Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1628/2016 ~ М-714/2016 от 08.02.2016

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

8 апреля 2016 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сергеева М.А. и ООО «Лангольер» об оспаривании решения Администрации г.о. Самара,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Сергеева М.А. и Общества с ограниченной ответственностью «Лангольер» постановление Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать Администрацию г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителей, приняв решение по их заявлению о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в общую долевую собственность за плату и направив заявителям проект договора купли-продажи земельного участка для целей, не связанных со строительством, по цене, равной 40% кадастровой стоимости, на основании п.3 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности <адрес>, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями», а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд <адрес>.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 апреля 2016 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сергеева М.А. и ООО «Лангольер» об оспаривании решения Администрации г.о. Самара,

установил:

Сергеев М.А. и ООО «Лангольер» обратились в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании решения Администрации г.о. Самара. В обоснование заявления указывают, что ДД.ММ.ГГГГ они обратились в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, площадью 1099±12 м2 по адресу: <адрес>, для целей, не связанных со строительством, за 40% кадастровой стоимости на основании п.3 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности <адрес>, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями». ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.о. Самара было принято решение об отказе в предоставлении данного земельного участка в собственность за выкуп за 40% кадастровой стоимости. Считают указанное решение незаконным и нарушающим их права и законные интересы. Сергеев М.А. является участником общей долевой собственности с размером доли 1/10 на нежилое здание площадью 64,2 м2, по адресу: <адрес>, кадастровый . ООО «Лангольер» является участником общей долевой собственности с размером доли 9/10 на то же здание. В качестве основания для отказа указано, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с п.1.3 Административного регламента министерства строительства <адрес> по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», утвержденного Приказом министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Согласно ст. 39.20 ЗК РФ, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках имеют исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду. Согласно пп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ. В случае, если помещения в здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. Ими были соблюдены все требования, содержащиеся в перечне документов, утвержденном приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ , проведены все необходимые работы по формированию земельного участка, постановке его на кадастровый учет, утверждению схемы расположения земельного участка. Просят признать Постановление Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ООО «Лангольер» и Сергееву М.А. в предоставлении земельного участка незаконным, обязать Администрацию г.о. Самара принять соответствующее решение по заявлению Сергеева М.А. и ООО «Лангольер», предоставить в общую долевую собственность за выкуп земельный участок, с кадастровым номером , площадью 1099±12 м2 по адресу: <адрес>, для целей, не связанных со строительством, за 40% кадастровой стоимости на основании п.3 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности <адрес>, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями».

В судебном заседании представитель ООО «Лангольер» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и Сергеева М.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Астахова Н.А. заявленные требования поддержала.

Представитель Администрации г.о. Самара по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Краснопевцева Т.Н. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 134-137).

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратился с заявлением на имя Главы Администрации г.о. Самара о предоставлении земельного участка с кадастровым номером площадью 1 099,00 м2 по адресу: <адрес>, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, в соответствии с пп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ (л.д. 9-10). Просили предоставить им земельный участок в общую долевую собственность со следующими размерами долей в праве: ООО «Лангольер» – <данные изъяты> Сергеев М.А. – <данные изъяты>

Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8) истцам отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на п.1 ст.39.16 ЗК РФ и пп.1 п.2.14 Административного регламента Министерства строительства <адрес> по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», утв. приказом Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п (отсутствие у заявителей права на приобретение земельного участка без проведения торгов).

Из материалов дела следует, что истцам с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве общей долевой собственности с указанными выше размерами долей в праве нежилое здание по адресу: <адрес>, с кадастровым номером (л.д. 90-93).

Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка, занимаемого зданием, на кадастровом плане территории (л.д. 11-12). Площадь образуемого земельного участка в утвержденных указанным распоряжением границах составила 1 099 м2.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера (л.д. 30-31).

Согласно ст.39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органом местного самоуправления в пределах его компетенции.

В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 19.08.2015 г. №929 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара (во всех случаях), а также по подготовке проектов соответствующих распорядительных актов Администрации г.о. Самара о предоставлении земельных участков и заключении договоров купли-продажи земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ.

Тем же актом руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара, по подготовке проектов соответствующих распорядительных актов Администрации г.о. Самара о предоставлении земельных участков и заключении договоров купли-продажи земельных участков в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ.

В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Поскольку в рассматриваемом случае государственный кадастровый учет испрашиваемого заявителями земельного участка уже был осуществлен, для приобретения прав на землю вышеописанная процедура должна осуществляться, начиная с шестого этапа.

В соответствии с п.3, 5 ст.39.17 ЗК РФ, в течение 10 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям п.1 ст.39.17 ЗК РФ, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с п.2 ст.39.17 ЗК РФ. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для предоставления земельного участка без проведения торгов, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в 3 экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст.39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Таким образом, Администрация г.о. Самары, являясь уполномоченным на разрешение обращения заявителя органом, была обязана либо возвратить заявление истцу в течение 10 дней после его получения либо принять одно из указанных выше решение никак не позднее 30 дней после ДД.ММ.ГГГГ (т.е., не позднее ДД.ММ.ГГГГ).

Решение по обращению заявителей было принято ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с нарушением указанного срока.

В соответствии с п.1 ст.39.20 ЗК РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Поэтому истцы как собственники нежилого здания обладают правом (исключительным) на приобретение указанного земельного участка в собственность или в аренду. Право выбора (между приватизацией земельного участка и заключением договора его аренды) принадлежит истцам.

Согласно пп.3 п.1 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (действовавшего на момент обращения истцов с заявлением о предоставлении земельного участка), до ДД.ММ.ГГГГ продажа земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений осуществляется по цене, составляющей 40% от их кадастровой стоимости.

Таким образом, при обращении ранее ДД.ММ.ГГГГ истцы имели право требовать предоставления им земельного участка с кадастровым номером за выкуп по цене, составляющей 40% от кадастровой стоимости земельного участка.

Истцы обратились с соответствующим заявлением ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, истцы вправе приватизировать указанный выше земельный участок без проведения торгов. Отказ в продаже истцам земельного участка, выраженный в оспариваемом истцами постановлении Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ , не соответствует закону и нарушает их исключительное право на приватизацию земельного участка.

Возражая против иска, ответчик ссылается на то обстоятельство, что в приложенном к заявлению истцов о предоставлении земельного участка кадастровом паспорте здания (л.д. 58-59) было указано, что оно расположено на земельном участке с кадастровым номером , а не , аналогичное указание имеется в договоре купли-продажи здания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 60-61).

Однако при разбирательстве дела судом на основе данных публичной кадастровой карты (maps.rosreestr.ru) установлено, что земельный участок с кадастровым номером имеет статус ранее учтенного (т.е. прошедшего кадастровый учет до введения в действие ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), права на него не зарегистрированы, на публичной кадастровой карте этот земельный участок полностью находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером , занимаемого дорогой общего пользования – <адрес>, принадлежащее истцам здание никак не может находиться в границах земельного участка с кадастровым номером

Истцами представлена кадастровая выписка в отношении здания от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером (л.д. 132-133).

Таким образом, приложенный к заявлению истцов о предоставлении земельного участка кадастровый паспорт содержал неактуальную информацию.

Мнение ответчика о том, что данное обстоятельство давало ему основание для отказа в предоставлении земельного участка по заявлению истцов, является ошибочным, т.к. исчерпывающий перечень оснований для отказа установлен ст.39.16 ЗК РФ, в нем отсутствует такое основание, как наличие противоречий или ошибок в представленных заявителем документах. Ответчик мог и должен был установить на основе данных публичной кадастровой карты, что земельный участок, на котором, согласно представленному кадастровому паспорту, находится здание, в действительности расположен на проезжей части <адрес>, следовательно, в представленном заявителями документе содержится ошибка. В этом случае, по аналогии с п.3 ст.39.17 ЗК РФ, ответчик имел право возвратить истцам их заявление. Поскольку в настоящее время ошибка устранена, основания для возвращения заявления отпали.

Границы испрашиваемого истцами земельного участка определены схемой его расположения на кадастровом плане территории, утвержденной компетентным органом местного самоуправления. Схема расположения утверждена с учетом назначения земельного участка как территории, занимаемой зданием и необходимой для его обслуживания. Муниципальный правовой акт об утверждении схемы расположения земельного участка не отменен и не оспорен в суде.

Таким образом, оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных ст.39.16 ЗК РФ, при рассмотрении заявления судом не установлено.

Согласно п.8 ст.226 КАС РФ, при проверке законности решения, действия (бездействия) органа, наделенного властными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

Разрешая требование о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, суд обязывает устранить допущенное нарушение прав заявителя посредством принятия решения по его обращению. Следовательно, ответчик должен принять решение по обращению заявителей, предусмотренное п.5 ст.39.17 ЗК РФ.

Устранение допущенного нарушения прав истцов должно быть осуществлено путем принятия решения по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка, включая подготовку проекта договора купли-продажи и его направление заявителям, как то предусмотрено п.5 ст.39.17 ЗК РФ.

В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Принимая во внимание, что для устранения нарушения прав заявителей необходимо подготовить проект договора купли-продажи, который до настоящего времени не подготовлен, суд считает, что тридцатидневный срок является разумным для исполнения решения.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Сергеева М.А. и Общества с ограниченной ответственностью «Лангольер» постановление Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать Администрацию г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителей, приняв решение по их заявлению о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в общую долевую собственность за плату и направив заявителям проект договора купли-продажи земельного участка для целей, не связанных со строительством, по цене, равной 40% кадастровой стоимости, на основании п.3 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности <адрес>, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями», а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 13.04.2016 г.

Судья                (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2а-1628/2016 ~ М-714/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Лангольер"
Сергеев М.А.
Ответчики
Администрация г.о. Самара
Другие
Краснопевцева Т.Н.
Департамент градостроительства г.о. Самара
Синчукова Е.П.(представитель истцов)
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на сайте суда
leninsky--sam.sudrf.ru
08.02.2016Регистрация административного искового заявления
09.02.2016Передача материалов судье
11.02.2016Решение вопроса о принятии к производству
26.02.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2016Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
24.03.2016Подготовка дела (собеседование)
31.03.2016Подготовка дела (собеседование)
31.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2016Судебное заседание
13.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
28.06.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
11.07.2016Судебное заседание
12.07.2016Судебное заседание
12.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
27.07.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
28.07.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
08.08.2016Судебное заседание
09.08.2016Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
12.08.2016Изучение поступившего ходатайства/заявления
31.08.2016Судебное заседание
27.01.2017Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
27.01.2017Изучение поступившего ходатайства/заявления
08.02.2017Судебное заседание
13.02.2017Судебное заседание
10.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее