Решение по делу № 2-1647/2016 ~ М-1472/2016 от 16.06.2016

Дело № 2 – 1647 / 2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 августа 2016 года г. Чернушка

Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием помощника прокурора Чернушинского района ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора Чернушинского района Пермского края к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 о проведении специальной оценки условий труда;

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чернушинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о проведении специальной оценки условий труда.

Исковые требования прокурора Чернушинского района мотивированы следующим: в соответствие с планом работы прокуратуры на ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем ФИО1 требований действующего законодательства в сфере охраны труда, в том числе по вопросам специальной оценки условий труда. Проверкой установлено, что ИП ФИО1 не проведена оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Меры по проведению оценки условий труда на рабочих местах не принимались. Это свидетельствует о нарушении данным работодателем установленных законодательством норм, в том числе в области охраны труда. Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров: представлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. В соответствии с требованиями ст. 209 ТК РФ, специальная оценка условий труда предполагает оценку таких условий на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Специальная оценка труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В силу требований ст. 210 Трудового кодекса РФ основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда. В целях реализации положений Трудового кодекса Российской Федерации (ст.ст. 209, 201,212 ТК РФ), а также в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и иных нормативных правовых документов, регламентирующих процедуру проведения специальной оценки условий труда, работодатель обязан обеспечить проведение оценки условий труда на рабочих местах согласно Методике, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года № 33н «Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». В соответствии с пп.1 п. 2 ст. 4 ст. 8 Закона «О специальной оценке условий труда» на работодателя возлагается обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом. Основными процедурами, осуществляющими в рамках проведения специальной оценки условий труда, являются: подготовка к проведению специальной оценки условий труда (ст.9 Закона); идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ст. 10 Закона); декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 11 Закона); исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов (ст. 12 Закона); оформление результатов проведения специальной оценки условий труда (ст. 15 Закона). Как следует из материалов дела проверки, ИН ФИО1 в нарушение требований действующего законодательства не проведена специальная оценка условий труда, что влечет за собой нарушение прав лиц уже работающих по вредных и (или) опасных условиях труда и потенциальных работников, на получение достоверной и объективной информации о наличии на конкретном рабочем месте вредных и (или)опасных условий труда, и положительных льгот и компенсаций за работу в указанных условиях. В настоящее время у ИП ФИО1 осуществляют трудовую деятельность 2 работника на 3 рабочих местах в отсутствие проведенной специальной оценки условий труда. На предприятии возможна ротация работников (перевод на другие рабочие месте) прием новых. В связи с этим нарушение прав уже работающих лиц носит длящийся характер и влечет за собой потенциальное нарушение прав работников при переводах внутри организации и в случае приема новых работников. Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Прокурор Чернушинского района просит обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 провести специальную оценку условий труда по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора Чернушинского района ФИО3 исковые требования поддержала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснила, что в ИП ФИО1 не проведена специальная оценка условий труда, проведение специальной оценки условий труда предусмотрено положениями ст. 209 ТК РФ, настаивает на удовлетворении исковых требований в полном объеме. Срок исполнения установлен обоснованно.

Ответчик индивидуальный предприниматель ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате и времени извещена надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В письменном отзыве по иску ответчик индивидуальный предприниматель ФИО1 указала, что ответчик зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, предпринимательскую деятельность осуществляет с ДД.ММ.ГГГГ, до указанного периода проводились пуско-наладочные работы по монтажу и установке оборудования, настройке всего процесса работы. В период настройки оборудования работы проводились наемными специалистами по разовому договору. С ДД.ММ.ГГГГ началась работа по подбору сотрудников, которые были устроены на работу с ДД.ММ.ГГГГ, временный период с момента начала работы работников и до момента проверки был сравнительно небольшой, и времени на проведение оценки условий труда у ИП ФИО1 было очень мало. Кроме того, проведение оценки условий труда требует значительных финансовых вложений, учитывая, что на начальных этапах развития у начинающих предпринимателей нет достаточных вложений, поэтому оформление документов имело длительный процесс. ИП ФИО1 в содеянном раскаивается, и не собирается продолжать работу без проведения оценки условий труда. Проведение оценки условия труда запланировано, не было надлежащим образом оформлено, так как требовались финансовые вложения в оформление других не менее важных разрешительных документов. ИП ФИО1 не имеет достаточного штата сотрудников. В настоящее время ИП ФИО1 проводится работа по оформлению оценки условий труда для работников, ведутся переговоры с компаниями, оказывающими услуги по проведению оценки условий труда. В соответствии с ч. 6 ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда», в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 ст. 10 вышеуказанного закона, специальная оценка условий труда может производиться поэтапно и должна быть завершена не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, у ИП ФИО1 имеется достаточно времени для проведения оценки условий труда на своем предприятии, оснований по обязательству проведения в срок до ДД.ММ.ГГГГ не имеется. В настоящее время ИП ФИО1 находится в очень тяжелом финансовом положении, деятельность была приостановлена по решению Чернушинского районного суда Пермского края по иску Роспотребнадзора сроком на 90 суток, у ответчика значительные кредитные обязательства перед банками, по которым идет просроченная задолженность третий месяц, и на иждивении находятся двое малолетних детей.

Суд, заслушав доводы прокурора, рассмотрев представленные материалы дела, полагает исковые требования прокурора Чернушинского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.

ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и поставлена на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ, внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (л.д.13-16).

Вид основной деятельности: обработка неметаллических отходов и лома; дополнительные виды деятельности: прочая оптовая торговля, обработка прочих неметаллических отходов и дома, производство прочих пластмассовых изделий, производство пластмассовых плит, полос, труб и профилей, оптовая торговля отходами и ломом, предоставление услуг в области производства пластмассовых деталей, обработка отходов и лома пластмасс.

По информации ответчика ИП ФИО1 на предприятии осуществляют трудовую деятельность 2 работника на 3 рабочих местах. (л.д. 8, 9, 10, 11, 12)

Согласно Справки о проведенной проверке соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды ИП ФИО1 по адресу: <адрес>, ИП ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность в помещении склада по производству полимерной гранулы из полиэтиленовой тары, утратившей потребительские свойства, при проверке выявлены нарушения требований в сфере охраны труда, трудовую деятельность осуществляют два работника по должностям: дробильщик, оператор линии грануляции, специальная оценка условий труда индивидуальным предпринимателем не произведена.

В соответствии со ст. ст. 212 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.

Согласно ст. 210 Трудового кодекса РФ, основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда; государственная экспертиза условий труда; установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 года N 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016 года) "О специальной оценке условий труда", предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. 2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», 1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. 2. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. 3. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», …2. Работодатель обязан: 1) обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона; 2) предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений); 3) не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения; 4) ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; 5) давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; 6) реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», 1. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. 2. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. 3. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. 4. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Согласно ст. 27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», 1. Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. До дня вступления в силу федерального закона об аккредитации в национальной системе аккредитации аккредитация испытательных лабораторий (центров) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. 2. Организации, которые аккредитованы в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, и имеют в своем составе испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 году, вправе проводить специальную оценку условий труда без учета требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, до 31 декабря 2014 года включительно. …4. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. 5. В отношении рабочих мест, указанных в части 7 статьи 9 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда проводится в общем порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, до установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти особенностей проведения специальной оценки условий труда на таких рабочих местах. 6. В отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

В судебном заседании установлено, что ответчик Индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность, на предприятии ответчика работают два гражданина по трудовым договорам, при проверке установлено, что работодателем не проведена специальная оценка условий труда.

Согласно материалов проверки, предпринимательская деятельность связана с хранением и переработкой отходов.

При таких обстоятельствах, в соответствии с требованиями ст. 212 ТК РФ, ст. 4, 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», требования прокурора о возложении на ответчика обязанности проведения специальной оценки условий труда являются законными и обоснованными.

Срок исполнения с учетом доводов прокурора о наличии вредных факторов на рабочих местах, установленных при проверке, определяется до ДД.ММ.ГГГГ.

При последующем исполнении решения суда, в соответствии со ст. 203 ГПК РФ, при наличии исключительных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения в указанный срок, подтвержденных надлежащими, бесспорными и убедительными доказательствами, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением по отсрочке исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Чернушинского района удовлетворить.

Возложить на Индивидуального предпринимателя ФИО1 обязанность провести специальную оценку условий труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в срок до 14 января 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Чернушинский районный суд.

Судья (подпись) Е.Р. Низаева

2-1647/2016 ~ М-1472/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Чернушинского района
Ответчики
Некрасова ирина Вениаминовна
Суд
Чернушинский районный суд Пермского края
Судья
Низаева Елена Рашитовна
Дело на странице суда
chernush--perm.sudrf.ru
16.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2016Передача материалов судье
17.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.07.2016Предварительное судебное заседание
12.08.2016Судебное заседание
19.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2016Дело оформлено
28.09.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее