РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Самара 28 апреля 2021 года
Судья Самарского районного суда г. Самары Балова А.М.,
при секретаре Помендюковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-625/2021 по административному иску Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара к ведущему судебному приставу-исполнителю ОСП Самарского района г. Самары Агафоновой И.В., ОСП Самарского района г. Самары, УФССП России по Самарской области об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Самарского внутригородского района городского округа Самара обратилась в Самарский районный суд г. Самары с административным иском, требуя с учетом измененных административных исковых требований признать незаконным постановление ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП Самарского района г. Самары УФССП России по Самарской области Агафоновой И.В. о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ; освободить Администрацию Самарского внутригородского района городского округа Самара от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара – ФИО3, действующая на основании доверенности, заявила об отказе от административных исковых требований в части признания незаконным постановления ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП Самарского района г. Самары УФССП России по Самарской области Агафоновой И.В. о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, производство по административному делу в данной части административных исковых требований было прекращено.
В обоснование заявленных административных исковых требований в административном иске указано, что решением Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ частично удовлетворены исковые требования ФИО4 о признании туалета незаконной постройкой и исполнении обязанности по его сносу. Указанным решением суда на Администрацию Самарского внутригородского района городского округа Самара возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу произвести консервацию и тампонирование выгребной ямы, находящейся вплотную к стене <адрес> в <адрес>, во дворе <адрес> в <адрес>, путем устройства сверху ямы монолитной железобетонной плиты; освободить земельный участок от туалета по вышеуказанному адресу путем переноса его в иное место, определенное Администрацией. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. В ОСП Самарского района г. Самары ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП Самарского района г. Самары Агафоновой И.В. в отношении Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара возбуждено исполнительное производство №-ИП, и должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. ДД.ММ.ГГГГ постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП Самарского района г. Самары Агафоновой И.В. с Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей за неисполнение решения Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В Администрацию Самарского внутригородского района городского округа Самара требование ведущего судебного пристава-исполнителя Агафоновой И.В. (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) с семидневным сроком исполнения со дня его поступления поступило ДД.ММ.ГГГГ одновременно с постановлением о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ. Семидневный срок исполнения требования судебного пристава-исполнителя истек ДД.ММ.ГГГГ. В требовании исх. № от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель обязывает Администрацию Самарского внутригородского района городского округа Самара исполнить решение Самарского районного суда <адрес>, а также обеспечить явку на ДД.ММ.ГГГГ в 10.00 в ОСП Самарского района г. Самары для предоставления доказательств исполнения судебного акта. Администрация Самарского внутригородского района городского округа Самара выполнила требования должностного лица службы судебных приставов, представила фотоматериалы, свидетельствующие о консервации и тампонировании выгребной ямы, устройстве монолитной железобетонной плиты во дворе <адрес> в <адрес>, а также фотографии уличного туалета, расположенного на дворовой территории <адрес>, который определен для пользования жильцов. Таким образом, постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ принято должностным лицом службы судебных приставов до истечения сроков исполнения, содержащихся в требованиях.
В судебном заседании представитель административного истца Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара – ФИО3, действующая на основании доверенности, измененные административные исковые требования об освобождении от исполнительского сбора поддержала, просила их удовлетворить, ссылаясь на то, что бюджет Самарского внутригородского района городского округа Самара является дотационным, и размер исполнительского сбора 50 000 рублей существенным, поскольку исполнение доходной части бюджета Самарского внутригородского района городского округа Самара на ДД.ММ.ГГГГ ниже аналогичного периода прошлого года.
Административный ответчик – ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП Самарского района г. Самары Агафонова И.В. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала, пояснив, что оснований для освобождения от исполнительского сбора нет.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебном заседании относительно удовлетворения административного иска возражал.
Представитель административного ответчика УФССП России по Самарской области в судебное заседание не явился, однако извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Частью 12 статьи 30 указанного Федерального закона РФ предусмотрено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 105 данного Федерального закона РФ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3).
Из приведенных законоположений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке должен установить наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Федерального закона РФ).
Положения ч. 7 ст. 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляют суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, а также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
При применении положений ч. 7 ст. 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 75 в Постановлении от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такому рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Судом установлено, что решением Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ частично удовлетворены исковые требования ФИО4 к Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара о признании туалета незаконной постройкой, обязании произвести снос туалета, и на Администрацию Самарского внутригородского района городского округа Самара возложена обязанность в месячный срок произвести консервацию и тампонирование выгребной ямы, находящейся вплотную к стене <адрес> в <адрес>, во дворе <адрес> в <адрес>, путем устройства сверху ямы монолитной железобетонной плиты; освободить земельный участок от туалета по указанному адресу путем переноса его в иное место, определенное Администрацией Самарского внутригородского района городского округа Самара.
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
По заявлению ФИО4 ОСП Самарского района г. Самары ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара возбуждено исполнительное производство №-ИП, и должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
В постановлении должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена должником Администрацией Самарского внутригородского района городского округа Самара, что подтверждается Отчетом об отслеживании почтового отправления.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Агафоновой И.В. осуществлен выход по месту исполнительных действий с целью установления исполнения решения суда.
Из Акта о совершении исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решение суда не исполнено, земельный участок не освобожден от туалета путем переноса в новое место.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП Самарского района г. Самары Агафоновой И.В. с Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Копия постановления о взыскании исполнительского сбора вручена лично представителю Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует его подпись на копии постановления.
ДД.ММ.ГГГГ представителю Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара также вручено предупреждение по ст. 315 УК РФ от ДД.ММ.ГГГГ и требование от ДД.ММ.ГГГГ исполнить решение суда согласно исполнительного документа и ДД.ММ.ГГГГ явиться в ОСП Самарского района г. Самары, предоставив доказательства исполнения решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме исполнительное производство окончено в порядке п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
Изучив представленные в обоснование заявленных административных исковых требований документы, а также в подтверждение степени вины должника, его имущественного положения, учитывая меры, предпринимаемые должником для добровольного исполнения требований исполнительного документа, срок исполнения требований исполнительного документа должником в течение 2-х месяцев с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства, принимая во внимание, что исполнительский сбор взыскивается из средств бюджета Самарского внутригородского района городского округа Самара, суд считает возможным на основании ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» уменьшить размер, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительского сбора на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», то есть до 37 500 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 363 КАС РФ, ст. 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара удовлетворить частично.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара на основании постановления ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП Самарского района г. Самары УФССП России по Самарской области Агафоновой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, до <данные изъяты> рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 мая 2021 года.
Судья А.М. Балова