Дело № 2-6607/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2016 года город Новосибирск
Ленинский районный суд города Новосибирска
в составе председательствующего судьи Лисюко Е.В.,
при секретаре судебного заседания Гулевич И.А.,
рассмотрев гражданское дело по иску Гужа О.В. к Гужа Ю.Н. , войсковой части 3698, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
истец обратилась с указанным иском, в котором просила признать за ней право собственности в порядке приватизации на однокомнатную квартиру, общей площадью 29,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что её мужу Гужа Ю.Н. как военнослужащему выделена указанная квартира на основании договора социального найма № от 17.11.2014г., заключенного между Гужа Ю.Н. и войсковой частью 3698.
Вышеуказанная квартира принадлежит Российской Федерации, в результате того, что полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений учреждениям МО РФ не делегированы, нарушено право истца на приватизацию квартиры, в которой муж и она проживают по договору социального найма, право приватизации жилых помещений ранее не использовано.
В судебном заседании представитель истца Гужа О.В.- Латоха О.Е. исковые требования и доводы заявления поддержала.
Ответчик Гужа Ю.Н. в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что решением войсковой части ему была предоставлена квартира, на момент принятия решения он не был женат. На момент заключения договора социального найма он уже женился, однако супруга не была учтена в качестве члена семьи в договоре. Супругу он вселил в качестве члена семьи, просил признать за ней право собственности на жилое помещение, поскольку он уже участвовал в приватизации.
Представитель ответчика войсковой части 3698 Ершов Ю.А. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что на основании протокола заседания Жилищной комиссии войсковой части 3287 от 22.12.2011 №18 спорная квартира была предоставлена прапорщику Гужа Ю.Н. на одного человека. Брак между истцом и нанимателем Гужа Ю.Н. заключен 27.07.2013, договор социального найма изменен не был, истица вселена в квартиру без согласия наймодателя в нарушение требований ст.677-679 ГК РФ. Просят в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил,
Выслушав пояснения участников процесса, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе в ст. 15 Закона указано, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений.
Как видно из материалов гражданского дела, на основании протокола №18 заседания жилищной комиссии войсковой части 3287 от 22.12.2011 контролеру прапорщику Гужа Ю.Н. предоставлена однокомнатная квартира, общей площадью 29,76 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
31.01.2012 между Гужа Ю.Н. и войсковой частью 3698 Сибирского РК внутренних войск МВД России заключен договор найма № на однокомнатную квартиру, общей площадью 29,76 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, а 17.11.2014 между Гужа Ю.Н. и войсковой частью 3698 заключен договор социального найма № в отношении той же квартиры.
27.07.2013 между Гужа Ю.Н. и Гужа (до регистрации брака – Дементьева) О.В. зарегистрирован брак.
Согласно выписке из домовой книги, истец Гужа О.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> с 04.08.2016г., Гужа Ю.Н. – с 28.08.2014.
Согласно выписке из ЕГРП вышеуказанная квартира находится в собственности Российской Федерации и принадлежит на праве оперативного управления войсковой части 3698.
В силу ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке (ч. 1), члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. В соответствии с п. 1 ст. 679 ГК РФ с согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ним проживающих, в жилое помещение могут быть вселены другие граждане в качестве постоянно проживающих с нанимателем.
Частью 1 ст. 70 ЖК РФ также предусмотрено, что наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.
Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.
Из разъяснений, изложенных в п. п. 24 - 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что согласно ч. 2 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии. Члены семьи нанимателя имеют, в частности, следующие права: бессрочно пользоваться жилым помещением (ч. 2 ст. 60 ЖК РФ); сохранять право пользования жилым помещением в случае временного отсутствия (ст. 71 ЖК РФ); участвовать в решении вопросов: переустройства и перепланировки жилого помещения (п. 5 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ), вселения в установленном порядке в жилое помещение других лиц (ст. 70 ЖК РФ), обмена жилого помещения (ст. 72 ЖК РФ), сдачи жилого помещения в поднаем (ст. 76 ЖК РФ), вселения временных жильцов (ст. 80 ЖК РФ), переселения в жилое помещение меньшего размера (ст. 81 ЖК РФ), изменения договора социального найма (ст. 82 ЖК РФ), расторжения договора социального найма (ч. 2 ст. 83 ЖК РФ) (п. 24).
По смыслу находящихся в нормативном единстве положений ст. 69 ЖК РФ и ч. 1 ст. 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного ч. 1 ст. 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи. В соответствии с ч. 1 ст. 70 ЖК РФ наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и родителей.
При этом не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (ч. 5 ст. 50 ЖК РФ) (п. 26).
Вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя согласно ч. 2 ст. 70 ЖК РФ влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного ч. 1 ст. 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи (п. 27).
Доводы ответчика о том, что Гужа Ю.Н. не вправе был вселить истицу в квартиру без согласия наимодателя, не состоятельны.
Из приведенных выше норм права и разъяснений по их применению следует, что согласие наймодателя в письменной форме требуется на вселение лиц, не являющихся членами семьи (часть 1 статьи 69, часть 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом наймодатель наделен правом запретить вселение других граждан, если общая площадь на каждого человека составит менее учетной нормы на каждого проживающего. Иных оснований запрета вселения действующим жилищным законодательством не предусмотрено.
Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации, каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ доказательств, подтверждающих, что данная квартира не подлежит приватизации, ответчиком не представлено.
Договор социального найма, заключенный с Гужа Ю.Н. не расторгался, не изменялся, не признавался недействительным или незаключенным.
Право приватизации жилого помещения истец ранее не использовала, что подтверждено сведениями о регистрации по месту жительства, справками об отсутствии зарегистрированных прав на недвижимое имущество, начиная с 1991г. по настоящее время.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истец, имея право на приватизацию занимаемого жилого помещения, лишена такой возможности по обстоятельствам, от нее не зависящим.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
удовлетворить исковые требования Гужа О.В. .
Признать за Гужа О.В. право собственности в порядке приватизации на однокомнатную квартиру, общей площадью 29,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Решение, вступившее в законную силу, является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления войсковой части 3698 на квартиру по адресу: <адрес> и внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Ленинский районный суд г.Новосибирска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято судом в окончательной форме 17.10.2016.
Судья (подпись) Е.В. Лисюко