копия
24RS0041-01-2021-000245-66
дело №2-3177/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2021 года г.Красноярск
Октябрьский районный суд г.Красноярска в составе
председательствующего судьи Басинской Е.В.
при секретаре Тарских Я.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Носковой Светланы Александровны, Митрофановой Екатерины Сергеевны к администрации г. Красноярска, администрации Октябрьского района г.Красноярска о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Носкова С.А., Митрофанова Е.С. обратились в суд с указанным иском, в котором просят признать за ними право пользования на условиях социального найма жилым помещением, расположенным по адресу: комнату У в Х в Х, площадью У кв.м., комнату У в Х в Х, площадью У кв.м, признать за ними по 1/2 доли за каждой право общей долевой собственности в порядке приватизации на указанные помещения.
Требования мотивирует следующим. Истцы вселились в указанные комнаты в ноябре 1998 года как члены семьи нанимателя, зарегистрировались 09.12.1998г. на основании договора социального найма с МП ПЖРЭЬ У, нанимателем являлся муж и отец истцов – А5, работавший в МП «ПЖРЭТ У электрогазосварщиком. А6 умер 00.00.0000 года., его сын А11 умер 00.00.0000 года. Указанная коммунальная квартира состоит из четырех жилых комнат. Комната У (переадресована на У) приватизирована на основании решения суда от 0.03.2011г. за Катковым С.Н.. Комнатой У пользуются Виноградов В.В. и Виноградова А.В.. Истцы на протяжении 22 лет проживают и зарегистрированы в указанных комнатах, содержат жилые помещения, проводят текущий ремонт, оплачивают жилищно-коммунальные услуги. Истцы в приватизации не участвовали.
В судебное заседание истцы не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, доверили представление интересов в суде Рябцеву С.В., который просил рассмотреть дело в отсутствии стороны истца.
Представители администрации г. Красноярска, администрации Октябрьского района г.Красноярска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причине не явки не сообщили.
Третьи лица Катков С.Н., Виноградов В.В., Виноградов А.В., Виноградова А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причине не явки не сообщили, ранее предоставляли заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствии, указали, что поддерживают исковые требования.
Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО УК «Меркурий» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще и своевременно, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Согласно ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Учитывая отсутствие возражений стороны истца, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившегося ответчика, в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно п. 1 ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
Частью 1 ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В силу положений ч. 1 ст. 51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке
На основании ч. 1 ст. 53 ЖК РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Согласно ч. 2 ст. 53 ЖК РСФСР к членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В силу ч. 1 ст. 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
В соответствии со статьей 5 Вводного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся: супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
Как установлено в судебном заседании, истцы Носкова ЭС.А. Митрофанова Е.С. проживает двух комнатах в квартире, расположенной по адресу: Х 09.12.1998г., что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.102, 130). Ранее в жилом помещении также были зарегистрированы А6 и А11, сняты с регистрационного учета в связи со смертью (л.д.9).
Согласно выписок из реестра муниципальной собственности квартира включена в реестр с 28.10.1996г., дом находился на учете у МП ПЖРЭТ-1 (л.д.45-46).
Заочным решением Октябрьского районного суда г.Красноярска мот 01.03.2011г. на комнату У в указанной квартире признано право собственности в порядке приватизации за А16. (л.д.50-53)
Указанная квартира была предоставлена мужу Носковой С.А. и отцу Митрофановой Е.С. – А15., который как видно из копии трудовой книжки с 198.07.1996г. по 30.11.2004г. работал в ПЖРЭТ У (л.д.18-26). Каких-либо сведений о порядке предоставлении данного жилого помещения Х. и членам его семьи и праве, на котором квартира была предоставлена лицам, проживающим в ней, не сохранилось, МУП «ПЖРЭТ У» ликвидировано 06.10.2009 года.
А6 умер 00.00.0000 года., что подтверждается свидетельством о смерти III-БА У (л.д.13), А11 умер 00.00.0000 года., что подтверждается свидетельством о смерти III-БА У от 16.09.2020г. (л.д.16).
Как следует из технического паспорта Х в Х (л.д.61-63) квартира имеет общую площадь У кв.м., состоит из четырех жилых комнат: У – площадью У кв.м., У – площадью У кв.м., У – площадью 15,7 кв.м., У – площадью У кв.м..
При этом на данную квартиру открыто несколько финансово-лицевых счетов: А9 – на жилую площадь У.м. (л.д.126), А1 и А2 – на две комнаты жилой площадью У кв.м. (л.д.130), на А8, А10, А10 – жилую площадь 8,70кв.м. (л.д.132).
Истцы пользуются комнатами У и У в данной квартире с 1998 года открыто и добросовестно, несут расходы по содержанию жилого помещения, что подтверждается квитанциями (л.д.10), А1 указана в качестве нанимателя жилого помещения.
Следовательно, вследствие ликвидации МУП «ПЖРЭТ У» являющаяся собственностью унитарного предприятия квартира, расположенная по адресу: Х.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Таким образом, будучи вселенными в спорную квартиру на законных основаниях как член семьи нанимателя жилого помещения, ранее принадлежащего унитарному предприятию, которое было ликвидировано, истцы А1, А2 в силу приведенных выше положений жилищного законодательства приобрели право пользования жилым помещением – комнатами У и У расположенными по адресу: Х, на условиях социального найма.
Согласно ст. 1,2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу ст.7,8 данного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Согласно ст. 11 данного Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
А1 и А2 в приватизации жилых помещений не участвовали, что подтверждается в совокупности справкой администрации Кугоевского сельсовета поселения Крыловского района (л.д.54), справкой филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация по Крыловскому району» (л.д.55), справками ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» Ширинский филиал (л.д.56-57), выпиской из домовой книги (л.д.58),справками МКУ г.Красноярска «Центр недвижимости» (л.д.59-60), уведомлениями об отсутствии сведений (л.д.100-101).
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что истцы ранее в приватизации участия не принимали, спорное жилое помещение предоставлено на законных основаниях до передачи в муниципальную собственность, к специализированному жилому фонду оно не отнесено, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и признании за истцами права собственности на комнаты в порядке приватизации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Носковой Светланы Александровны, Митрофановой Екатерины Сергеевны к администрации г. Красноярска, администрации Октябрьского района г.Красноярска о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации- удовлетворить.
Признать Носкову Светлану Александровну, Митрофанову Екатерину Сергеевну приобретшими право пользования на условиях социального найма жилым помещением: комнатой У в Х в г.Красноярске, площадью У кв.м., комнатой У в Х в г.Красноярске, площадью У кв.м,
Признать за Носковой Светланой Александровной, Митрофановой Екатериной Сергеевной по 1/2 доли каждой право общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: комната У в Х в г.Красноярске, площадью У кв.м., комната У в Х в г.Красноярске, площадью У кв.м..
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.В. Басинская
Мотивированное решение изготовлено 22.07.2021г..
Подлинник находится в материалах гражданского дела №2-3177/2021