Решение по делу № 2-602/2020 ~ М-552/2020 от 17.08.2020

УИД 11RS0016-01-2020-001107-84

Дело № 2-602/2020

Сыктывдинский районный суд Республики Коми

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми

в составе судьи Щенниковой Е. В.,

при секретаре судебного заседания Габовой Е. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с. Выльгорт

15 декабря 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Профир М. К. к администрации сельского поселения «Зеленец» о возложении обязанности обеспечить проезд к земельному участку,

установил:

Профир М. К. и администрацией СП «Зеленец» заключены договоры аренды земельного участка от <дата> и от <дата>. Данные земельные участки имеют вид разрешенного использования: отдельно стоящие односемейные дома традиционного типа с земельными участками, для индивидуальной жилой застройки. Вместе с тем, право аренды нарушается отсутствием проезда к земельному участку, в связи с чем, Профир М. К. просит возложить обязанность на администрацию СП «Зеленец» обеспечить проезд к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенному по адресу: <адрес>, и к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенному по адресу: <адрес>.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 18.11.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК, Отдел водных ресурсов Двинско-Печорского БВУ по РК, администрация муниципального «Сыктывдинский».

Истец Профир М. К., надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, направив своего представителя.

Представитель истца Профир М. К. Исаева Н. В. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что проезд к земельному участку истца отсутствует. На неоднократные обращения Профир М. К. в администрацию МО СП «Зеленец» с просьбой организовать проезд, органом местного самоуправления надлежащие меры не принимались.

Представитель ответчика администрации СП «Зеленец» Данильченков Н. В. в судебном заседании возражал удовлетворению исковых требований, поскольку земельные участки находятся в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе, в связи с чем, обустройство проезда возможно исключительно в виде дороги с твердым покрытием. Поскольку дорожная деятельность в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится к полномочиям администрации района, соответственно, администрация сельского поселения является ненадлежащим ответчиком. Кроме того, указал, что решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 28.05.2018 к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> уже обеспечен проезд, в связи с чем, через данный участок имеется возможность прохода к участкам <данные изъяты> и <данные изъяты>.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация МО МР «Сыктывдинский», Кашкар Ю. Н., полагала требования истца не подлежащими удовлетворению.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК, Отдел водных ресурсов Двинско-Печорского БВУ по РК, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, истец Профир М. К. на основании постановлений администрации сельского поселения «Зеленец» от <дата> и от <дата> , договоров аренды земельного участка от <дата> и от <дата>, является арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенному по адресу: <адрес>, имеющих категорию «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «отдельно стоящие односемейные дома традиционного типа с земельными участками, для индивидуальной жилой застройки».

25.06.2020 Профир М. К. в адрес администрации сельского поселения «Зеленец» направлена претензия, в которой истец просила обеспечить проезд к земельным участкам.

Письмом администрации сельского поселения «Зеленец» от 07.07.2020 истцу отказано в обеспечении проезда, что послужило поводом для обращения в суд.

Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 3 статьи 129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

По правилам, установленным положениями статьи 607 Гражданского кодекса РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Кодексом, федеральными законами (часть 1 статьи 43 Земельного кодекса РФ).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 45 Постановления № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав», в силу ст. 304, 305 Гражданского кодекса РФ иск об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

В судебном заседании достоверно установлено и не оспаривалось сторонами, что администрацией сельского поселения «Зеленец» предоставлены Профир М. К. земельные участки на праве аренды, однако проезд к данным участкам не обеспечен.

Пункт 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» относит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения к полномочиям органов местного самоуправления.

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией РФ полномочия, установил в Федеральном законе №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления.

К числу вопросов местного значения поселения названный Федеральный закон относит утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами (п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ).

При этом суд учитывает, что данная норма носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения органами местного самоуправления, это положение не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления данной обязанности.

В силу части 2 статьи 45.1 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок.

Надлежащее исполнение органами местного самоуправления обусловленных его конституционной природой обязанностей по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования является, как указал Конституционный Суд РФ, императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти (постановления от 02.04.2002 №7-П, от 30.03.2012 №9-П и от 27.06.2013 № 15-П).

При этом учитывая положения Конституции РФ, а также Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления применительно к обеспечению эффективного и ответственного решения вопросов местного значения в интересах населения, гарантированию прав и свобод граждан, проживающих на соответствующей территории, должны учитывать требования действующего федерального законодательства, в том числе гражданского, земельного и жилищного, которое входит в единую правовую систему Российской Федерации.

Установленные по делу обстоятельства, при которых принадлежащее истцу на праве аренды недвижимое имущество имеет расположение в границах населенного пункта «Зеленец», входящего в границы административной территории муниципального образования сельского поселения «Зеленец», администрация которого не соблюла требования федерального законодательства в части планирования территории земель поселения, предполагающего своей целью, в том числе обеспечения прав и законных интересов физических лиц, в том числе правообладателей земельных участков, в виду отсутствия свободного доступа истца к принадлежащим земельным участкам, по убеждению суда, являются в своей совокупности достаточным правовым основанием для возложения рассматриваемой обязанности на администрацию поселения. При этом доводы представителя ответчика о том, что обустройство проезда к участку истца относится к полномочиям муниципального района суд находит основанными на неверном толковании норм права.

Кроме того, как указывалось выше, спорные земельные участки предоставлены истцу на основании постановлений администрации сельского поселения «Зеленец» от <дата> и от <дата> , договоров аренды земельного участка от <дата> и от <дата> органом местного самоуправления в лице администрации МО СП «Зеленец» для строительства индивидуального жилого дома.

Государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты><данные изъяты> осуществлен <дата> на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет от <дата>.

Земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, с сохранением последнего в измененных границах.

Постановлениями администрации сельского поселения «Зеленец» от <дата> и от <дата> утверждены схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, образуемые из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

Согласно межевому плану доступ к образованным земельным участкам обеспечен посредством земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 07.07.2006 в соответствии с материалами инвентаризации земель, утвержденными Постановлением Главы администрации муниципального образования «Сыктывдинский район» №6/75 от 22.06.1999.

При согласовании местоположении границ, постановки земельных участков на кадастровый учет 03.12.2015 администрацией сельского поселения «Зеленец» дано согласие, в котором указала, что не возражает доступу образуемым земельным участкам <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> через земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> (л.д. 109).

Установленные по делу обстоятельства, при которых принадлежащее истцу недвижимое имущество имеет расположение в границах населенного пункта «Зеленец», входящего в границы административной территории муниципального образования СП «Зеленец», земельные участки предоставлены Профир М. К. на основании постановлений администрации СП «Зеленец», предоставившей участки, и согласовавшей схему местоположения границ участков и проезда, которая при этом не соблюла требования федерального законодательства в части планирования территории земель поселения, предполагающего своей целью, в том числе обеспечения прав и законных интересов физических лиц, в том числе правообладателей земельных участков, в виду отсутствия свободного доступа истца к принадлежащим ей участкам, по убеждению суда, являются в своей совокупности достаточным правовым основанием для возложения обязанности на администрацию поселения обустроить проезд к земельным участкам.

Разрешая доводы ответчика о том, что спорные земельные участки находятся в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе, а равно обустройство проезда возможно исключительно в виде дороги с твердым покрытием, а дорожная деятельность, в свою очередь, относится к полномочиям администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», суд исходит из следующего.

В силу статьи 1 Водного кодекса РФ водный объект это - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.

Водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) являются поверхностными водными объектами, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (статья 5 Водного кодекса РФ).

В силу ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч.2).

В границах водоохранных зон запрещаются, в том числе, движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (ч.15).

Согласно положениям Приказа Росстата от 29.12.2017 №887 «Об утверждении методологических положений по статистике транспорта» в зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги. К твердому покрытию автомобильных дорог относится усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами)).

Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 №266 утвержден «СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*» (далее – Свод правил).

Согласно п. 3.93а твердое покрытие представляет собой дорожное покрытие в составе дорожных одежд капитального, облегченного и переходного типов.

Согласно п. 8.4 Свода правил дорожные одежды подразделяются на следующие типы в зависимости от видов покрытий:

- капитальные: цементобетонные монолитные; железобетонные, монолитные и сборные или из предварительно напряженного железобетона, армобетонные сборные и монолитные; асфальтобетонные.

- облегченные: асфальтобетонные; из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими материалами.

- переходные: щебеночные и гравийные; из грунтов и каменных материалов, обработанных вяжущими или армированных геосинтетическими материалами.

- низшие: из грунтов, армированных геосинтетическими материалами или улучшенных добавками.

С учетом изложенного, твердое покрытие представляет собой разные варианты исполнения, в том числе, в которых могут быть выполнены проезды к участкам истца.

Ссылки администрации сельского поселения «Зеленец» о том, что решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 28.05.2018 к земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> уже обеспечен проезд, в связи с чем, через данный участок имеется возможность прохода к участкам <данные изъяты> и <данные изъяты>, суд находит несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права. Проезд должен быть обеспечен к каждому земельному участку с целью беспрепятственного прохода и проезда, в том числе, транспортных средств пожарной, скорой службы и иной спецтехники.

Учитывая изложенное, суд находит исковые требования Профир М. К. подлежащими удовлетворению.

При этом возлагая на администрацию сельского поселения «Зеленец» обязанность обеспечить проезд к земельным участкам истца, суд считает возможным указать, что такая обязанность не является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопроса местного значения в пределах предоставленных законом полномочий.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Профир М. К. к администрации муниципального образования сельского поселения «Зеленец» о возложении обязанности обеспечить проезд к земельному участку удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию сельского поселения «Зеленец» обеспечить проезд к земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым <данные изъяты>, расположенному по адресу: <адрес> и к земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенному по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 22.12.2020.

Судья Е. В. Щенникова

2-602/2020 ~ М-552/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Профир Марина Константиновна
Ответчики
АСП "Зеленец"
Другие
администрация МО МР "Сыктывдинский"
Министрество природных ресурсов и охраны окружающей среды РК
отдел водных ресурсов Двинско-печорского БВУ по РК
Исаева Надежда Васильевна
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Щенникова Елена Викторовна
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
17.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2020Передача материалов судье
18.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.09.2020Предварительное судебное заседание
13.10.2020Судебное заседание
18.11.2020Судебное заседание
15.12.2020Судебное заседание
22.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее