УИД: 66RS0010-01-2018-000495-55
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
13 августа 2018 года город Нижний Тагил
Судья Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области Володина Т.Э.,
с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Геворгян Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №5-207/2018 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Нижнетагильского муниципального унитарного предприятия «Нижнетагильские тепловые сети», расположенного по адресу: (место расположения обезличено), ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 25.06.2018, 22.06.2018 в 09:30 в результате проведенного административного расследования установлено, что юридическим лицом НТ МУП «Нижнетагильские тепловые сети» допускается нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и хозяйственно-бытовому водоснабжению, а именно, НТ МУП «Нижнетагильские тепловые сети» является энергоснабжающей организацией и подает тепловую энергию в горячей воде с целью обеспечения потребителей (граждан) многоквартирного дома (место расположения обезличено) коммунальными услугами - отоплением и горячим водоснабжением. На основании письменного обращения жителя дома (место расположения обезличено) от 23.04.2018 №№... с жалобой на низкую температуру горячей воды в квартире в отношении НТ МУП «Нижнетагильские тепловые сети» проведено административное расследование, в ходе которого сделан запрос о предоставлении документов. 18.06.2018 проведены замеры горячей воды на вводе в жилой дом (место расположения обезличено) (теплоузел, подвальное помещение между 1-м и 2-м подъездами дома). Температура горячей воды из водопроводного крана на вводе в жилой дом (место расположения обезличено) (теплоузел, подвальное помещение между 1-м и 2-м подъездами дома) не соответствует требованиям санитарных правил = 58,0°С, при величине допустимого уровня не ниже 60°С и не выше 75°С (протокол лабораторных испытаний от 19.06.2018 №П-8887, экспертное заключение по результатам лабораторных испытаний от 21.06.2018 №П-8887), что является нарушением п. 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (л.д. 4-5).
В судебном заседании защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, НТ МУП «Нижнетагильские тепловые сети» - Геворгян Л.А., действующая на основании доверенности от 12.12.2017 №... (л.д. 81), вину не признала, просила производство по делу прекратить, поддержала доводы, изложенные в письменном объяснении (л.д. 77-80), полагает, что НТ МУП «Нижнетагильские тепловые сети» не может быть признан субъектом данного административного правонарушения, посколькусистема ГВС в доме (место расположения обезличено) закрытая, приготовление воды для жителей дома осуществляет самостоятельно через теплообменник (бойлер) ТСЖ «...». НТ МУП «Нижнетагильские тепловые сети» не является поставщиком горячей воды в данный дом.
Заслушав доводы защитника НТ МУП «Нижнетагильские тепловые сети» Геворгян Л.А., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Федеральному закону от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны соблюдать санитарные правила.
В соответствии с п. 1 ст. 19 вышеуказанного Закона, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» указано, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
По утверждению защитника, система ГВС в доме (место расположения обезличено) закрытая, приготовление воды для жителей дома осуществляет самостоятельно через теплообменник (бойлер) ТСЖ «Черноисточинское шоссе, 19а». В подтверждение представлен акт от 07.08.2018 №№... (л.д. 108) и фотографии (л.д. 109-112).
В пункте 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» указано, что централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта.
Положениями СанПиН 2.1.4.1074-01 установлены гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (пункт 1.1). СанПиН 2.1.4.1074-01 предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией централизованных систем питьевого водоснабжения населенных мест и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. СанПиН 2.1.4.1074-01 применяются в отношении воды, подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества. Гигиенические требования к качеству питьевой воды при нецентрализованном водоснабжении, к качеству питьевой воды, производимой автономными системами водоснабжения, индивидуальными устройствами для приготовления воды, а также реализуемой населению в бутылях или контейнерах, устанавливаются иными санитарными правилами и нормативами (пункты 1.3 - 1.5 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Согласно подп. 12 ст. 2 Закона №416-ФЗ нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Под индивидуальным тепловым пунктом понимается тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части (Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго от 24.03.2003 №115).
Таким образом, в рассматриваемом случае, с учетом установленного факта оборудования дома №19а по Черноисточинскому шоссе в городе Нижний Тагил собственным индивидуальным тепловым пунктом для подогрева воды (бойлерами), суд приходит к выводу о том, что в отношении данного дома НТ МУП «Нижнетагильские тепловые сети» в спорный период не поставлял самостоятельный ресурс «горячая вода», горячая вода приготавливается внутри домов, в которые подается только холодная вода и тепловая энергия для отопления.
Статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Судом установлено, что между НТ МУП «Нижнетагильские тепловые сети» и ТСЖ «...» заключен договор купли-продажи тепловой энергии в горячей воде от 01.01.2016 №№... (л.д. 83-101), который расторгнут на основании соглашения от 20.02.2017 (л.д. 102-103).
Таким образом, суд соглашается с защитником НТ МУП «Нижнетагильские тепловые сети», что оно не является поставщиком горячей воды в данный дом.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Таким образом, материалы административного дела подтверждают только наличие события правонарушения - несоответствие качества питьевой воды санитарным требованиям, однако, это не является достаточным основанием для привлечения НТ МУП «Нижнетагильские тепловые сети» к административной ответственности, поскольку органом, возбудившим административное дело, не доказано, что данная организация является поставщиком горячей воды в жилой дом №(место расположения обезличено).
Кроме того, суд считает, что имеются нарушения по порядку назначения экспертизы и отбору проб.
Определением должностного лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе от 28.05.2018 на основании обращения жильца жилого дома (место расположения обезличено) (фамилия не указана) о низкой температуре горячей воды, в отношении НТ МУП «Нижнетагильские тепловые сети» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и решен вопрос о проведении административного расследования (л.д. 17).
Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление в соответствии нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако, должностными лицами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе при производстве административного расследования требования процессуальных норм не выполнялись.
В соответствии со ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении (ч. 3), копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (ч. 3.1).
В материалах дела об административном правонарушении в отношении НТ МУП «Нижнетагильские тепловые сети» сведения о привлечении к участию в производстве по делу об административном правонарушении потерпевшего Кулешова С.И., обратившегося с жалобой (л.д. 23), отсутствуют.
Согласно ч. 4 ст. 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до направления определения о назначении экспертизы для исполнения должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязан ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Однако, сведения о том, что потерпевший Кулешов С.И. извещен о назначении и проведении по делу экспертного исследования, материалы дела не содержат.
Как следует из материалов дела, для проведения экспертного исследования производилось измерение температуры воды.
Порядок взятия проб и образцов при производстве по делам об административных правонарушениях регламентирован ст. 26.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный ст. 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений ст. 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствующее изъятие осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи, о чем составляется протокол с соблюдением требований данной статьи и подписывается участвовавшими при изъятии лицами.
Как следует из протокола измерений физических факторов от 18.06.2018 (л.д. 13), участие понятых либо производство видеозаписи при совершении данного действия обеспечено не было.
Определением Главного санитарного врача Территориального отдела Управления по Роспотребнадзору по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе Барминым Ю.Я. от 29.05.2018 №№... по делу назначена экспертиза, проведение которой поручено экспертам филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе» Казанцеву А.С., Сергеевой А.В., Кошкаровой Н.Н., указано, что результаты экспертизы в виде протокола лабораторных испытаний, экспертного заключения представить в Территориальный отдел Управления по Роспотребнадзору по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе в срок до 28.06.2017 (л.д. 18).
В силу ч. 3 ст. 25.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Вместе с тем, протоколы лабораторных испытаний от 21.11.2017 подписаны заместителем главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе» Мальковым А.В., и в них указано, что ответственным за оформление протокола является Кошкарова Н.Н. (л.д. 12), то есть оформлены и подписаны лицами, которые не предупреждались об административной ответственности, и которым не были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с чем, нарушение порядка назначения и проведения экспертизы является существенным нарушением, влекущим невозможность использования полученных экспертных заключений в качестве допустимых доказательств.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1). Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3).
Следовательно, добытые по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении НТ МУП «Нижнетагильские тепловые сети» доказательства, являются недопустимыми и не могут быть использованы при вынесении постановления.
В силу частей 1, 3 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку вина НТ МУП «Нижнетагильские тепловые сети» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлена, в его действиях отсутствует состав указанного административного правонарушения, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 29.9 и ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 6.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.