Судья Михеева Т.А. Дело № 33-1663/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июня 2018 г. г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.,
судей Наместниковой Л.А., Ларионовой С.В.,
при секретаре Цивилевой Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поляковой Юлии Александровны к Департаменту здравоохранения Орловской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании компенсационной выплаты по договору,
по апелляционной жалобе Федерального фонда обязательного медицинского страхования на решение Советского районного суда г. Орла от 05 апреля 2018 г., которым постановлено:
«Исковое заявление Поляковой Юлии Александровны к Департаменту здравоохранения Орловской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, третьи лица – Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Орловской области, Департамент финансов Орловской области о взыскании компенсационной выплаты по договору удовлетворить.
Взыскать в пользу Поляковой Юлии Александровны единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб., в том числе с Федерального фонда обязательного медицинского страхования 600 000 руб., с Департамента здравоохранения Орловской области 400 000 руб. за счет казны Орловской области».
Заслушав доклад судьи Наместниковой Л.А., возражения на апелляционную жалобу Поляковой Ю.А. и ее представителя по ордеру адвоката Сачковой Г.Е., полагавших решение суда законным и обоснованным, представителя ответчика Департамента здравоохранения Орловской области по доверенности Морозовой Ю.А., судебная коллегия
установила:
Полякова Ю.А. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании компенсационной выплаты по договору.
В обоснование заявленных требований указала, что с 01 сентября 2017 г. работает врачом-офтальмологом в бюджетном учреждении здравоохранения Орловской области «Краснозоренская центральная районная больница» (далее – БУЗ ОО «Краснозоренская ЦРБ»).
11 декабря 2017 г. между ней, работодателем и Департаментом здравоохранения Орловской области заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб., как медицинскому работнику с высшим образованием, прибывшему в 2016-2017 годах на работу в поселок городского типа на территории Орловской области.
До настоящего времени указанная выплата не произведена.
По изложенным основаниям, с учетом уточненных исковых требований, просила взыскать в ее пользу единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 рублей, в том числе: с ФФОМС в размере 600 000 рублей; с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в размере 400 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены территориальный фонд обязательного медицинского страхования Орловской области (далее - ТФОМС Орловской области), БУЗ ОО «Краснозоренская ЦРБ», Департамент финансов Орловской области и Управление Федерального казначейства по Орловской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) просит об отмене решения суда в части взыскания единовременной компенсационной выплаты в размере 600 000 руб.
Указывает на то, что не является стороной договора, в соответствии с которым Поляковой Ю.А. должна быть произведена компенсационная выплата, предусмотренная ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ), в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Отмечает, что ФФОМС во исполнение требований п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) до ТФОМС по Орловской области в 2017 году доведены лимиты бюджетных обязательств посредством направления соответствующих уведомления по расчетам между бюджетами по форме, установленной Минфином России на общую сумму <...> руб., в том числе из резерва <...> руб. Вместе с тем, Департаментом здравоохранения Орловской области заключены дополнительные договоры на предоставление единовременных компенсационных выплат с 18 медицинскими работниками, в том числе с Поляковой Ю.А., и совместно с ТФОМС направлена в ФФОМС заявка на получение иных межбюджетных трансфертов сверх утвержденных бюджетных ассигнований, в чем усматривается нарушение ст. 219 БК РФ, выразившееся в принятии бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования. Таким образом, учитывая, что ФФОМС не является стороной гражданско-правового договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты между медицинским работником и Департаментом здравоохранения Орловской области, которым приняты повышенные бюджетные обязательства в связи с заключением указанных договоров, то такие обязательства должны осуществляться самостоятельно за счет средств областного бюджета.
Ссылается на то, что оригинал заявки о предоставлении Поляковой Ю.А. единовременной компенсационной выплаты в надлежащем виде поступил в ФФОМС только в январе 2018 года, в то время как об использовании средств резерва, предусмотренного распределением в полном объеме, Департамент здравоохранения Орловской области и ТФОМС по Орловской области были уведомлены письмом ФФОМС от 27 декабря 2017 г. № 15290/21-и, что свидетельствует об отсутствии условий для софинансирования в порядке ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.
Обращает внимание также на то, что в 2018 году бюджетные ассигнования на осуществление единовременных компенсационных выплат в бюджете ФФОМС не предусмотрены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и ФФОМС единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 г. № 472-ФЗ) в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Предоставление иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных ч. 12.1 настоящей статьи, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Правительством Российской Федерации, при условии предоставления отчетности по форме и в порядке, которые установлены Федеральным фондом (ч. 12.4 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМС для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в ч. 12.2 названной статьи.
Так, в соответствии с ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ иные межбюджетные трансферты, предусмотренные ч. 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, предусматривающего установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в ч. 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 части первой ст. 77, п. 1, 2 и 4 части первой ст. 81, п. 1, 2, 5, 6 и 7 части первой ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;4) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением установленных настоящей статьей условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.
Правовое регулирование, установленное ч. 12.1 и 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. № 1868-О, от 27 октября 2015 г. № 2483-О).
В целях повышения эффективности реализации государственной политики в области социальной поддержки медицинских работников в сельской местности, качества и доступности оказания медицинской помощи сельскому населению на основании приведенной нормы закона постановлением Правительства Орловской области от 6 апреля 2017 г. № 145 утверждено Положение о предоставлении в 2017 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с высшим образованием, прибывшим (переехавшим) в 2016 и 2017 годах на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа на территории Орловской области (далее - Положение), действующее на момент возникновения спорных отношений.
Согласно п. 2 Положения право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей (далее - единовременная компенсационная выплата) имеют медицинские работники в возрасте до 50 лет, имеющие высшее образование (далее - медицинские работники), прибывшие в 2016 и 2017 году на работу в бюджетные учреждения здравоохранения Орловской области, расположенные в сельских населенных пунктах либо рабочих поселках, либо поселках городского типа (далее - учреждения здравоохранения), после окончания обучения в образовательной организации высшего образования или переехавшие в указанный период на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившие с Департаментом здравоохранения Орловской области договор, предусмотренный п. 3 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.
Из п. 4, 5 Положения следует, что заявление медицинского работника с прилагаемыми к нему документами регистрируется в день поступления в Департаменте, который в течение 15 календарных дней со дня регистрации заявления рассматривает документы и принимает решение о предоставлении единовременной компенсационной выплаты либо об отказе в этом.
Пунктом 6 Положения предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты является несоблюдение условий, предусмотренных абзацами первым - четвертым п. 2 Положения, и (или) представление неполного пакета документов, указанных в п. 3 Положения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2016 г. № 2772-р (в редакции от 7 декабря 2017 г.) (далее - Распоряжение), утверждено распределение в 2017 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМС в целях осуществления в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, согласно которому размер иных межбюджетных трансфертов, выделяемых из бюджета ФФОМС бюджету ТФОМС Орловской области, составил <...> руб.
При этом, в соответствии с п. 2 Распоряжения, в целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам при недостатке бюджетных ассигнований, выделенных бюджетам ТФОМС, на ФФОМС возложена обязанность по предоставлению иных межбюджетных трансфертов за счет средств резерва, который в 2017 году определен в размере <...> руб.
Как следует из ответа ФФОМС от 27 декабря 2017 г. № 15290/21-3/и Департаменту здравоохранения Орловской области по вопросу увеличения суммы межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС бюджету ТФОМС Орловской области на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году, в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ и п. 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2016 г. № 2772-р, устанавливающим право ФФОМС при недостатке выделенных бюджетам ТФОМС бюджетных ассигнований предоставлять иные межбюджетные трансферты за счет резерва, предусмотренного вышеприведенным распределением, межбюджетные трансферты на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам будут направлены в случае поступления заявок от ТФОМС Орловской области.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Полякова Ю.А., <дата> года рождения, после окончания обучения в медицинском институте Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева 01 сентября 2017 г. в соответствии с трудовым договором от указанной даты была принята на работу врачом-офтальмологом в БУЗ ОО «Краснозоренская ЦРБ», которая расположена в п. Красная Заря Краснозоренского района Орловской области.
11 сентября 2017 г. Полякова Ю.А. обратилась в Департамент здравоохранения Орловской области с заявлением о предоставлении ей в соответствии с постановлением Правительства Орловской области № 145 от 6 апреля 2017 г. единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб. в качестве меры социальной поддержки медицинскому работнику, отвечающему требованиям ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.
11 декабря 2017 г. на основании вышеуказанного заявления истца издан приказ Департамента здравоохранения Орловской области № 1085 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты Поляковой Ю.А. как медицинскому работнику с высшим образованием, прибывшему (переехавшему) в 2016 и 2017 годах на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа на территории Орловской области.
11 декабря 2017 г. между Департаментом здравоохранения Орловской области, БУЗ ОО «Краснозоренская ЦРБ» и Поляковой Ю.А. заключен договор № 29/2017-м, по условиям которого Департамент здравоохранения Орловской области обязан в течение 30 календарных дней с момента заключения договора перечислить единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб. на лицевой счет БУЗ ОО «Краснозоренской ЦРБ», которое в свою очередь обязано в течение 3 дней с момента поступления денежных средств перечислить их Поляковой Ю.А. на счет, открытый в кредитной организации.
13 декабря 2017 г. Департамент здравоохранения Орловской области направил заявку на декабрь 2017 года в ТФОМС Орловской области на получение иных межбюджетных трансфертов для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам на сумму <...> рублей, в том числе Поляковой Ю.А. (на сумму <...> руб.).
18 декабря 2017 года по защищенному каналу <...> (сеть №) вышеуказанная заявка в электронном виде поступила в ФФОМС.
В тоже время, иные межбюджетные трансферты бюджету ТФОМС Орловской области не были представлены, о чем в адрес Департамента здравоохранения Орловской области и ТФОМС Орловской области сообщено письмом ФФОМС от 27 декабря 2017 г. № 15290/21-3/и по результатам рассмотрения вышеприведенной заявки, в котором указано, что в 2017 году иные межбюджетные трансферты из бюджета ФФОМС на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам Орловской области в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 2772-р от 22 декабря 2016 г. предоставлены в полном объеме. При этом также сообщается, что увеличение бюджетных ассигнований на указанные цели для Орловской области за счет предусмотренного в утвержденном вышеприведенным распоряжением Правительства Российской Федерации № 2772-р распределении резерва не представляется возможным ввиду исчерпания такового.
Возражая против удовлетворения исковых требований Поляковой Ю.А., представитель ФФОМС в том числе ссылался на вышеприведенное письмо от 27 декабря 2017 г. В тоже время относимых и допустимых доказательств, достоверно подтверждающих, что на момент получения вышеуказанной заявки 18 декабря 2017 г. средства вышеприведенного резерва были израсходованы, представителем ФФОМС не было представлено как суду первой, так и апелляционной инстанции. В связи с этим несостоятельны доводы апелляционной жалобы, в которых указывается на невозможность предоставления из бюджета ФФОМС межбюджетных трансфертов ТФОМС Орловской области по вышеприведенной заявке ввиду израсходования предусмотренного утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации № 2772-р распределением резерва.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Полякова Ю.А. отвечает всем требованиям, которые предъявляются к медицинским работникам, имеющим право на получение единовременной компенсационной выплаты в порядке ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, в силу приведенных норм права районный суд пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Поляковой Ю.А. о взыскании в ее пользу единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб., возложив обязанность осуществления таковой на ФФОМС в размере 600 000 руб. и на Департамент здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в размере 400 000 руб. При этом вопреки доводам апелляционной жалобы районный суд правомерно исходил из того, что отсутствие денежных средств на предоставление истцу единовременной компенсационной выплаты не может являться безусловным основанием для отказа в иске.
Не может повлечь отмену решения суда и довод апелляционной жалобы о том, что поскольку оригинал вышеприведенной заявки от 13 декабря 2017 г. поступил в ФФОМС только в январе 2018 года, то это также исключало возможность перечисления межбюджетных трансфертов по таковой в 2017 году, т.е. в установленный ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ период, поскольку, как следует из материалов дела, указанная заявка принята ФФОМС по защищенному каналу <...> в электронном виде 18 декабря 2017 г. и рассмотрена 27 декабря 2017 г.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что ФФОМС является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является стороной по договору, заключенному с истцом в 2017 году, является несостоятельным, поскольку обязанность по единовременной компенсационной выплате из бюджета Федерального фонда вытекает из норм Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, его выводы подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 05 апреля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Михеева Т.А. Дело № 33-1663/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июня 2018 г. г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.,
судей Наместниковой Л.А., Ларионовой С.В.,
при секретаре Цивилевой Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поляковой Юлии Александровны к Департаменту здравоохранения Орловской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании компенсационной выплаты по договору,
по апелляционной жалобе Федерального фонда обязательного медицинского страхования на решение Советского районного суда г. Орла от 05 апреля 2018 г., которым постановлено:
«Исковое заявление Поляковой Юлии Александровны к Департаменту здравоохранения Орловской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, третьи лица – Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Орловской области, Департамент финансов Орловской области о взыскании компенсационной выплаты по договору удовлетворить.
Взыскать в пользу Поляковой Юлии Александровны единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб., в том числе с Федерального фонда обязательного медицинского страхования 600 000 руб., с Департамента здравоохранения Орловской области 400 000 руб. за счет казны Орловской области».
Заслушав доклад судьи Наместниковой Л.А., возражения на апелляционную жалобу Поляковой Ю.А. и ее представителя по ордеру адвоката Сачковой Г.Е., полагавших решение суда законным и обоснованным, представителя ответчика Департамента здравоохранения Орловской области по доверенности Морозовой Ю.А., судебная коллегия
установила:
Полякова Ю.А. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании компенсационной выплаты по договору.
В обоснование заявленных требований указала, что с 01 сентября 2017 г. работает врачом-офтальмологом в бюджетном учреждении здравоохранения Орловской области «Краснозоренская центральная районная больница» (далее – БУЗ ОО «Краснозоренская ЦРБ»).
11 декабря 2017 г. между ней, работодателем и Департаментом здравоохранения Орловской области заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб., как медицинскому работнику с высшим образованием, прибывшему в 2016-2017 годах на работу в поселок городского типа на территории Орловской области.
До настоящего времени указанная выплата не произведена.
По изложенным основаниям, с учетом уточненных исковых требований, просила взыскать в ее пользу единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 рублей, в том числе: с ФФОМС в размере 600 000 рублей; с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в размере 400 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены территориальный фонд обязательного медицинского страхования Орловской области (далее - ТФОМС Орловской области), БУЗ ОО «Краснозоренская ЦРБ», Департамент финансов Орловской области и Управление Федерального казначейства по Орловской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) просит об отмене решения суда в части взыскания единовременной компенсационной выплаты в размере 600 000 руб.
Указывает на то, что не является стороной договора, в соответствии с которым Поляковой Ю.А. должна быть произведена компенсационная выплата, предусмотренная ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ), в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Отмечает, что ФФОМС во исполнение требований п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) до ТФОМС по Орловской области в 2017 году доведены лимиты бюджетных обязательств посредством направления соответствующих уведомления по расчетам между бюджетами по форме, установленной Минфином России на общую сумму <...> руб., в том числе из резерва <...> руб. Вместе с тем, Департаментом здравоохранения Орловской области заключены дополнительные договоры на предоставление единовременных компенсационных выплат с 18 медицинскими работниками, в том числе с Поляковой Ю.А., и совместно с ТФОМС направлена в ФФОМС заявка на получение иных межбюджетных трансфертов сверх утвержденных бюджетных ассигнований, в чем усматривается нарушение ст. 219 БК РФ, выразившееся в принятии бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования. Таким образом, учитывая, что ФФОМС не является стороной гражданско-правового договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты между медицинским работником и Департаментом здравоохранения Орловской области, которым приняты повышенные бюджетные обязательства в связи с заключением указанных договоров, то такие обязательства должны осуществляться самостоятельно за счет средств областного бюджета.
Ссылается на то, что оригинал заявки о предоставлении Поляковой Ю.А. единовременной компенсационной выплаты в надлежащем виде поступил в ФФОМС только в январе 2018 года, в то время как об использовании средств резерва, предусмотренного распределением в полном объеме, Департамент здравоохранения Орловской области и ТФОМС по Орловской области были уведомлены письмом ФФОМС от 27 декабря 2017 г. № 15290/21-и, что свидетельствует об отсутствии условий для софинансирования в порядке ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.
Обращает внимание также на то, что в 2018 году бюджетные ассигнования на осуществление единовременных компенсационных выплат в бюджете ФФОМС не предусмотрены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и ФФОМС единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 г. № 472-ФЗ) в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Предоставление иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных ч. 12.1 настоящей статьи, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Правительством Российской Федерации, при условии предоставления отчетности по форме и в порядке, которые установлены Федеральным фондом (ч. 12.4 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМС для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в ч. 12.2 названной статьи.
Так, в соответствии с ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ иные межбюджетные трансферты, предусмотренные ч. 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, предусматривающего установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в ч. 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 части первой ст. 77, п. 1, 2 и 4 части первой ст. 81, п. 1, 2, 5, 6 и 7 части первой ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;4) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением установленных настоящей статьей условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.
Правовое регулирование, установленное ч. 12.1 и 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. № 1868-О, от 27 октября 2015 г. № 2483-О).
В целях повышения эффективности реализации государственной политики в области социальной поддержки медицинских работников в сельской местности, качества и доступности оказания медицинской помощи сельскому населению на основании приведенной нормы закона постановлением Правительства Орловской области от 6 апреля 2017 г. № 145 утверждено Положение о предоставлении в 2017 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с высшим образованием, прибывшим (переехавшим) в 2016 и 2017 годах на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа на территории Орловской области (далее - Положение), действующее на момент возникновения спорных отношений.
Согласно п. 2 Положения право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей (далее - единовременная компенсационная выплата) имеют медицинские работники в возрасте до 50 лет, имеющие высшее образование (далее - медицинские работники), прибывшие в 2016 и 2017 году на работу в бюджетные учреждения здравоохранения Орловской области, расположенные в сельских населенных пунктах либо рабочих поселках, либо поселках городского типа (далее - учреждения здравоохранения), после окончания обучения в образовательной организации высшего образования или переехавшие в указанный период на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившие с Департаментом здравоохранения Орловской области договор, предусмотренный п. 3 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.
Из п. 4, 5 Положения следует, что заявление медицинского работника с прилагаемыми к нему документами регистрируется в день поступления в Департаменте, который в течение 15 календарных дней со дня регистрации заявления рассматривает документы и принимает решение о предоставлении единовременной компенсационной выплаты либо об отказе в этом.
Пунктом 6 Положения предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты является несоблюдение условий, предусмотренных абзацами первым - четвертым п. 2 Положения, и (или) представление неполного пакета документов, указанных в п. 3 Положения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2016 г. № 2772-р (в редакции от 7 декабря 2017 г.) (далее - Распоряжение), утверждено распределение в 2017 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМС в целях осуществления в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, согласно которому размер иных межбюджетных трансфертов, выделяемых из бюджета ФФОМС бюджету ТФОМС Орловской области, составил <...> руб.
При этом, в соответствии с п. 2 Распоряжения, в целях осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам при недостатке бюджетных ассигнований, выделенных бюджетам ТФОМС, на ФФОМС возложена обязанность по предоставлению иных межбюджетных трансфертов за счет средств резерва, который в 2017 году определен в размере <...> руб.
Как следует из ответа ФФОМС от 27 декабря 2017 г. № 15290/21-3/и Департаменту здравоохранения Орловской области по вопросу увеличения суммы межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС бюджету ТФОМС Орловской области на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году, в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ и п. 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2016 г. № 2772-р, устанавливающим право ФФОМС при недостатке выделенных бюджетам ТФОМС бюджетных ассигнований предоставлять иные межбюджетные трансферты за счет резерва, предусмотренного вышеприведенным распределением, межбюджетные трансферты на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам будут направлены в случае поступления заявок от ТФОМС Орловской области.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Полякова Ю.А., <дата> года рождения, после окончания обучения в медицинском институте Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева 01 сентября 2017 г. в соответствии с трудовым договором от указанной даты была принята на работу врачом-офтальмологом в БУЗ ОО «Краснозоренская ЦРБ», которая расположена в п. Красная Заря Краснозоренского района Орловской области.
11 сентября 2017 г. Полякова Ю.А. обратилась в Департамент здравоохранения Орловской области с заявлением о предоставлении ей в соответствии с постановлением Правительства Орловской области № 145 от 6 апреля 2017 г. единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб. в качестве меры социальной поддержки медицинскому работнику, отвечающему требованиям ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.
11 декабря 2017 г. на основании вышеуказанного заявления истца издан приказ Департамента здравоохранения Орловской области № 1085 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты Поляковой Ю.А. как медицинскому работнику с высшим образованием, прибывшему (переехавшему) в 2016 и 2017 годах на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа на территории Орловской области.
11 декабря 2017 г. между Департаментом здравоохранения Орловской области, БУЗ ОО «Краснозоренская ЦРБ» и Поляковой Ю.А. заключен договор № 29/2017-м, по условиям которого Департамент здравоохранения Орловской области обязан в течение 30 календарных дней с момента заключения договора перечислить единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб. на лицевой счет БУЗ ОО «Краснозоренской ЦРБ», которое в свою очередь обязано в течение 3 дней с момента поступления денежных средств перечислить их Поляковой Ю.А. на счет, открытый в кредитной организации.
13 декабря 2017 г. Департамент здравоохранения Орловской области направил заявку на декабрь 2017 года в ТФОМС Орловской области на получение иных межбюджетных трансфертов для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам на сумму <...> рублей, в том числе Поляковой Ю.А. (на сумму <...> руб.).
18 декабря 2017 года по защищенному каналу <...> (сеть №) вышеуказанная заявка в электронном виде поступила в ФФОМС.
В тоже время, иные межбюджетные трансферты бюджету ТФОМС Орловской области не были представлены, о чем в адрес Департамента здравоохранения Орловской области и ТФОМС Орловской области сообщено письмом ФФОМС от 27 декабря 2017 г. № 15290/21-3/и по результатам рассмотрения вышеприведенной заявки, в котором указано, что в 2017 году иные межбюджетные трансферты из бюджета ФФОМС на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам Орловской области в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 2772-р от 22 декабря 2016 г. предоставлены в полном объеме. При этом также сообщается, что увеличение бюджетных ассигнований на указанные цели для Орловской области за счет предусмотренного в утвержденном вышеприведенным распоряжением Правительства Российской Федерации № 2772-р распределении резерва не представляется возможным ввиду исчерпания такового.
Возражая против удовлетворения исковых требований Поляковой Ю.А., представитель ФФОМС в том числе ссылался на вышеприведенное письмо от 27 декабря 2017 г. В тоже время относимых и допустимых доказательств, достоверно подтверждающих, что на момент получения вышеуказанной заявки 18 декабря 2017 г. средства вышеприведенного резерва были израсходованы, представителем ФФОМС не было представлено как суду первой, так и апелляционной инстанции. В связи с этим несостоятельны доводы апелляционной жалобы, в которых указывается на невозможность предоставления из бюджета ФФОМС межбюджетных трансфертов ТФОМС Орловской области по вышеприведенной заявке ввиду израсходования предусмотренного утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации № 2772-р распределением резерва.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Полякова Ю.А. отвечает всем требованиям, которые предъявляются к медицинским работникам, имеющим право на получение единовременной компенсационной выплаты в порядке ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, в силу приведенных норм права районный суд пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Поляковой Ю.А. о взыскании в ее пользу единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб., возложив обязанность осуществления таковой на ФФОМС в размере 600 000 руб. и на Департамент здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в размере 400 000 руб. При этом вопреки доводам апелляционной жалобы районный суд правомерно исходил из того, что отсутствие денежных средств на предоставление истцу единовременной компенсационной выплаты не может являться безусловным основанием для отказа в иске.
Не может повлечь отмену решения суда и довод апелляционной жалобы о том, что поскольку оригинал вышеприведенной заявки от 13 декабря 2017 г. поступил в ФФОМС только в январе 2018 года, то это также исключало возможность перечисления межбюджетных трансфертов по таковой в 2017 году, т.е. в установленный ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ период, поскольку, как следует из материалов дела, указанная заявка принята ФФОМС по защищенному каналу <...> в электронном виде 18 декабря 2017 г. и рассмотрена 27 декабря 2017 г.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что ФФОМС является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является стороной по договору, заключенному с истцом в 2017 году, является несостоятельным, поскольку обязанность по единовременной компенсационной выплате из бюджета Федерального фонда вытекает из норм Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, его выводы подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 05 апреля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи