу Минздрава России от 21.03.2003г. № 109, «Инструкция <данные изъяты>».
Таким образом, собранными по делу доказательствами не нашел подтверждения факт неоказания Аксенову ФИО26 необходимых медицинских услуг и факт оказания медицинских услуг ненадлежащего качества, а также факт заражения Аксенова ФИО27. заболеванием – <данные изъяты> по вине исправительного учреждения.
Согласно ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежит возмещению при наличии совокупности следующих обстоятельств: наступление вреда (наличие убытков), противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственная связь между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, а также наличие вины причинителя вреда, при этом, отсутствие доказательств хотя бы одного из указанных фактов влечет за собой отказ в удовлетворении требований о возмещении вреда.
Истцом не представлено доказательств причинения ему вреда действиями (бездействиями) как сотрудников ФКУ ИК-3, так и сотрудниками ФКУ ИК-9.
В связи с чем в иске следует отказать.
В соответствии с положениями ст.103 ГПК РФ с истца в пользу ГКУЗ «<данные изъяты>» подлежат взысканию расходы по проведению судебной экспертизы в размере 16 391 руб., так как решение состоялось не в пользу истца.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░28 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░29 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 16 391 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░